Маджхима Никая 11
Чуласиханада сутта
Малая сутта львиного рыка

1. Так я слышал. Однажды Благословенный проживал близ Саваттхи, в роще Джеты, в парке Анатхапиндики. Там он обратился к монахам так: «Монахи!»

«Да, Учитель!» — ответили они. Благословенный сказал следующее:

Изложение львиного рыка

2. «Монахи, именно в этом учении есть четыре степени просветления. Все другие учения лишены этих четырёх степеней просветления. Именно так, монахи, следует вам правильно издавать свой львиный рык.

3. Монахи, может статься, что странники из других сект скажут: «На основании веры в кого и чьего авторитета вы говорите: «Именно в этом учении есть четыре степени просветления. Все другие учения лишены этих четырёх степеней просветления»?

В ответ на эти слова странников из других сект можно сказать: «Друзья, есть четыре вещи, провозглашённые нам Благословенным, знающим, видящим, арахантом, совершенно пробуждённым, видя которые своими глазами, мы говорим: «Именно в этом учении есть четыре степени просветления. Все другие учения лишены этих четырёх степеней просветления». Какие это четыре вещи? У нас есть уверенность в Учителе, у нас есть уверенность в Дхамме, мы исполняем заповеди и наши спутники в Дхамме дороги и милы нам, являются ли они мирянами или теми, кто пошёл дальше. Таковы четыре вещи, провозглашённые нам Благословенным, знающим, видящим, завершившим Путь, полностью просветлённым, видя которые в себе, мы и говорим так, как говорим».

Различия между учениями

Различие в цели и атрибутах

4. Монахи, может статься, что странники из других сект скажут: «Друзья, у нас тоже есть уверенность в учителе, уверенность в Дхамме, мы тоже исполняем заповеди, а также и наши спутники в Дхамме дороги и милы нам, являются ли они мирянами или теми, кто пошёл дальше. Так в чём же отличие, в чём разница, в чём несходство между вами и нами?»

5. В ответ на эти слова странников из других сект можно спросить: «Друзья, одна ли цель или их множество?» Сказав: «Цель одна, друзья, а не множество», — странники из других сект отвечали бы правильно.

«А эта цель, друзья, для того, в ком присутствует страсть, или для того, кто свободен от страсти?» Сказав: «Эта цель, друзья, для того, кто свободен от страсти, а не для того, в ком страсть присутствует», — странники из других сект отвечали бы правильно.

«А эта цель, друзья, для того, в ком присутствует ненависть, или для того, кто свободен от ненависти?» Сказав: «Эта цель, друзья, для того, кто свободен от ненависти, а не для того, в ком ненависть присутствует», — странники из других сект отвечали бы правильно.

«А эта цель, друзья, для того, в ком присутствует заблуждение, или для того, кто свободен от заблуждения?» Сказав: «Эта цель, друзья, для того, кто свободен от заблуждения, а не для того, в ком заблуждение присутствует», — странники из других сект отвечали бы правильно.

«А эта цель, друзья, для того, у кого есть страстное желание, или для того, кто свободен от страстного желания?» Сказав: «Эта цель, друзья, для того, кто свободен от страстного желания, а не для того, в ком страстное желание присутствует», — странники из других сект отвечали бы правильно.

«А эта цель, друзья, для того, у кого присутствует цепляние, или для того, кто свободен от цепляния?» Сказав: «Эта цель, друзья, для того, кто свободен от цепляния, а не для того, в ком цепляние присутствует», — странники из других сект отвечали бы правильно.

«А эта цель, друзья, для видящего или для невидящего?» Сказав: «Эта цель, друзья, для видящего, а не для невидящего», — странники из других сект отвечали бы правильно.

«А эта цель, друзья, для того, кто влечётся и отвращается, или для того, кто ни влечётся, ни отвращается?» Сказав: «Эта цель, для того, кто ни влечётся, ни отвращается, а не для того, кто влечётся и отвращается», — странники из других сект отвечали бы правильно.

«А эта цель, друзья, для того, кто получает удовольствие от бурления ума, кто любит бурление ума, или для того, кто не получает от бурления ума удовольствия, кто бурление ума не любит?» Сказав: «Эта цель, друзья, для того, кто не получает удовольствия от бурления ума, кто бурление ума не любит, а не для того, кто получает от бурления ума удовольствие, кто бурление ума любит», — странники из других сект отвечали бы правильно.

Различие в отношении двух воззрений

6. Монахи, есть два воззрения – воззрение о бытии и воззрение о небытии.

Отшельники или брамины, будучи привержены воззрению о бытии, будучи согласны с воззрением о бытии, придерживаясь воззрения о бытии, все отвергают воззрение о небытии. Отшельники или брамины, будучи привержены воззрению о небытии, будучи согласны с воззрением о небытии, придерживаясь воззрения о небытии, все отвергают воззрение о бытии.

7. Если отшельники или брамины не понимают истинной природы возникновения и угасания в отношении этих двух воззрений, истинной природы потворствования им, их опасности, спасения от них, то в них присутствуют страсть, ненависть, заблуждение, страстное желание, цепляние, неспособность видеть, приверженность влечению и отвращению; они получают удовольствие от бурления ума и любят его. Они не свободны от рождения, старости и смерти; от горя, стенаний, боли, печали и отчаянья; они не свободны от страдания, говорю вам.

8. Если отшельники или брамины понимают истинную природу возникновения и угасания в отношении этих двух воззрений, истинную природу потворствования им, их опасности, спасения от них, то в них отсутствуют страсть, ненависть, заблуждение, страстное желание, цепляние, невидение, приверженность влечению и отвращению; они не получают удовольствие от бурления ума и не любят его. Они свободны от рождения, старости и смерти; от горя, стенаний, боли, печали и отчаянья; они свободны от страдания, говорю вам.

Различие в отношении четырёх видов цепляния

9. Монахи, есть четыре вида цепляния. Какие четыре вида? Цепляние к чувственным удовольствиям, цепляние к воззрениям, цепляние к правилам и обрядам, цепляние к доктрине «я».

10. Хотя некоторые отшельники и брамины утверждают, что предлагают полное понимание всех видов цепляния, они не демонстрируют такого полного понимания. Они демонстрируют полное понимание цепляния к чувственным удовольствиям, но не демонстрируют полное понимание цепляния к воззрениям, цепляния к правилам и обрядам и цепляния к доктрине «я». Почему? Эти добрые отшельники и брамины не познали истинную природу трёх других видов цепляния. Потому, хотя эти добрые отшельники и брамины утверждают, что предлагают полное понимание всех видов цепляния, на самом деле они демонстрируют полное понимание цепляния к чувственным удовольствиям, но не демонстрируют полное понимание цепляния к воззрениям, цепляния к правилам и обрядам и цепляния к доктрине «я».

11. Хотя некоторые отшельники и брамины утверждают, что предлагают полное понимание всех видов цепляния, они не демонстрируют такого полного понимания. Они демонстрируют полное понимание цепляния к чувственным удовольствиям и цепляния к воззрениям, но не демонстрируют полного понимания цепляния к правилам и обрядам и цепляния к доктрине «я». Почему? Эти добрые отшельники и брамины не познали истинную природу двух других видов цепляния. Потому, хотя эти добрые отшельники и брамины утверждают, что предлагают полное понимание всех видов цепляния, на самом деле они демонстрируют полное понимание цепляния к чувственным удовольствиям и цепляния к воззрениям, но не демонстрируют полного понимания цепляния к правилам и обрядам и цепляния к доктрине «я».

12. Хотя некоторые отшельники и брамины утверждают, что предлагают полное понимание всех видов цепляния, они не демонстрируют такого полного понимания. Они демонстрируют полное понимание цепляния к чувственным удовольствиям, цепляния к воззрениям и цепляния к правилам и обрядам, но не демонстрируют полного понимания цепляния к доктрине «я». Почему? Эти добрые отшельники и брамины не познали истинную природу одного вида цепляния. Потому, хотя эти добрые отшельники и брамины утверждают, что предлагают полное понимание всех видов цепляния, на самом деле они демонстрируют полное понимание цепляния к чувственным удовольствиям, цепляния к воззрениям и цепляния к правилам и обрядам, но не демонстрируют полного понимания цепляния к доктрине «я».

Различие в отношении правильности пути

13. Монахи, которые придерживаются подобных учений и путей, даже если они уверены в своём учителе, не могут быть названы вставшими на правильный путь; даже если они уверены в дхамме, не могут быть названы вставшими на правильный путь; даже если они достигли совершенства в исполнении заповедей, не могут быть названы вставшими на правильный путь; даже если спутники в дхамме дороги и милы им, не могут быть названы вставшими на правильный путь.

Почему? Потому что подобные учения и пути проповеданы худо, изложены худо, не спасительны, не ведут к мирному уму, провозглашены тем, кто не является полностью пробуждённым.

14. Монахи, когда Татхагата, полностью пробуждённый, утверждает, что предлагает полное понимание всех видов цепляния, он действительно демонстрирует полное понимание всех видов цепляния. Он демонстрирует полное понимание цепляния к чувственным удовольствиям, к воззрениям, к правилам и обрядам, к учению о «я».

15. Монахи, в таком Учении и Пути ясно, что уверенность к Учителю направляется правильно, что уверенность в Дхамме направляется правильно, что исполнение заповедей направляется правильно и что симпатия к спутникам в Дхамме направляется правильно. Почему? Потому что это Учение и этот Путь хорошо проповеданы, хорошо изложены, спасительны, ведут к мирному уму, провозглашены полностью пробуждённым.

Зависимое возникновение четырёх видов цепляния

16. А что является источником этих четырёх видов цепляния, их происхождением, из чего они рождаются, из чего производятся? Эти четыре вида цепляния имеют источником страстное желание, они происходят из страстного желания, рождены страстным желанием, производятся из страстного желания.

А что является источником страстного желания, его происхождением, из чего оно рождается, из чего производится? Страстное желание имеет источником чувство, оно происходит из чувства, рождено чувством, производится из чувства.

А что является источником чувства, его происхождением, из чего оно рождается, из чего производится? Чувство имеет источником контакт, оно происходит из контакта, рождено контактом, производится из контакта.

А что является источником контакта, его происхождением, из чего он рождается, из чего производится? Контакт имеет источником шестеричную основу, он происходит из шестеричной основы, рождён шестеричной основой, производится из шестеричной основы.

А что является источником шестеричной основы, её происхождением, из чего она рождается, из чего производится? Шестеричная основа имеет источником ум-тело, она происходит из ума-тела, рождена умом-телом, производится из ума-тела.

А что является источником ума-тела, его происхождением, из чего он рождается, из чего производится? Ум-тело имеет источником сознание, он происходит из сознания, рождён сознанием, производится из сознания.

А что является источником сознания, его происхождением, из чего оно рождается, из чего производится? Сознание имеет источником формации, оно происходит из формаций, рождено формациями, производится из формаций.

А что является источником формаций, их происхождением, из чего они рождаются, из чего производятся? Формации имеют источником неведение, они происходят из неведения, рождены неведением, производятся из неведения.

Результат устранения неведения

17. Монахи, когда у монаха устранено неведение и возникает истинное знание, в нём, свободном от неведения и обретшем истинное знание, больше нет цепляния к чувственным удовольствиям, нет цепляния к воззрениям, нет цепляния к правилам и обрядам, нет цепляния к учению о «я».

Когда он не цепляется, в нём нет возбуждения. Когда в нём нет возбуждения, он обретает Ниббану. Он понимает: «Рождение прекращено, святая жизнь прожита, сделано то, что должно, более не возникает какое бы то ни было состояние вовлечения»».

Так молвил Благословенный. Монахи были удовлетворены и обрадованы его словами.

Pin It on Pinterest

X
Поделиться