Маджхима Никая 149
Махасалаятаника Сутта
Великая Шестеричная Основа

1. Так я слышал. Однажды Благословенный проживал в Саваттхи в роще Джеты в монастыре Анатхапиндики. Там Благословенный обратился к монахам так: «Монахи!»

«Достопочтенный!» – ответили они. Благословенный сказал следующее:

2. «Монахи, я расскажу вам о великой шестеричной основе. Слушайте внимательно то, о чём я буду говорить».

«Да, Достопочтенный», – ответили монахи. Благословенный сказал следующее:

3. «Монахи,

когда человек не знает и не видит глаз, как он есть на самом деле;

когда человек не знает и не видит формы, как она есть на самом деле;

когда человек не знает и не видит зрительное сознание, как оно есть на самом деле;

когда человек не знает и не видит зрительный контакт, как он есть на самом деле;

когда человек не знает и не видит чувство, ощущаемое как приятное, болезненное или ни-болезненное-ни-приятное, возникающее со зрительным контактом в качестве условия, как оно есть на самом деле –

то тогда его охватывает жажда к глазу, его охватывает жажда к формам, его охватывает жажда к зрительному сознанию, его охватывает жажда к зрительному контакту, его охватывает жажда к чувству, ощущаемому как приятное, болезненное или ни-болезненное-ни-приятное, возникающему со зрительным контактом в качестве условия.

Когда он охвачен жаждой, опутанный, ослеплённый, задерживая внимание на привлекательном, то тогда пять совокупностей, искажённых цеплянием, сами собой выстраиваются в будущем. Его страстное желание, которое ведёт к новой вовлечённости, сопровождаемая наслаждением и страстью, находящая удовольствие в том и в этом, возрастает. Его телесные и умственные проблемы увеличиваются, его телесные и умственные мучения увеличиваются, его телесные и умственные неспокойствия увеличиваются, и он переживает телесное и умственное страдание.

4. Когда человек не знает и не видит ухо, как оно есть на самом деле;

когда человек не знает и не видит звук, как он есть на самом деле;

когда человек не знает и не видит слуховое сознание, как оно есть на самом деле;

когда человек не знает и не видит слуховой контакт, как он есть на самом деле;

когда человек не знает и не видит чувство, ощущаемое как приятное, болезненное или ни-болезненное-ни-приятное, возникающее со слуховым контактом в качестве условия, как оно есть на самом деле –

то тогда его охватывает жажда к уху, его охватывает жажда к звукам, его охватывает жажда к слуховому сознанию, его охватывает жажда к слуховому контакту, его охватывает жажда к чувству, ощущаемому как приятное, болезненное или ни-болезненное-ни-приятное, возникающему со слуховым контактом в качестве условия.

Когда он охвачен жаждой, опутанный, ослеплённый, задерживая внимание на привлекательном, то тогда пять совокупностей, искажённых цеплянием, сами собой выстраиваются в будущем. Его страстное желание, которое ведёт к новой вовлечённости, сопровождаемая наслаждением и страстью, находящая удовольствие в том и в этом, возрастает. Его телесные и умственные проблемы увеличиваются, его телесные и умственные мучения увеличиваются, его телесные и умственные неспокойствия увеличиваются, и он переживает телесное и умственное страдание.

5. Когда человек не знает и не видит нос, как он есть на самом деле;

когда человек не знает и не видит запах, как он есть на самом деле;

когда человек не знает и не видит обонятельное сознание, как оно есть на самом деле;

когда человек не знает и не видит обонятельный контакт, как он есть на самом деле;

когда человек не знает и не видит чувство, ощущаемое как приятное, болезненное или ни-болезненное-ни-приятное, возникающее с обонятельным контактом в качестве условия, как оно есть на самом деле –

то тогда его охватывает жажда к носу, его охватывает жажда к запахам, его охватывает жажда к обонятельному сознанию, его охватывает жажда к обонятельному контакту, его охватывает жажда к чувству, ощущаемому как приятное, болезненное или ни-болезненное-ни-приятное, возникающему с обонятельным контактом в качестве условия.

Когда он охвачен жаждой, опутанный, ослеплённый, задерживая внимание на привлекательном, то тогда пять совокупностей, искажённых цеплянием, сами собой выстраиваются в будущем. Его страстное желание, которое ведёт к новой вовлечённости, сопровождаемая наслаждением и страстью, находящая удовольствие в том и в этом, возрастает. Его телесные и умственные проблемы увеличиваются, его телесные и умственные мучения увеличиваются, его телесные и умственные неспокойствия увеличиваются, и он переживает телесное и умственное страдание.

6. Когда человек не знает и не видит язык, как он есть на самом деле;

когда человек не знает и не видит вкус, как он есть на самом деле;

когда человек не знает и не видит вкусовое сознание, как оно есть на самом деле;

когда человек не знает и не видит вкусовой контакт, как он есть на самом деле;

когда человек не знает и не видит чувство, ощущаемое как приятное, болезненное или ни-болезненное-ни-приятное, возникающее со вкусовым контактом в качестве условия, как оно есть на самом деле –

то тогда его охватывает жажда к языку, его охватывает жажда к вкусам, его охватывает жажда к вкусовому сознанию, его охватывает жажда к вкусовому контакту, его охватывает жажда к чувству, ощущаемому как приятное, болезненное или ни-болезненное-ни-приятное, возникающему со вкусовым контактом в качестве условия.

Когда он охвачен жаждой, опутанный, ослеплённый, задерживая внимание на привлекательном, то тогда пять совокупностей, искажённых цеплянием, сами собой выстраиваются в будущем. Его страстное желание, которое ведёт к новой вовлечённости, сопровождаемая наслаждением и страстью, находящая удовольствие в том и в этом, возрастает. Его телесные и умственные проблемы увеличиваются, его телесные и умственные мучения увеличиваются, его телесные и умственные неспокойствия увеличиваются, и он переживает телесное и умственное страдание.

7. Когда человек не знает и не видит тело, как оно есть на самом деле;

когда человек не знает и не видит телесное ощущение, как оно есть на самом деле;

когда человек не знает и не видит зрительное сознание, как оно есть на самом деле;

когда человек не знает и не видит телесный контакт, как он есть на самом деле;

когда человек не знает и не видит чувство, ощущаемое как приятное, болезненное или ни-болезненное-ни-приятное, возникающее с телесным контактом в качестве условия, как оно есть на самом деле –

то тогда его охватывает жажда к телу, его охватывает жажда к телесным ощущениям, его охватывает жажда к телесному сознанию, его охватывает жажда к телесному контакту, его охватывает жажда к чувству, ощущаемому как приятное, болезненное или ни-болезненное-ни-приятное, возникающему с телесным контактом в качестве условия.

Когда он охвачен жаждой, опутанный, ослеплённый, задерживая внимание на привлекательном, то тогда пять совокупностей, искажённых цеплянием, сами собой выстраиваются в будущем. Его страстное желание, которое ведёт к новой вовлечённости, сопровождаемая наслаждением и страстью, находящая удовольствие в том и в этом, возрастает. Его телесные и умственные проблемы увеличиваются, его телесные и умственные мучения увеличиваются, его телесные и умственные неспокойствия увеличиваются, и он переживает телесное и умственное страдание.

8. Когда человек не знает и не видит ум, как он есть на самом деле;

когда человек не знает и не видит умственный объект, как он есть на самом деле;

когда человек не знает и не видит умственное сознание, как оно есть на самом деле;

когда человек не знает и не видит умственный контакт, как он есть на самом деле;

когда человек не знает и не видит чувство, ощущаемое как приятное, болезненное или ни-болезненное-ни-приятное, возникающее с умственным контактом в качестве условия, как оно есть на самом деле –

то тогда его охватывает жажда к уму, его охватывает жажда к умственным объектам, его охватывает жажда к умственному сознанию, его охватывает жажда к умственному контакту, его охватывает жажда к чувству, ощущаемому как приятное, болезненное или ни-болезненное-ни-приятное, возникающему с умственным контактом в качестве условия.

Когда он охвачен жаждой, опутанный, ослеплённый, задерживая внимание на привлекательном, то тогда пять совокупностей, искажённых цеплянием, сами собой выстраиваются в будущем. Его страстное желание, которое ведёт к новой вовлечённости, сопровождаемая наслаждением и страстью, находящая удовольствие в том и в этом, возрастает. Его телесные и умственные проблемы увеличиваются, его телесные и умственные мучения увеличиваются, его телесные и умственные неспокойствия увеличиваются, и он переживает телесное и умственное страдание.

9. «Монахи,

когда человек знает и видит глаз, как он есть на самом деле;

когда человек знает и видит формы, как она есть на самом деле;

когда человек знает и видит зрительное сознание, как оно есть на самом деле;

когда человек знает и видит зрительный контакт, как он есть на самом деле;

когда человек знает и видит чувство, ощущаемое как приятное, болезненное или ни-болезненное-ни-приятное, возникающее со зрительным контактом в качестве условия, как оно есть на самом деле –

то тогда его не охватывает жажда к глазу, его не охватывает жажда к формам, его не охватывает жажда к зрительному сознанию, его не охватывает жажда к зрительному контакту, его не охватывает жажда к чувству, ощущаемому как приятное, болезненное или ни-болезненное-ни-приятное, возникающему со зрительным контактом в качестве условия.

Когда он не охвачен жаждой, не опутанный, не ослеплённый, удерживая внимание на опасности, то тогда пять совокупностей, искажённых цеплянием, сами собой уменьшаются в будущем. Его страстное желание, которое ведёт к новой вовлечённости, сопровождаемая наслаждением и страстью, находящая удовольствие в том и в этом, иссякает. Его телесные и умственные проблемы сходят на нет, его телесные и умственные мучения сходят на нет, его телесные и умственные неспокойствия сходят на нет, и он переживает телесное и умственное счастье.

10. Воззрение такого человека является правильным воззрением. Его устремление является правильным устремлением, его усилие является правильным усилием, его осознанность является правильной осознанностью, его собранность ума является правильной собранностью ума. Но его телесное действие, его словесное действие, и его средства к жизни уже были хорошо очищены прежде. Так этот Благородный Восьмеричный Путь приходит к исполнению в нём за счёт развития. Когда он развивает Благородный Восьмеричный Путь, то четыре основы осознанности также приходят к исполнению в нём за счёт развития. Четыре правильных старания также приходят к исполнению в нём за счёт развития. Четыре основы сверхъестественных сил также приходят к исполнению в нём за счёт развития. Пять качеств также приходят к исполнению в нём за счёт развития. Пять сил также приходят к исполнению в нём за счёт развития. Семь факторов просветления также приходят к исполнению в нём за счёт развития.

Эти две вещи – безмятежность и прозрение – идут в нём в одной упряжи вместе. Он полностью понимает прямым знанием те вещи, которые следует полностью понять прямым знанием. Он отбрасывает прямым знанием те вещи, которые следует отбросить прямым знанием. Он развивает прямым знанием те вещи, которые следует развить прямым знанием. Он реализует прямым знанием те вещи, которые следует реализовать прямым знанием.

11. И какие вещи следует полностью понять прямым знанием? Ответ на это таков: «Пять совокупностей, искажённых цеплянием, то есть: совокупность материальной формы, искажённая цеплянием; совокупность чувства, искажённая цеплянием; совокупность восприятия, искажённая цеплянием; совокупность формаций, искажённая цеплянием; совокупность сознания, искажённая цеплянием». Эти вещи следует полностью понять прямым знанием.

И какие вещи следует отбросить прямым знанием? Невежество и страстное желание к вовлечённости. Эти вещи следует отбросить прямым знанием.

И какие вещи следует развить прямым знанием? Безмятежность и прозрение. Эти вещи следует развить прямым знанием.

И какие вещи следует реализовать прямым знанием? Истинное знание и освобождение. Эти вещи следует реализовать прямым знанием».

12. Когда человек знает и видит ухо, как оно есть на самом деле;

когда человек знает и видит звук, как он есть на самом деле;

когда человек знает и видит слуховое сознание, как оно есть на самом деле;

когда человек знает и видит слуховой контакт, как он есть на самом деле;

когда человек знает и видит чувство, ощущаемое как приятное, болезненное или ни-болезненное-ни-приятное, возникающее со слуховым контактом в качестве условия, как оно есть на самом деле –

то тогда его не охватывает жажда к уху, его не охватывает жажда к звукам, его не охватывает жажда к слуховому сознанию, его не охватывает жажда к слуховому контакту, его не охватывает жажда к чувству, ощущаемому как приятное, болезненное или ни-болезненное-ни-приятное, возникающему со слуховым контактом в качестве условия.

Когда он не охвачен жаждой, не опутанный, не ослеплённый, удерживая внимание на опасности, то тогда пять совокупностей, искажённых цеплянием, сами собой уменьшаются в будущем. Его страстное желание, которое ведёт к новой вовлечённости, сопровождаемая наслаждением и страстью, находящая удовольствие в том и в этом, иссякает. Его телесные и умственные проблемы сходят на нет, его телесные и умственные мучения сходят на нет, его телесные и умственные неспокойствия сходят на нет, и он переживает телесное и умственное счастье.

13. Воззрение такого человека является правильным воззрением. Его устремление является правильным устремлением, его усилие является правильным усилием, его осознанность является правильной осознанностью, его собранность ума является правильной собранностью ума. Но его телесное действие, его словесное действие, и его средства к жизни уже были хорошо очищены прежде. Так этот Благородный Восьмеричный Путь приходит к исполнению в нём за счёт развития. Когда он развивает Благородный Восьмеричный Путь, то четыре основы осознанности также приходят к исполнению в нём за счёт развития. Четыре правильных старания также приходят к исполнению в нём за счёт развития. Четыре основы сверхъестественных сил также приходят к исполнению в нём за счёт развития. Пять качеств также приходят к исполнению в нём за счёт развития. Пять сил также приходят к исполнению в нём за счёт развития. Семь факторов просветления также приходят к исполнению в нём за счёт развития.

Эти две вещи – безмятежность и прозрение – идут в нём в одной упряжи вместе. Он полностью понимает прямым знанием те вещи, которые следует полностью понять прямым знанием. Он отбрасывает прямым знанием те вещи, которые следует отбросить прямым знанием. Он развивает прямым знанием те вещи, которые следует развить прямым знанием. Он реализует прямым знанием те вещи, которые следует реализовать прямым знанием.

14. И какие вещи следует полностью понять прямым знанием? Ответ на это таков: «Пять совокупностей, искажённых цеплянием, то есть: совокупность материальной формы, искажённая цеплянием; совокупность чувства, искажённая цеплянием; совокупность восприятия, искажённая цеплянием; совокупность формаций, искажённая цеплянием; совокупность сознания, искажённая цеплянием». Эти вещи следует полностью понять прямым знанием.

И какие вещи следует отбросить прямым знанием? Невежество и страстное желание к вовлечённости. Эти вещи следует отбросить прямым знанием.

И какие вещи следует развить прямым знанием? Безмятежность и прозрение. Эти вещи следует развить прямым знанием.

И какие вещи следует реализовать прямым знанием? Истинное знание и освобождение. Эти вещи следует реализовать прямым знанием».

15. Когда человек знает и видит нос, как он есть на самом деле;

когда человек знает и видит запах, как он есть на самом деле;

когда человек знает и видит обонятельное сознание, как оно есть на самом деле;

когда человек знает и видит обонятельный контакт, как он есть на самом деле;

когда человек знает и видит чувство, ощущаемое как приятное, болезненное или ни-болезненное-ни-приятное, возникающее с обонятельным контактом в качестве условия, как оно есть на самом деле –

то тогда его не охватывает жажда к носу, его не охватывает жажда к запахам, его не охватывает жажда к обонятельному сознанию, его не охватывает жажда к обонятельному контакту, его не охватывает жажда к чувству, ощущаемому как приятное, болезненное или ни-болезненное-ни-приятное, возникающему с обонятельным контактом в качестве условия.

Когда он не охвачен жаждой, не опутанный, не ослеплённый, удерживая внимание на опасности, то тогда пять совокупностей, искажённых цеплянием, сами собой уменьшаются в будущем. Его страстное желание, которое ведёт к новой вовлечённости, сопровождаемая наслаждением и страстью, находящая удовольствие в том и в этом, иссякает. Его телесные и умственные проблемы сходят на нет, его телесные и умственные мучения сходят на нет, его телесные и умственные неспокойствия сходят на нет, и он переживает телесное и умственное счастье.

16. Воззрение такого человека является правильным воззрением. Его устремление является правильным устремлением, его усилие является правильным усилием, его осознанность является правильной осознанностью, его собранность ума является правильной собранностью ума. Но его телесное действие, его словесное действие, и его средства к жизни уже были хорошо очищены прежде. Так этот Благородный Восьмеричный Путь приходит к исполнению в нём за счёт развития. Когда он развивает Благородный Восьмеричный Путь, то четыре основы осознанности также приходят к исполнению в нём за счёт развития. Четыре правильных старания также приходят к исполнению в нём за счёт развития. Четыре основы сверхъестественных сил также приходят к исполнению в нём за счёт развития. Пять качеств также приходят к исполнению в нём за счёт развития. Пять сил также приходят к исполнению в нём за счёт развития. Семь факторов просветления также приходят к исполнению в нём за счёт развития.

Эти две вещи – безмятежность и прозрение – идут в нём в одной упряжи вместе. Он полностью понимает прямым знанием те вещи, которые следует полностью понять прямым знанием. Он отбрасывает прямым знанием те вещи, которые следует отбросить прямым знанием. Он развивает прямым знанием те вещи, которые следует развить прямым знанием. Он реализует прямым знанием те вещи, которые следует реализовать прямым знанием.

17. И какие вещи следует полностью понять прямым знанием? Ответ на это таков: «Пять совокупностей, искажённых цеплянием, то есть: совокупность материальной формы, искажённая цеплянием; совокупность чувства, искажённая цеплянием; совокупность восприятия, искажённая цеплянием; совокупность формаций, искажённая цеплянием; совокупность сознания, искажённая цеплянием». Эти вещи следует полностью понять прямым знанием.

И какие вещи следует отбросить прямым знанием? Невежество и страстное желание к вовлечённости. Эти вещи следует отбросить прямым знанием.

И какие вещи следует развить прямым знанием? Безмятежность и прозрение. Эти вещи следует развить прямым знанием.

И какие вещи следует реализовать прямым знанием? Истинное знание и освобождение. Эти вещи следует реализовать прямым знанием».

18. Когда человек знает и видит язык, как он есть на самом деле;

когда человек знает и видит вкус, как он есть на самом деле;

когда человек знает и видит вкусовое сознание, как оно есть на самом деле;

когда человек знает и видит вкусовой контакт, как он есть на самом деле;

когда человек знает и видит чувство, ощущаемое как приятное, болезненное или ни-болезненное-ни-приятное, возникающее со вкусовым контактом в качестве условия, как оно есть на самом деле –

то тогда его не охватывает жажда к языку, его не охватывает жажда к вкусам, его не охватывает жажда к вкусовому сознанию, его не охватывает жажда к вкусовому контакту, его не охватывает жажда к чувству, ощущаемому как приятное, болезненное или ни-болезненное-ни-приятное, возникающему со вкусовым контактом в качестве условия.

Когда он не охвачен жаждой, не опутанный, не ослеплённый, удерживая внимание на опасности, то тогда пять совокупностей, искажённых цеплянием, сами собой уменьшаются в будущем. Его страстное желание, которое ведёт к новой вовлечённости, сопровождаемая наслаждением и страстью, находящая удовольствие в том и в этом, иссякает. Его телесные и умственные проблемы сходят на нет, его телесные и умственные мучения сходят на нет, его телесные и умственные неспокойствия сходят на нет, и он переживает телесное и умственное счастье.

19. Воззрение такого человека является правильным воззрением. Его устремление является правильным устремлением, его усилие является правильным усилием, его осознанность является правильной осознанностью, его собранность ума является правильной собранностью ума. Но его телесное действие, его словесное действие, и его средства к жизни уже были хорошо очищены прежде. Так этот Благородный Восьмеричный Путь приходит к исполнению в нём за счёт развития. Когда он развивает Благородный Восьмеричный Путь, то четыре основы осознанности также приходят к исполнению в нём за счёт развития. Четыре правильных старания также приходят к исполнению в нём за счёт развития. Четыре основы сверхъестественных сил также приходят к исполнению в нём за счёт развития. Пять качеств также приходят к исполнению в нём за счёт развития. Пять сил также приходят к исполнению в нём за счёт развития. Семь факторов просветления также приходят к исполнению в нём за счёт развития.

Эти две вещи – безмятежность и прозрение – идут в нём в одной упряжи вместе. Он полностью понимает прямым знанием те вещи, которые следует полностью понять прямым знанием. Он отбрасывает прямым знанием те вещи, которые следует отбросить прямым знанием. Он развивает прямым знанием те вещи, которые следует развить прямым знанием. Он реализует прямым знанием те вещи, которые следует реализовать прямым знанием.

20. И какие вещи следует полностью понять прямым знанием? Ответ на это таков: «Пять совокупностей, искажённых цеплянием, то есть: совокупность материальной формы, искажённая цеплянием; совокупность чувства, искажённая цеплянием; совокупность восприятия, искажённая цеплянием; совокупность формаций, искажённая цеплянием; совокупность сознания, искажённая цеплянием». Эти вещи следует полностью понять прямым знанием.

И какие вещи следует отбросить прямым знанием? Невежество и страстное желание к вовлечённости. Эти вещи следует отбросить прямым знанием.

И какие вещи следует развить прямым знанием? Безмятежность и прозрение. Эти вещи следует развить прямым знанием.

И какие вещи следует реализовать прямым знанием? Истинное знание и освобождение. Эти вещи следует реализовать прямым знанием».

21. Когда человек знает и видит тело, как оно есть на самом деле;

когда человек знает и видит телесное ощущение, как оно есть на самом деле;

когда человек знает и видит зрительное сознание, как оно есть на самом деле;

когда человек знает и видит телесный контакт, как он есть на самом деле;

когда человек знает и видит чувство, ощущаемое как приятное, болезненное или ни-болезненное-ни-приятное, возникающее с телесным контактом в качестве условия, как оно есть на самом деле –

то тогда его не охватывает жажда к телу, его не охватывает жажда к телесным ощущениям, его не охватывает жажда к телесному сознанию, его не охватывает жажда к телесному контакту, его не охватывает жажда к чувству, ощущаемому как приятное, болезненное или ни-болезненное-ни-приятное, возникающему с телесным контактом в качестве условия.

Когда он не охвачен жаждой, не опутанный, не ослеплённый, удерживая внимание на опасности, то тогда пять совокупностей, искажённых цеплянием, сами собой уменьшаются в будущем. Его страстное желание, которое ведёт к новой вовлечённости, сопровождаемая наслаждением и страстью, находящая удовольствие в том и в этом, иссякает. Его телесные и умственные проблемы сходят на нет, его телесные и умственные мучения сходят на нет, его телесные и умственные неспокойствия сходят на нет, и он переживает телесное и умственное счастье.

22. Воззрение такого человека является правильным воззрением. Его устремление является правильным устремлением, его усилие является правильным усилием, его осознанность является правильной осознанностью, его собранность ума является правильной собранностью ума. Но его телесное действие, его словесное действие, и его средства к жизни уже были хорошо очищены прежде. Так этот Благородный Восьмеричный Путь приходит к исполнению в нём за счёт развития. Когда он развивает Благородный Восьмеричный Путь, то четыре основы осознанности также приходят к исполнению в нём за счёт развития. Четыре правильных старания также приходят к исполнению в нём за счёт развития. Четыре основы сверхъестественных сил также приходят к исполнению в нём за счёт развития. Пять качеств также приходят к исполнению в нём за счёт развития. Пять сил также приходят к исполнению в нём за счёт развития. Семь факторов просветления также приходят к исполнению в нём за счёт развития.

Эти две вещи – безмятежность и прозрение – идут в нём в одной упряжи вместе. Он полностью понимает прямым знанием те вещи, которые следует полностью понять прямым знанием. Он отбрасывает прямым знанием те вещи, которые следует отбросить прямым знанием. Он развивает прямым знанием те вещи, которые следует развить прямым знанием. Он реализует прямым знанием те вещи, которые следует реализовать прямым знанием.

23. И какие вещи следует полностью понять прямым знанием? Ответ на это таков: «Пять совокупностей, искажённых цеплянием, то есть: совокупность материальной формы, искажённая цеплянием; совокупность чувства, искажённая цеплянием; совокупность восприятия, искажённая цеплянием; совокупность формаций, искажённая цеплянием; совокупность сознания, искажённая цеплянием». Эти вещи следует полностью понять прямым знанием.

И какие вещи следует отбросить прямым знанием? Невежество и страстное желание к вовлечённости. Эти вещи следует отбросить прямым знанием.

И какие вещи следует развить прямым знанием? Безмятежность и прозрение. Эти вещи следует развить прямым знанием.

И какие вещи следует реализовать прямым знанием? Истинное знание и освобождение. Эти вещи следует реализовать прямым знанием».

24. Когда человек знает и видит ум, как он есть на самом деле;

когда человек знает и видит умственный объект, как он есть на самом деле;

когда человек знает и видит умственное сознание, как оно есть на самом деле;

когда человек знает и видит умственный контакт, как он есть на самом деле;

когда человек знает и видит чувство, ощущаемое как приятное, болезненное или ни-болезненное-ни-приятное, возникающее с умственным контактом в качестве условия, как оно есть на самом деле –

то тогда его не охватывает жажда к уму, его не охватывает жажда к умственным объектам, его не охватывает жажда к умственному сознанию, его не охватывает жажда к умственному контакту, его не охватывает жажда к чувству, ощущаемому как приятное, болезненное или ни-болезненное-ни-приятное, возникающему с умственным контактом в качестве условия.

Когда он не охвачен жаждой, не опутанный, не ослеплённый, удерживая внимание на опасности, то тогда пять совокупностей, искажённых цеплянием, сами собой уменьшаются в будущем. Его страстное желание, которое ведёт к новой вовлечённости, сопровождаемая наслаждением и страстью, находящая удовольствие в том и в этом, иссякает. Его телесные и умственные проблемы сходят на нет, его телесные и умственные мучения сходят на нет, его телесные и умственные неспокойствия сходят на нет, и он переживает телесное и умственное счастье.

25. Воззрение такого человека является правильным воззрением. Его устремление является правильным устремлением, его усилие является правильным усилием, его осознанность является правильной осознанностью, его собранность ума является правильной собранностью ума. Но его телесное действие, его словесное действие, и его средства к жизни уже были хорошо очищены прежде. Так этот Благородный Восьмеричный Путь приходит к исполнению в нём за счёт развития. Когда он развивает Благородный Восьмеричный Путь, то четыре основы осознанности также приходят к исполнению в нём за счёт развития. Четыре правильных старания также приходят к исполнению в нём за счёт развития. Четыре основы сверхъестественных сил также приходят к исполнению в нём за счёт развития. Пять качеств также приходят к исполнению в нём за счёт развития. Пять сил также приходят к исполнению в нём за счёт развития. Семь факторов просветления также приходят к исполнению в нём за счёт развития.

Эти две вещи – безмятежность и прозрение – идут в нём в одной упряжи вместе. Он полностью понимает прямым знанием те вещи, которые следует полностью понять прямым знанием. Он отбрасывает прямым знанием те вещи, которые следует отбросить прямым знанием. Он развивает прямым знанием те вещи, которые следует развить прямым знанием. Он реализует прямым знанием те вещи, которые следует реализовать прямым знанием.

26. И какие вещи следует полностью понять прямым знанием? Ответ на это таков: «Пять совокупностей, искажённых цеплянием, то есть: совокупность материальной формы, искажённая цеплянием; совокупность чувства, искажённая цеплянием; совокупность восприятия, искажённая цеплянием; совокупность формаций, искажённая цеплянием; совокупность сознания, искажённая цеплянием». Эти вещи следует полностью понять прямым знанием.

И какие вещи следует отбросить прямым знанием? Невежество и страстное желание к вовлечённости. Эти вещи следует отбросить прямым знанием.

И какие вещи следует развить прямым знанием? Безмятежность и прозрение. Эти вещи следует развить прямым знанием.

И какие вещи следует реализовать прямым знанием? Истинное знание и освобождение. Эти вещи следует реализовать прямым знанием».

Так сказал Благословенный. Монахи были довольны и восхитились словами Благословенного.

Pin It on Pinterest

X
Поделиться