Маджхима Никая 8
Саллекха Сутта
Стирание

(Английский вариант)

1. Так я слышал. Однажды Благословенный пребывал близ Саваттхи, в Роще Джеты, что в Парке Анатхапиндики.

2. И вот однажды вечером Достопочтенный Маха Чунда вышел из медитации и отправился к Благословенному. Поклонившись Благословенному, он сел рядом и сказал ему:

3. «Учитель, в мире возникают различные воззрения, связанные либо с доктринами о существовании «я», либо с доктринами о вечности или безграничности мира. Происходит ли отбрасывание и оставление этих воззрений в монахе, который находится лишь на начальном этапе практики?»[5]

[Благословенный ответил:]

«Чунда, что касается этих различных возникающих в мире воззрений, связанных либо с доктринами о существовании «я», либо с доктринами о вечности или безграничности мира, то только если [объект], относительно которого эти воззрения явно или неявно имеют место и к которому они применяются, увиден практикующим так, как он есть в действительности, таким образом: «Это не моё, это не «я», в этом нет «я»», происходит отбрасывание и оставление этих воззрений.

Восемь медитативных достижений

Первая джхана

4. Чунда, может быть так, что, будучи отстранённым от чувственных удовольствий, отстранённым от нездоровых состояний ума, некий монах входит в первую джхану и пребывает в ней, что сопровождается думанием об объекте медитации и удержанием внимания на нём, а также радостью и довольством, которые возникли из-за этой отстранённости.

Он может подумать так: «Я пребываю в стирании загрязнений ума». Но не эти достижения называются «стиранием» в Учении Благородных. Эти называются «приятными пребываниями здесь и сейчас» в Учении Благородных.

Вторая джхана

5. Может быть так, что с угасанием думания об объекте медитации и удержания внимания на нём некий монах входит во вторую джхану и пребывает в ней, в которой наличествуют внутренняя уверенность и единение ума, отсутствуют думание и удержание, но есть радость и довольство, которые возникли посредством собранности ума.

Он может подумать так: «Я пребываю в стирании загрязнений ума». Но не эти достижения называются «стиранием» в Учении Благородных. Эти называются «приятными пребываниями здесь и сейчас» в Учении Благородных.

Третья джхана

6. Может быть так, что с угасанием радости некий монах пребывает спокойным, осознанным, бдительным и ощущает довольство. Он входит в третью джхану и пребывает в ней, о которой Благородные говорят так: «Он спокоен, осознан, пребывает в довольстве».

Он может подумать так: «Я пребываю в стирании загрязнений ума». Но не эти достижения называются «стиранием» в Учении Благородных. Эти называются «приятными пребываниями здесь и сейчас» в Учении Благородных.

Четвёртая джхана

7. Может быть так, что с оставлением удовольствия и боли, равно как и с предыдущим угасанием радости и недовольства, некий монах входит в четвёртую джхану и пребывает в ней, которая ни-приятна-ни-болезненна, характерна чистейшей осознанностью, достигаемой благодаря спокойствию.

Он может подумать так: «Я пребываю в стирании загрязнений ума». Но не эти достижения называются «стиранием» в Учении Благородных. Эти называются «приятными пребываниями здесь и сейчас» в Учении Благородных.

Сфера безграничного пространства

8. Может быть так, что полностью миновав восприятия форм, с угасанием восприятий, вызываемых органами чувств, не обращающий внимания на восприятие множественности, воспринимая: «пространство безгранично», некий монах входит в сферу безграничного пространства и пребывает в ней.

Он может подумать так: «Я пребываю в стирании загрязнений ума». Но не эти достижения называются «стиранием» в Учении Благородных. Эти называются «приятными пребываниями здесь и сейчас» в Учении Благородных.

Сфера безграничного сознания

9. Может быть так, что, полностью миновав сферу безграничного пространства, воспринимая: «сознание безгранично», некий монах входит в сферу безграничного сознания и пребывает в ней.

Он может подумать так: «Я пребываю в стирании загрязнений ума». Но не эти достижения называются «стиранием» в Учении Благородных. Эти называются «приятными пребываниями здесь и сейчас» в Учении Благородных.

Сфера отсутствия всего

10. Может быть так, что, полностью миновав сферу безграничного сознания, воспринимая: «здесь ничего нет», некий монах входит в сферу отсутствия всего и пребывает в ней.

Он может подумать так: «Я пребываю в стирании загрязнений ума». Но не эти достижения называются «стиранием» в Учении Благородных. Эти называются «приятными пребываниями здесь и сейчас» в Учении Благородных.

Сфера ни-восприятия-ни-невосприятия

11. Может быть так, что, полностью миновав сферу отсутствия всего, монах входит в сферу ни-восприятия-ни-невосприятия и пребывает в ней.

Он может подумать так: «Я пребываю в стирании загрязнений ума». Но не эти достижения называются «стиранием» в Учении Благородных. Эти называются «приятными пребываниями здесь и сейчас» в Учении Благородных.

Стирание

12. Чунда, вот как тебе следует практиковать стирание:

(1) «Даже если другие будут жестокими, мы не будем жестокими», — вот как следует практиковать стирание.

(2) «Даже если другие будут убивать живых существ, мы не будем убивать живых существ», — вот как следует практиковать стирание.

(3) «Даже если другие будут брать то, что им не было дано, мы будем воздерживаться от взятия того, что не дано», — вот как следует практиковать стирание.

(4) «Даже если другие не будут целомудренными, мы будем целомудренными», — вот как следует практиковать стирание.

(5) «Даже если другие будут лгать, мы не будем лгать», — вот как следует практиковать стирание.

(6) «Даже если другие будут говорить со злобой, мы не будем говорить со злобой», — вот как следует практиковать стирание.

(7) «Даже если другие будут говорить грубо, мы не будем говорить грубо», — вот как следует практиковать стирание.

(8) «Даже если другие будут сплетничать, мы не будем сплетничать», — вот как следует практиковать стирание.

(9) «Даже если другие будут алчными, мы не будем алчными», — вот как следует практиковать стирание.

(10) «Даже если у другие будут недоброжелательны, мы не будем недоброжелательны», — вот как следует практиковать стирание.

(11) «Даже если у других будут негармоничные воззрения, у нас будут гармоничные воззрения», — вот как следует практиковать стирание.

(12) «Даже если у других будет негармоничное намерение, у нас будет гармоничное намерение», — вот как следует практиковать стирание.

(13) «Даже если у других будет негармоничное общение, у нас будет гармоничное общение», — вот как следует практиковать стирание.

(14) «Даже если у других будут негармоничные действия, у нас будут гармоничные действия», — вот как следует практиковать стирание.

(15) «Даже если у других будет негармоничный образ жизни, у нас будет гармоничный образ жизни», — вот как следует практиковать стирание.

(16) «Даже если у других будет негармоничное усилие, у нас будет гармоничное усилие», — вот как следует практиковать стирание.

(17) «Даже если у других будет негармоничная осознанность, у нас будет гармоничная осознанность», — вот как следует практиковать стирание.

(18) «Даже если у других будет негармоничная собранность ума, у нас будет гармоничная собранность ума», — вот как следует практиковать стирание.

(19) «Даже если у других будет негармоничное знание, у нас будет гармоничное знание», — вот как следует практиковать стирание.

(20) «Даже если у других будет негармоничное освобождение, у нас будет гармоничное освобождение», — вот как следует практиковать стирание.

(21) «Даже если других будет одолевать лень и апатия, мы будем свободны от лени и апатии», — вот как следует практиковать стирание.

(22) «Даже если другие будут неугомонными, мы не будем неугомонными», — вот как следует практиковать стирание.

(23) «Даже если другие будут сомневающимися, мы выйдем за пределы сомнения», — вот как следует практиковать стирание.

(24) «Даже если другие будут злыми, мы не будем злыми», — вот как следует практиковать стирание.

(25) «Даже если другие будут негодующими, мы не будем негодующими», — вот как следует практиковать стирание.

(26) «Даже если другие будут презрительными, мы не будем презрительными», — вот как следует практиковать стирание.

(27) «Даже если другие будут высокомерными, мы не будем высокомерными», — вот как следует практиковать стирание.

(28) «Даже если другие будут завистливыми, мы не будем завистливыми», — вот как следует практиковать стирание.

(29) «Даже если другие будут скупыми, мы не будем скупыми», — вот как следует практиковать стирание.

(30) «Даже если другие будут неискренними, мы будем искренними», — вот как следует практиковать стирание.

(31) «Даже если другие будут мошенничать, мы не будем мошенничать», — вот как следует практиковать стирание.

(32) «Даже если другие будут неуправляемыми, мы будем послушными», — вот как следует практиковать стирание.

(33) «Даже если другие будут наглыми, мы не будем наглыми», — вот как следует практиковать стирание.

(34) «Даже если другим будет трудно делать замечания, нам будет легко делать замечания», — вот как следует практиковать стирание.

(35) «Даже если у других будут плохие друзья, у нас будут хорошие друзья», — вот как следует практиковать стирание.

(36) «Даже если другие будут беспечными, мы будем прилежными», — вот как следует практиковать стирание.

(37) «Даже если другие будут нетверды в следовании пути, мы будем тверды в следовании пути», — вот как следует практиковать стирание.

(38) «Даже если другие будут бесстыдными, мы будем действовать со скромностью», — вот как следует практиковать стирание.

(39) «Даже если другие не будут бояться совершить проступок, мы будем бояться совершить проступок», — вот как следует практиковать стирание.

(40) «Даже если у других не будет стремления к знанию, мы будем взращивать великую учёность», — вот как следует практиковать стирание.

(41) «Даже если другие будут ленивыми, мы будем усердными», — вот как следует практиковать стирание.

(42) «Даже если другие будут неосознанными, мы будем утверждены в осознанности», — вот как следует практиковать стирание.

(43) «Даже если у других не будет мудрости, мы будем обладать мудростью», — вот как следует практиковать стирание.

(44) «Даже если другие будут привязаны к собственным воззрениям, прочно за них держаться и оставлять их с трудом, мы не будем привязаны к собственным воззрениям, не будем прочно за них держаться, но будем оставлять их с лёгкостью», — вот как следует практиковать стирание.

Намерение

13. Чунда, я говорю тебе, что даже просто намерение пребывать в здоровых состояниях ума уже является великим благом, так что уж говорить о телесных и словесных поступках, соответствующих такому состоянию ума? Поэтому, Чунда:

(1) Следует намереваться так: «Даже если другие будут жестокими, мы не будем жестокими».

(2) Следует намереваться так: «Даже если другие будут убивать живых существ, мы будем воздерживаться от убийства живых существ».

(3) Следует намереваться так: «Даже если другие будут брать то, что им не было дано, мы будем воздерживаться от взятия того, что не дано».

(4) Следует намереваться так: «Даже если другие не будут целомудренными, мы будем целомудренными».

(5) Следует намереваться так: «Даже если другие будут лгать, мы не будем лгать».

(6) Следует намереваться так: «Даже если другие будут говорить со злобой, мы не будем говорить со злобой».

(7) Следует намереваться так: «Даже если другие будут говорить грубо, мы не будем говорить грубо».

(8) Следует намереваться так: «Даже если другие будут сплетничать, мы не будем сплетничать».

(9) Следует намереваться так: «Даже если другие будут алчными, мы не будем алчными».

(10) Следует намереваться так: «Даже если у других будет недоброжелательность, у нас не будет недоброжелательности».

(11) Следует намереваться так: «Даже если у других будут негармоничные воззрения, у нас будут гармоничные воззрения».

(12) Следует намереваться так: «Даже если у других будет негармоничное намерение, у нас будет гармоничное намерение».

(13) Следует намереваться так: «Даже если у других будет негармоничное общение, у нас будет гармоничное общение».

(14) Следует намереваться так: «Даже если у других будут негармоничные действия, у нас будут гармоничные действия».

(15) Следует намереваться так: «Даже если у других будет негармоничный образ жизни, у нас будет гармоничный образ жизни».

(16) Следует намереваться так: «Даже если у других будет негармоничное усилие, у нас будет гармоничное усилие».

(17) Следует намереваться так: «Даже если у других будет негармоничная осознанность, у нас будет гармоничная осознанность».

(18) Следует намереваться так: «Даже если у других будет негармоничная собранность ума, у нас будет гармоничная собранность ума».

(19) Следует намереваться так: «Даже если у других будет негармоничное знание, у нас будет гармоничное знание».

(20) Следует намереваться так: «Даже если у других будет негармоничное освобождение, у нас будет гармоничное освобождение».

(21) Следует намереваться так: «Даже если других будет одолевать лень и апатия, мы будем свободны от лени и апатии».

(22) Следует намереваться так: «Даже если другие будут неугомонными, мы не будем неугомонными».

(23) Следует намереваться так: «Даже если другие будут сомневающимися, мы выйдем за пределы сомнения».

(24) Следует намереваться так: «Даже если другие будут злыми, мы не будем злыми».

(25) Следует намереваться так: «Даже если другие будут негодующими, мы не будем негодующими».

(26) Следует намереваться так: «Даже если другие будут презрительными, мы не будем презрительными».

(27) Следует намереваться так: «Даже если другие будут высокомерными, мы не будем высокомерными».

(28) Следует намереваться так: «Даже если другие будут завистливыми, мы не будем завистливыми».

(29) Следует намереваться так: «Даже если другие будут скупыми, мы не будем скупыми».

(30) Следует намереваться так: «Даже если другие будут неискренними, мы будем искренними».

(31) Следует намереваться так: «Даже если другие будут мошенничать, мы не будем мошенничать».

(32) Следует намереваться так: «Даже если другие будут неуправляемыми, мы будем послушными».

(33) Следует намереваться так: «Даже если другие будут наглыми, мы не будем наглыми».

(34) Следует намереваться так: «Даже если другим будет трудно делать замечания, нам будет легко делать замечания».

(35) Следует намереваться так: «Даже если у других будут плохие друзья, у нас будут хорошие друзья».

(36) Следует намереваться так: «Даже если другие будут беспечными, мы будем прилежными».

(37) Следует намереваться так: «Даже если другие будут нетверды в следовании пути, мы будем тверды в следовании пути».

(38) Следует намереваться так: «Даже если другие будут бесстыдными, мы будем действовать со скромностью».

(39) Следует намереваться так: «Даже если другие не будут бояться совершить проступок, мы будем бояться совершить проступок».

(40) Следует намереваться так: «Даже если у других не будет стремления к знанию, мы будем взращивать великую учёность».

(41) Следует намереваться так: «Даже если другие будут ленивыми, мы будем усердными».

(42) Следует намереваться так: «Даже если другие будут неосознанными, мы будем утверждены в осознанности».

(43) Следует намереваться так: «Даже если у других не будет мудрости, мы будем обладать мудростью».

(44) Следует намереваться так: «Даже если другие будут привязаны к собственным воззрениям, прочно за них держаться и оставлять их с трудом, мы не будем привязаны к собственным воззрениям, не будем прочно за них держаться, но будем оставлять их с лёгкостью».

Избегание

14. Чунда, представь неровный путь и другой, ровный путь, идя которым можно было бы избежать путешествия по неровному. И представь неровный брод и другой, ровный брод, идя которым можно было бы избежать перехода по неровному. Точно так же:

(1) У того, кто подвержен жестокости, есть воздержание от жестокости, чтобы избежать её.

(2) У того, кто убивает живых существ, есть воздержание от убийства, чтобы избежать его.

(3) У того, кто берёт то, что ему не было дано, есть воздержание от взятия того, что ему не было дано, чтобы избежать его.

(4) У того, кто не соблюдает целомудрия, есть воздержание от нецеломудрия, чтобы избежать его.

(5) У того, кто лжёт, есть воздержание от лжи, чтобы избежать её.

(6) У того, кто говорит со злобой, есть воздержание от злой речи, чтобы избежать её.

(7) У того, кто говорит грубо, есть воздержание от грубой речи, чтобы избежать её.

(8) У того, кто сплетничает, есть воздержание от сплетен, чтобы избежать их.

(9) У того, кто алчен, есть воздержание от алчности, чтобы избежать её.

(10) У того, кто недоброжелателен, есть воздержание от недоброжелательности, чтобы избежать её.

(11) У того, чьи воззрения негармоничны, есть гармоничные воззрения, чтобы избежать негармоничных.

(12) У того, чьё намерение негармонично, есть гармоничное намерение, чтобы избежать негармоничного.

(13) У того, чьё общение негармонично, есть гармоничное общение, чтобы избежать негармоничного.

(14) У того, чьи действия негармоничны, есть гармоничные действия, чтобы избежать негармоничных.

(15) У того, чей образ жизни негармоничен, есть гармоничный образ жизни, чтобы избежать негармоничного.

(16) У того, чьё усилие негармонично, есть гармоничное усилие, чтобы избежать негармоничного.

(17) У того, чья осознанность негармонична, есть гармоничная осознанность, чтобы избежать негармоничной.

(18) У того, чья собранность ума негармонична, есть гармоничная собранность ума, чтобы избежать негармоничной.

(19) У того, чьё знание негармонично, есть гармоничное знание, чтобы избежать негармоничного.

(20) У того, освобождение негармонично, есть гармоничное освобождение, чтобы избежать негармоничного.

(21) У того, кто подвержен сонливости и апатии, есть свобода от сонливости и апатии, чтобы избежать их.

(22) У того, кто подвержен неугомонности ума, есть успокоение ума, чтобы избежать неугомонности.

(23) У того, кто подвержен сомнению, есть состояние за пределами сомнения, чтобы избежать его.

(24) У того, кто подвержен ненависти, есть отсутствие ненависти, чтобы избежать ненависти.

(25) У того, кто подвержен негодованию, есть отсутствие негодования, чтобы избежать негодования.

(26) У того, кто подвержен презрению, есть отсутствие презрения, чтобы избежать презрения.

(27) У того, кто подвержен высокомерию, есть отсутствие высокомерия, чтобы избежать высокомерия.

(28) У того, кто подвержен зависти, есть отсутствие зависти, чтобы избежать зависти.

(29) У того, кто подвержен скупости, есть щедрость, чтобы избежать скупости.

(30) У того, кто неискренен, есть искренность, чтобы избежать неискренности.

(31) У того, кто склонен к мошенничеству, есть честность, чтобы избежать мошенничества.

(32) У того, кто неуправляем, есть послушность, чтобы избежать неуправляемости.

(33) У того, кто ведёт себя нагло, есть кротость, чтобы избежать наглости.

(34) У того, кто не переносит замечаний, есть возможность научиться их принимать, чтобы избежать неприятия замечаний.

(35) У того, кто дружит с плохими друзьями, есть возможность дружить вместо этого с хорошими друзьями, чтобы избежать плохой дружбы.

(36) У того, кто беспечен, есть прилежание, чтобы избежать беспечности.

(37) У того, в ком нет преданности пути, есть преданность пути, чтобы избежать не-преданности пути.

(38) У того, кто подвержен бесстыдству, есть скромность, чтобы избежать бесстыдства.

(39) У того, кто не боится совершить проступок, есть страх совершения проступков, чтобы избежать отсутствия боязни совершить проступок.

(40) У того, у кого нет стремления к знаниям, есть стремление к знаниям, чтобы избежать отсутствия стремления к знаниям.

(41) У того, кто ленив, есть усердие, чтобы избежать лени.

(42) У того, кто неосознан, есть установление осознанности, чтобы избежать неосознанности.

(43) У того, у кого нет мудрости, есть обретение мудрости, чтобы избежать отсутствия мудрости.

(44) У того, кто привязан к собственным воззрениям, прочно за них держится и оставляет их с трудом, есть непривязанность к собственным воззрениям, их неудержание, лёгкость их оставления, чтобы избежать привязанности к собственным воззрениям, их удержания и трудного их оставления.

Путь, ведущий ввысь

15. Чунда, подобно тому как все неблагие состояния ведут вниз, а все благие состояния ведут ввысь, точно так же:

(1) У того, кто подвержен жестокости, есть воздержание от жестокости, чтобы идти ввысь.

(2) У того, кто убивает живых существ, есть воздержание от убийства, чтобы идти ввысь.

(3) У того, кто берёт то, что ему не было дано, есть воздержание от взятия того, что ему не было дано, чтобы идти ввысь.

(4) У того, кто не соблюдает целомудрия, есть воздержание от нецеломудрия, чтобы идти ввысь.

(5) У того, кто лжёт, есть воздержание от лжи, чтобы идти ввысь.

(6) У того, кто говорит со злобой, есть воздержание от злой речи, чтобы идти ввысь.

(7) У того, кто говорит грубо, есть воздержание от грубой речи, чтобы идти ввысь.

(8) У того, кто сплетничает, есть воздержание от сплетен, чтобы идти ввысь.

(9) У того, кто алчен, есть воздержание от алчности, чтобы идти ввысь.

(10) У того, кто недоброжелателен, есть воздержание от недоброжелательности, чтобы идти ввысь.

(11) У того, чьи воззрения негармоничны, есть гармоничные воззрения, чтобы идти ввысь.

(12) У того, чьё намерение негармонично, есть гармоничное намерение, чтобы идти ввысь.

(13) У того, чьё общение негармонично, есть гармоничное общение, чтобы идти ввысь.

(14) У того, чьи действия негармоничны, есть гармоничные действия, чтобы идти ввысь.

(15) У того, чей образ жизни негармоничен, есть гармоничный образ жизни, чтобы идти ввысь.

(16) У того, чьё усилие негармонично, есть гармоничное усилие, чтобы идти ввысь.

(17) У того, чья осознанность негармонична, есть гармоничная осознанность, чтобы идти ввысь.

(18) У того, чья собранность ума негармонична, есть гармоничная собранность ума, чтобы идти ввысь.

(19) У того, чьё знание негармонично, есть гармоничное знание, чтобы идти ввысь.

(20) У того, освобождение негармонично, есть гармоничное освобождение, чтобы идти ввысь.

(21) У того, кто подвержен сонливости и апатии, есть свобода от сонливости и апатии, чтобы идти ввысь.

(22) У того, кто подвержен неугомонности ума, есть успокоение ума, чтобы идти ввысь.

(23) У того, кто подвержен сомнению, есть состояние за пределами сомнения, чтобы идти ввысь.

(24) У того, кто подвержен ненависти, есть отсутствие ненависти, чтобы идти ввысь.

(25) У того, кто подвержен негодованию, есть отсутствие негодования, чтобы идти ввысь.

(26) У того, кто подвержен презрению, есть отсутствие презрения, чтобы идти ввысь.

(27) У того, кто подвержен высокомерию, есть отсутствие высокомерия, чтобы идти ввысь.

(28) У того, кто подвержен зависти, есть отсутствие зависти, чтобы идти ввысь.

(29) У того, кто подвержен скупости, есть щедрость, чтобы идти ввысь.

(30) У того, кто неискренен, есть искренность, чтобы идти ввысь.

(31) У того, кто склонен к мошенничеству, есть честность, чтобы идти ввысь.

(32) У того, кто неуправляем, есть послушность, чтобы идти ввысь.

(33) У того, кто ведёт себя нагло, есть кротость, чтобы идти ввысь.

(34) У того, кто не переносит замечаний, есть возможность научиться их принимать, чтобы идти ввысь.

(35) У того, кто дружит с плохими друзьями, есть возможность дружить вместо этого с хорошими друзьями, чтобы идти ввысь.

(36) У того, кто беспечен, есть прилежание, чтобы идти ввысь.

(37) У того, в ком нет преданности пути, есть преданность пути, чтобы идти ввысь.

(38) У того, кто подвержен бесстыдству, есть скромность, чтобы идти ввысь.

(39) У того, кто не боится совершить проступок, есть страх совершения проступков, чтобы идти ввысь.

(40) У того, у кого нет стремления к знаниям, есть стремление к знаниям, чтобы идти ввысь.

(41) У того, кто ленив, есть усердие, чтобы идти ввысь.

(42) У того, кто неосознан, есть установление осознанности, чтобы идти ввысь.

(43) У того, у кого нет мудрости, есть обретение мудрости, чтобы идти ввысь.

(44) У того, кто привязан к собственным воззрениям, прочно за них держится и оставляет их с трудом, есть непривязанность к собственным воззрениям, их неудержание, лёгкость их оставления, чтобы идти ввысь.

Путь погашения

16. Чунда, не может быть такого, чтобы тот, кто утопает в грязи сам, вытащил бы другого утопающего в грязи. Вытащить утопающего в грязи может лишь тот, кто сам не утопает.

Не может быть такого, чтобы тот, кто сам необуздан, недисциплинирован, с неугасшими помрачениями, мог бы обуздать другого, дисциплинировать его, помочь погасить помрачения. Но обуздать другого, дисциплинировать его, помочь погасить помрачения может лишь тот, кто сам обуздан, дисциплинирован, лишь тот, чьи помрачения угасли.

Точно так же:

(1) У того, кто подвержен жестокости, есть воздержание от жестокости, чтобы погасить её.

(2) У того, кто убивает живых существ, есть воздержание от убийства, чтобы погасить его.

(3) У того, кто берёт то, что ему не было дано, есть воздержание от взятия того, что ему не было дано, чтобы погасить его.

(4) У того, кто не соблюдает целомудрия, есть воздержание от нецеломудрия, чтобы погасить его.

(5) У того, кто лжёт, есть воздержание от лжи, чтобы погасить её.

(6) У того, кто говорит со злобой, есть воздержание от злой речи, чтобы погасить её.

(7) У того, кто говорит грубо, есть воздержание от грубой речи, чтобы погасить её.

(8) У того, кто сплетничает, есть воздержание от сплетен, чтобы погасить их.

(9) У того, кто алчен, есть воздержание от алчности, чтобы погасить её.

(10) У того, кто недоброжелателен, есть воздержание от недоброжелательности, чтобы погасить её.

(11) У того, чьи воззрения негармоничны, есть гармоничные воззрения, чтобы погасить негармоничные.

(12) У того, чьё намерение негармонично, есть гармоничное намерение, чтобы погасить негармоничное.

(13) У того, чьё общение негармонично, есть гармоничное общение, чтобы погасить негармоничное.

(14) У того, чьи действия негармоничны, есть гармоничные действия, чтобы погасить негармоничные.

(15) У того, чей образ жизни негармоничен, есть гармоничный образ жизни, чтобы погасить негармоничный.

(16) У того, чьё усилие негармонично, есть гармоничное усилие, чтобы погасить негармоничное.

(17) У того, чья осознанность негармонична, есть гармоничная осознанность, чтобы погасить негармоничную.

(18) У того, чья собранность ума негармонична, есть гармоничная собранность ума, чтобы погасить негармоничную.

(19) У того, чьё знание негармонично, есть гармоничное знание, чтобы погасить негармоничное.

(20) У того, освобождение негармонично, есть гармоничное освобождение, чтобы погасить негармоничное.

(21) У того, кто подвержен сонливости и апатии, есть свобода от сонливости и апатии, чтобы погасить их.

(22) У того, кто подвержен неугомонности ума, есть успокоение ума, чтобы погасить неугомонность.

(23) У того, кто подвержен сомнению, есть состояние за пределами сомнения, чтобы погасить его.

(24) У того, кто подвержен ненависти, есть отсутствие ненависти, чтобы погасить ненависть.

(25) У того, кто подвержен негодованию, есть отсутствие негодования, чтобы погасить негодование.

(26) У того, кто подвержен презрению, есть отсутствие презрения, чтобы погасить презрение.

(27) У того, кто подвержен высокомерию, есть отсутствие высокомерия, чтобы погасить высокомерие.

(28) У того, кто подвержен зависти, есть отсутствие зависти, чтобы погасить зависть.

(29) У того, кто подвержен скупости, есть щедрость, чтобы погасить скупость.

(30) У того, кто неискренен, есть искренность, чтобы погасить неискренность.

(31) У того, кто склонен к мошенничеству, есть честность, чтобы погасить мошенничество.

(32) У того, кто неуправляем, есть послушность, чтобы погасить неуправляемость.

(33) У того, кто ведёт себя нагло, есть кротость, чтобы погасить наглость.

(34) У того, кто не переносит замечаний, есть возможность научиться их принимать, чтобы погасить неприятие замечаний.

(35) У того, кто дружит с плохими друзьями, есть возможность дружить вместо этого с хорошими друзьями, чтобы погасить плохую дружбу.

(36) У того, кто беспечен, есть прилежание, чтобы погасить беспечность.

(37) У того, в ком нет преданности пути, есть преданность пути, чтобы погасить не-преданность пути.

(38) У того, кто подвержен бесстыдству, есть скромность, чтобы погасить бесстыдство.

(39) У того, кто не боится совершить проступок, есть страх совершения проступков, чтобы погасить отсутствие боязни совершить проступок.

(40) У того, у кого нет стремления к знаниям, есть стремление к знаниям, чтобы погасить отсутствие стремления к знаниям.

(41) У того, кто ленив, есть усердие, чтобы погасить лень.

(42) У того, кто неосознан, есть установление осознанности, чтобы погасить неосознанность.

(43) У того, у кого нет мудрости, есть обретение мудрости, чтобы погасить отсутствие мудрости.

(44) У того, кто привязан к собственным воззрениям, прочно за них держится и оставляет их с трудом, есть непривязанность к собственным воззрениям, их неудержание, лёгкость их оставления, чтобы погасить привязанность к собственным воззрениям, их удержания и трудного их оставления.

17. Так, Чунда, я научил пути стирания, я научил пути намерения, я научил пути избегания, я научил пути, ведущему ввысь, я научил пути погашения.

18. То, что следует сделать учителю для своих учеников из милосердия к ним, желая им благополучия, имея к ним милосердие, всё это я сделал для вас, Чунда. Здесь есть подножья деревьев и хижины. Медитируйте, Чунда, не откладывайте на потом, иначе будете позже сожалеть об этом. Таково моё наставление вам».

Так сказал Благословенный. Достопочтенный Чунда был доволен и восхитился словами Благословенного.