Маджхима Никая 109
Махапуннама сутта
Большая беседа в ночь полнолуния

1. Так я слышал. Однажды Благословенный пребывал в Саваттхи, в Восточном Парке, во Дворце Матери Мигары.

2. В тот раз — в пятнадцатый день, в Упосатху, ночью в полнолуние — Благословенный сидел на свежем воздухе в окружении Сангхи монахов.

3. Затем один монах поднялся со своего сиденья, закинул своё верхнее одеяние на плечо, сложил ладони в почтительном приветствии и сказал Благословенному: «Учитель, я бы хотел спросить Благословенного об одной вещи, если бы Благословенный соизволил ответить на мой вопрос».

«Что же, монах, садись на своё сиденье и спрашивай то, что хочешь».

Монах сел на своё сиденье и сказал Благословенному:

4. «Не являются ли эти пять совокупностей искажёнными цеплянием, Учитель? А именно:

• форма как совокупность, искажённая цеплянием,
• чувство как совокупность, искажённая цеплянием,
• восприятие как совокупность, искажённая цеплянием,
• формации как совокупность, искажённая цеплянием,
• сознание как совокупность, искажённая цеплянием?»

«Эти пять совокупностей, монах, искажены цеплянием. А именно:

• форма как совокупность, искажённая цеплянием,
• чувство как совокупность, искажённая цеплянием,
• восприятие как совокупность, искажённая цеплянием,
• формации как совокупность, искажённая цеплянием,
• сознание как совокупность, искажённая цеплянием».

Сказав: «Хорошо, Учитель», тот монах восхитился и возрадовался словам Благословенного. Затем он задал Благословенному следующий вопрос:

5. «Но, Учитель, в чём укоренены эти пять совокупностей, искажённых цеплянием?»

«Эти пять совокупностей, искажённых цеплянием, укоренены в желании, монах».

6. «Учитель, это цепляние является тем же самым, что и эти пять совокупностей, искажённых цеплянием, или же цепляние — это одно, а пять совокупностей, искажённых цеплянием, — это нечто отдельное?»

«Монах, это цепляние ни то же самое, что и пять совокупностей, искажённых цеплянием, ни нечто отдельное от пяти совокупностей, искажённых цеплянием. Цеплянием является желание и страсть по отношению к пяти совокупностям, искажённым цеплянием».

7. «Но, Учитель, может ли быть многообразие в желании и страсти по отношению к пяти совокупностям, искажённым цеплянием?»

«Может, монах», — ответил Благословенный. «Вот, монах, кто-то думает так: «Пусть у меня будет такая-то форма в будущем! Пусть у меня будет такое-то чувство в будущем! Пусть у меня будет такое-то восприятие в будущем! Пусть у меня будут такие-то формации в будущем! Пусть у меня будет такое-то сознание в будущем!» Таким образом, монах, в желании и страсти по отношению к этим пяти совокупностям, искажённым цеплянием, имеет место многообразие».

8. «Но, Учитель, почему совокупности называются «совокупностями»?»

«Монах, любой вид формы — прошлой, настоящей, будущей, внутренней или внешней, грубой или утончённой, низшей или возвышенной, далёкой или близкой: это называется совокупностью формы.

Любой вид чувства — прошлого, настоящего, будущего, внутреннего или внешнего, грубого или утончённого, низшего или возвышенного, далёкого или близкого: это называется совокупностью чувства.

Любой вид восприятия — прошлого, настоящего, будущего, внутреннего или внешнего, грубого или утончённого, низшего или возвышенного, далёкого или близкого: это называется совокупностью восприятия.

Любой вид формаций — прошлых, настоящих, будущих, внутренних или внешних, грубых или утончённых, низших или возвышенных, далёких или близких: это называется совокупностью формаций.

Любой вид сознания — прошлого, настоящего, будущего, внутреннего или внешнего, грубого или утончённого, низшего или возвышенного, далёкого или близкого: это называется совокупностью сознания.

Именно поэтому совокупности называются «совокупностями»».

9. «В чём причина и условие, Учитель, проявления совокупности формы? В чём причина и условие проявления совокупности чувства? В чём причина и условие проявления совокупности восприятия? В чём причина и условие проявления совокупности формаций? В чём причина и условие проявления совокупности сознания?»

«Четыре великих элемента, монах, являются причиной и условием для проявления совокупности формы. Контакт является причиной и условием для проявления совокупности чувства. Контакт является причиной и условием для проявления совокупности восприятия. Контакт является причиной и условием для проявления совокупности формаций. Имя-и-форма является причиной и условием для проявления совокупности сознания».

10. «Учитель, как возникает личностный взгляд?

«Монах, вот необученный заурядный человек — не уважающий Благородных, не обученный их Дхамме; не уважающий истинных людей, не обученный их Дхамме — считает, что форма — это «я», или что «я» владеет формой, или что форма находится внутри «я», или что «я» находится внутри формы.

Он считает, что чувство — это «я», или что «я» владеет чувством, или что чувство находится внутри «я», или что «я» находится внутри чувства.

Он считает, что восприятие — это «я», или что «я» владеет восприятием, или что восприятие находится внутри «я», или что «я» находится внутри восприятия.

Он считает, что формации — это «я», или что «я» владеет формациями, или что формации находятся внутри «я», или что «я» находится внутри формаций.

Он считает, что сознание — это «я», или что «я» владеет сознанием, или что сознание находится внутри «я», или что «я» находится внутри сознания.

Вот как возникает личностный взгляд».

11. «Но, Учитель, как личностный взгляд не возникает?»

«Монах, вот хорошо обученный ученик Благородных — уважающий Благородных, обученный их Дхамме; уважающий истинных людей, обученный их Дхамме — не считает, что форма — это «я», или что «я» владеет формой, или что форма находится внутри «я», или что «я» находится внутри формы.

Он не считает, что чувство — это «я», или что «я» владеет чувством, или что чувство находится внутри «я», или что «я» находится внутри чувства.

Он не считает, что восприятие — это «я», или что «я» владеет восприятием, или что восприятие находится внутри «я», или что «я» находится внутри восприятия.

Он не считает, что формации — это «я», или что «я» владеет формациями, или что формации находятся внутри «я», или что «я» находится внутри формаций.

Он не считает, что сознание — это «я», или что «я» владеет сознанием, или что сознание находится внутри «я», или что «я» находится внутри сознания.

Вот как личностный взгляд не возникает».

12. «Учитель, каково услаждение, какова опасность и каково спасение в отношении формы? Каково услаждение, какова опасность и каково спасение в отношении чувства? Каково услаждение, какова опасность и каково спасение в отношении восприятия? Каково услаждение, какова опасность и каково спасение в отношении формаций? Каково услаждение, какова опасность и каково спасение в отношении сознания?»

«Удовольствие и радость, монах, которые возникают в зависимости от формы, — это услаждение в отношении формы. Эта форма непостоянна, пронизана страданием, подвержена изменению — это опасность в отношении формы. Устранение желания и страсти, оставление желания и страсти по отношению к форме — это спасение в отношении формы.

Удовольствие и радость, которые возникают в зависимости от чувства, — это услаждение в отношении чувства. Это чувство непостоянно, пронизано страданием, подвержено изменению — это опасность в отношении чувства. Устранение желания и страсти, оставление желания и страсти по отношению к чувству — это спасение в отношении чувства.

Удовольствие и радость, которые возникают в зависимости от восприятия, — это услаждение в отношении восприятия. Это восприятие непостоянно, пронизано страданием, подвержено изменению — это опасность в отношении восприятия. Устранение желания и страсти, оставление желания и страсти по отношению к восприятию — это спасение в отношении восприятия.

Удовольствие и радость, которые возникают в зависимости от формаций, — это услаждение в отношении формаций. Эти формации непостоянны, пронизаны страданием, подвержены изменению — это опасность в отношении формаций. Устранение желания и страсти, оставление желания и страсти по отношению к формациям — это спасение в отношении формаций.

Удовольствие и радость, которые возникают в зависимости от сознания, — это услаждение в отношении сознания. Это сознание непостоянно, пронизано страданием, подвержено изменению — это опасность в отношении сознания. Устранение желания и страсти, оставление желания и страсти по отношению к сознанию — это спасение в отношении сознания».

13. «Учитель, каким должно быть знание, каким должно быть вИдение, чтобы в отношении этого тела с его сознанием и всеми внешними признаками не возникало сотворения «я», сотворения «моего» и скрытой склонности к самоутверждению?»

«Монах, любой вид формы — прошлой, настоящей, будущей, внутренней или внешней, грубой или утончённой, низшей или возвышенной, далёкой или близкой — всякую форму следует видеть с правильной мудростью, как она есть на самом деле: «Это не моё, я не таков, это не моё «я».

Любой вид чувства — прошлого, настоящего, будущего, внутреннего или внешнего, грубого или утончённого, низшего или возвышенного, далёкого или близкого — всякое чувство следует видеть с правильной мудростью, как оно есть на самом деле: «Это не моё, я не таков, это не моё «я».

Любой вид восприятия — прошлого, настоящего, будущего, внутреннего или внешнего, грубого или утончённого, низшего или возвышенного, далёкого или близкого — всякое восприятие следует видеть с правильной мудростью, как оно есть на самом деле: «Это не моё, я не таков, это не моё «я».

Любой вид формаций — прошлых, настоящих, будущих, внутренних или внешних, грубых или утончённых, низших или возвышенных, далёких или близких — всякие формации следует видеть с правильной мудростью, как они есть на самом деле: «Это не моё, я не таков, это не моё «я».

Любой вид сознания — прошлого, настоящего, будущего, внутреннего или внешнего, грубого или утончённого, низшего или возвышенного, далёкого или близкого — всякое сознание следует видеть с правильной мудростью, как оно есть на самом деле: «Это не моё, я не таков, это не моё «я».

Когда человек так видит и знает, в отношении этого тела с его сознанием и всеми внешними признаками не возникает сотворения «я», сотворения «моего» и скрытой склонности к самоутверждению».

14. И тогда некое раздумье возникло в уме одного монаха: «Так выходит, что форма — это не «я», чувство — это не «я», восприятие — это не «я», формации — это не «я», сознание — это не «я». Тогда на какое же «я» окажет влияние то, что содеяно чем-то не-личностным?»

И тогда Благословенный, познав своим умом мысли того монаха, обратился к монахам так:

«Бывает так, монахи, когда некий заблудший человек, бестолковый и невежественный, с умом, охваченным страстным желанием, может посчитать, что способен превзойти Учение Учителя вот таким образом: «Так выходит, что форма — это не «я», чувство — это не «я», восприятие — это не «я», формации — это не «я», сознание — это не «я». Тогда на какое же «я» окажет влияние то, что содеяно чем-то не-личностным?» Монахи, я обучал вас, задавая вам вопросы по разнообразным темам при разнообразных обстоятельствах.

15. Как вы думаете, монахи, форма постоянна или непостоянна?»

«Непостоянна, Учитель».

«А то, что непостоянно, является страданием или счастьем?»

«Страданием, Учитель».

«А то, что непостоянно, пронизано страданием, подвержено изменению, подходит ли для того, чтобы считаться таковым: «Это моё, я таков, это моё «я»?»

«Нет, Учитель».

«Как вы думаете, монахи, чувство постоянно или непостоянно?»

«Непостоянно, Учитель».

«А то, что непостоянно, является страданием или счастьем?»

«Страданием, Учитель».

«А то, что непостоянно, пронизано страданием, подвержено изменению, подходит ли для того, чтобы считаться таковым: «Это моё, я таков, это моё «я»?»

«Нет, Учитель».

«Как вы думаете, монахи, восприятие постоянно или непостоянно?»

«Непостоянно, Учитель».

«А то, что непостоянно, является страданием или счастьем?»

«Страданием, Учитель».

«А то, что непостоянно, пронизано страданием, подвержено изменению, подходит ли для того, чтобы считаться таковым: «Это моё, я таков, это моё «я»?»

«Нет, Учитель».

«Как вы думаете, монахи, формации постоянны или непостоянны?»

«Непостоянны, Учитель».

«А то, что непостоянно, является страданием или счастьем?»

«Страданием, Учитель».

«А то, что непостоянно, пронизано страданием, подвержено изменению, подходит ли для того, чтобы считаться таковым: «Это моё, я таков, это моё «я»?»

«Нет, Учитель».

«Как вы думаете, монахи, сознание постоянно или непостоянно?»

«Непостоянно, Учитель».

«А то, что непостоянно, является страданием или счастьем?»

«Страданием, Учитель».

«А то, что непостоянно, пронизано страданием, подвержено изменению, подходит ли для того, чтобы считаться таковым: «Это моё, я таков, это моё «я»?»

«Нет, Учитель».

16. «Поэтому, монахи, любой вид формы — прошлой, настоящей, будущей, внутренней или внешней, грубой или утончённой, низшей или возвышенной, далёкой или близкой — всякую форму следует видеть с правильной мудростью, как она есть на самом деле: «Это не моё, я не таков, это не моё «я».

Любой вид чувства — прошлого, настоящего, будущего, внутреннего или внешнего, грубого или утончённого, низшего или возвышенного, далёкого или близкого — всякое чувство следует видеть с правильной мудростью, как оно есть на самом деле: «Это не моё, я не таков, это не моё «я».

Любой вид восприятия — прошлого, настоящего, будущего, внутреннего или внешнего, грубого или утончённого, низшего или возвышенного, далёкого или близкого — всякое восприятие следует видеть с правильной мудростью, как оно есть на самом деле: «Это не моё, я не таков, это не моё «я».

Любой вид формаций — прошлых, настоящих, будущих, внутренних или внешних, грубых или утончённых, низших или возвышенных, далёких или близких — всякие формации следует видеть с правильной мудростью, как они есть на самом деле: «Это не моё, я не таков, это не моё «я».

Любой вид сознания — прошлого, настоящего, будущего, внутреннего или внешнего, грубого или утончённого, низшего или возвышенного, далёкого или близкого — всякое сознание следует видеть с правильной мудростью, как оно есть на самом деле: «Это не моё, я не таков, это не моё «я».

17. Видя таким образом, хорошо обученный благородный ученик освобождается от чар формы, освобождается от чар чувства, освобождается от чар восприятия, освобождается от чар формаций, освобождается от чар сознания.

18. Освободившись от чар, он освобождается от страсти. Его ум, свободный от страсти, достигает освобождения. Когда он достигает освобождения, приходит знание: «Это освобождено». Он понимает: «Рождение закончено, святая жизнь прожита, задача выполнена. Нет более чего-либо, что нужно было бы ещё осуществить в этой жизни».

Так сказал Благословенный. Монахи были удовлетворены и восхищены словами Благословенного. И по мере того как происходила эта беседа, умы шестидесяти монахов освободились от помрачений.

Pin It on Pinterest

X
Поделиться