Маджхима Никая 110
Чулапуннама Сутта
Малая лекция в ночь полной луны

1. Так я слышал. Однажды Благословенный проживал в Саваттхи, в Восточном Парке, во дворце матери Мигары.

2. И тогда на пятнадцатый день, в ночь полной луны, в Упосатху, Благословенный сидел под открытым небом в окружении Сангхи монахов. Обозрев молчаливую Сангху монахов, он обратился к ним так:

3. «Мог бы испорченный человек знать об испорченном человеке, что это – испорченный человек?»

«Нет, Учитель».

«Хорошо, монахи. Невозможно, не может быть такого, чтобы испорченный человек мог бы знать об испорченном человеке, что это – испорченный человек. Но мог бы испорченный человек знать о неиспорченном человеке, что это – неиспорченный человек?»

«Нет, Учитель».

«Хорошо, монахи. Невозможно, не может быть такого, чтобы испорченный человек мог бы знать о неиспорченном человеке, что это – неиспорченный человек.

4. Монахи, испорченный человек обладает плохими качествами. Он общается как испорченный человек, он намеревается сделать что-либо как испорченный человек, он советует как испорченный человек, он разговаривает как испорченный человек, он поступает как испорченный человек, он придерживается воззрений как испорченный человек, он даёт дары как испорченный человек.

5. И каким образом испорченный человек обладает плохими качествами? У испорченного человека нет преданности, стыда, боязни совершить проступок. Он не учёный, ленивый, забывчивый, немудрый. Вот каким образом испорченный человек обладает плохими качествами.

6. И каким образом испорченный человек общается как испорченный человек? У испорченного человека друзьями и товарищами являются те отшельники и брамины, у которых нет преданности, стыда, боязни совершить проступок, они не учёные, ленивые, забывчивые, немудрые. Вот каким образом испорченный человек общается как испорченный человек.

7. И каким образом испорченный человек намеревается сделать что-либо как испорченный человек? Испорченный человек намеревается сделать что-либо к собственному несчастью, к несчастью других, к несчастью обоих. Вот каким образом испорченный человек намеревается сделать что-либо как испорченный человек.

8. И каким образом испорченный человек советует как испорченный человек? Испорченный человек советует к собственному несчастью, к несчастью других, к несчастью обоих. Вот каким образом испорченный человек советует как испорченный человек.

9. И каким образом испорченный человек разговаривает как испорченный человек? Речь испорченного человека лжива, злонамеренна, груба, пуста. Вот каким образом испорченный человек разговаривает как испорченный человек.

10. И каким образом испорченный человек поступает как испорченный человек? Испорченный человек убивает живых существ, берёт то, что не дано, ведёт себя неподобающе в отношении чувственных удовольствий. Вот каким образом испорченный человек поступает как испорченный человек.

11. И каким образом испорченный человек придерживается воззрений как испорченный человек? Испорченный человек придерживается таких воззрений: «Нет ничего, что дано; нет ничего, что предложено; нет ничего, что пожертвовано. Нет плода или результата хороших или плохих поступков. Нет этого мира, нет следующего мира; нет отца, нет матери, нет спонтанно перерождающихся существ. Нет отшельников и браминов, которые посредством правильной жизни и правильной практики истинно провозглашали бы другим, что познали и засвидетельствовали самостоятельно этот мир и мир иной». Вот каким образом испорченный человек придерживается воззрений как испорченный человек.

12. И каким образом испорченный человек даёт дары как испорченный человек? Вот испорченный человек даёт дар небрежно, не своими собственными руками, без проявления уважения, даёт то, что будет выброшено, даёт с воззрением, что акт дарения бесполезен. Вот каким образом испорченный человек даёт дары как испорченный человек.

13. Этот испорченный человек, который таким образом обладает плохими качествами, который таким образом общается как испорченный человек, намеревается сделать что-либо как испорченный человек, советует как испорченный человек, разговаривает как испорченный человек, поступает как испорченный человек, придерживается воззрений как испорченный человек, даёт дары как испорченный человек, – такой человек с распадом тела после смерти перерождается в уделе испорченных людей. И каков удел испорченных людей? Это либо ад, либо мир животных.

14. Монахи, мог бы неиспорченный человек знать о неиспорченном человеке, что это – неиспорченный человек?»

«Да, Учитель».

«Хорошо, монахи. Неиспорченный человек может знать о неиспорченном человеке так, что это – неиспорченный человек. Но мог бы неиспорченный человек знать об испорченном человеке, что это – испорченный человек?»

«Да, Учитель».

«Хорошо, монахи. Неиспорченный человек может знать об испорченном человеке, что это – испорченный человек.

15. Монахи, неиспорченный человек обладает хорошими качествами. Он общается как неиспорченный человек, он намеревается сделать что-либо как неиспорченный человек, он советует как неиспорченный человек, он разговаривает как неиспорченный человек, он поступает как неиспорченный человек, он придерживается воззрений как неиспорченный человек, он даёт дары как неиспорченный человек.

16. И каким образом неиспорченный человек обладает хорошими качествами? У неиспорченного человека есть преданность, стыд, боязнь совершить проступок. Он учёный, усердный, осознанный, мудрый. Вот каким образом неиспорченный человек обладает хорошими качествами.

17. И каким образом неиспорченный человек общается как неиспорченный человек? У неиспорченного человека друзьями и товарищами являются те отшельники и брамины, у которых есть преданность, стыд, боязнь совершить проступок, они учёные, усердные, осознанные, мудрые. Вот каким образом неиспорченный человек общается как неиспорченный человек.

18. И каким образом неиспорченный человек намеревается сделать что-либо как неиспорченный человек? Неиспорченный человек не намеревается сделать что-либо к собственному несчастью, к несчастью других, к несчастью обоих. Вот каким образом неиспорченный человек намеревается сделать что-либо как неиспорченный человек.

19. И каким образом неиспорченный человек советует как неиспорченный человек? Неиспорченный человек не советует к собственному несчастью, к несчастью других, к несчастью обоих. Вот каким образом неиспорченный человек советует как неиспорченный человек.

20. И каким образом неиспорченный человек разговаривает как неиспорченный человек? Неиспорченный человек воздерживается от речи лживой, злонамеренной, грубой, пустой. Вот каким образом неиспорченный человек разговаривает как неиспорченный человек.

21. И каким образом неиспорченный человек поступает как неиспорченный человек? Неиспорченный человек воздерживается от убийства живых существ, взятия того, что не дано, неподобающего поведения в отношении чувственных удовольствий. Вот каким образом неиспорченный человек поступает как неиспорченный человек.

22. И каким образом неиспорченный человек придерживается воззрений как неиспорченный человек? Неиспорченный человек придерживается таких воззрений: «Есть то, что дано; есть то, что предложено; есть то, что пожертвовано. Есть плод или результат хороших или плохих поступков. Есть этот мир, есть следующий мир; есть отец, есть мать, есть спонтанно перерождающиеся существа. Есть отшельники и брамины, которые посредством правильной жизни и правильной практики истинно провозглашают другим, что познали и засвидетельствовали самостоятельно этот мир и мир иной». Вот каким образом неиспорченный человек придерживается воззрений как неиспорченный человек.

23. И каким образом неиспорченный человек даёт дары как неиспорченный человек? Вот неиспорченный человек даёт дар аккуратно, своими собственными руками, проявляя уважение, даёт стоящий дар, даёт с воззрением, что акт дарения значим. Вот каким образом неиспорченный человек даёт дары как неиспорченный человек.

24. Этот неиспорченный человек, который таким образом обладает хорошими качествами; который таким образом общается как неиспорченный человек; который таким образом намеревается сделать что-либо как неиспорченный человек; который таким образом советует как неиспорченный человек; который таким образом разговаривает как неиспорченный человек; который таким образом поступает как неиспорченный человек; который таким образом придерживается воззрений как неиспорченный человек; который таким образом даёт дары как неиспорченный человек, – такой человек с распадом тела после смерти перерождается в уделе неиспорченных людей. И каков удел неиспорченных людей? Это благоприятный удел среди божеств либо благоприятный удел среди людей».

Так сказал Благословенный. Монахи были довольны и восхитились словами Благословенного.

Pin It on Pinterest

X
Поделиться