Маджхима Никая 149
Махасалаятаника Сутта
Великая Шестеричная Основа

1. Так я слышал. Однажды Благословенный пребывал близ Саваттхи, в Роще Джеты, что в Парке Анатхапиндики. Там Благословенный обратился к мона-хам так: «Монахи!»

«Достопочтенный!» ― ответили они. Благословенный сказал следующее:

2. «Монахи, я расскажу вам о великой шестеричной основе. Слушайте внимательно то, что я буду говорить».

«Да, Достопочтенный», ― ответили монахи. Благословенный сказал следующее:

3. «Монахи,

когда человек не знает и не видит глаз, как он есть на самом деле;

когда человек не знает и не видит формы, как они есть на самом деле;

когда человек не знает и не видит зрительное сознание, как оно есть на са-мом деле;

когда человек не знает и не видит зрительный контакт, как он есть на самом деле;

когда человек не знает и не видит чувство, ощущаемое как приятное, болезненное или ни-болезненное-ни-приятное, возникающее со зрительным контактом в качестве условия, как оно есть на самом деле, ―

то тогда его охватывает влечение к глазу, его охватывает влечение к формам, его охватывает влечение к зрительному сознанию, его охватывает влечение к зрительному контакту, его охватывает влечение к чувству, ощущаемому как приятное, болезненное или ни-болезненное-ни-приятное, возникающему со зрительным контактом в качестве условия.

Когда он охвачен влечением, опутанный, ослеплённый, задерживая внима-ние на привлекательном, то тогда пять совокупностей, искажённых цеплянием, сами собой выстраиваются в будущем. Его страстное желание, которое ведёт к новой вовлечённости, сопровождаемой наслаждением и страстью, находящей удовольствие в том и в этом, возрастает. Его телесные и умственные проблемы увеличиваются, его телесные и умственные мучения увеличиваются, его телесные и умственные неспокойствия увеличиваются, и он переживает телесное и умственное страдание.

4. Когда человек не знает и не видит ухо, как оно есть на самом деле;

когда человек не знает и не видит звук, как он есть на самом деле;

когда человек не знает и не видит слуховое сознание, как оно есть на самом деле;

когда человек не знает и не видит слуховой контакт, как он есть на самом деле;

когда человек не знает и не видит чувство, ощущаемое как приятное, болезненное или ни-болезненное-ни-приятное, возникающее со слуховым контактом в качестве условия, как оно есть на самом деле, ―

то тогда его охватывает влечение к уху, его охватывает влечение к звукам, его охватывает влечение к слуховому сознанию, его охватывает влечение к слуховому контакту, его охватывает влечение к чувству, ощущаемому как приятное, болезненное или ни-болезненное-ни-приятное, возникающему со слуховым контактом в качестве условия.

Когда он охвачен влечением, опутанный, ослеплённый, задерживая внима-ние на привлекательном, то тогда пять совокупностей, искажённых цеплянием, сами собой выстраиваются в будущем. Его страстное желание, которое ведёт к новой вовлечённости, сопровождаемой наслаждением и страстью, находящей удовольствие в том и в этом, возрастает. Его телесные и умственные проблемы увеличиваются, его телесные и умственные мучения увеличиваются, его телесные и умственные неспокойствия увеличиваются, и он переживает телесное и умственное страдание.

5. Когда человек не знает и не видит нос, как он есть на самом деле;

когда человек не знает и не видит запах, как он есть на самом деле;

когда человек не знает и не видит обонятельное сознание, как оно есть на самом деле;

когда человек не знает и не видит обонятельный контакт, как он есть на са-мом деле;

когда человек не знает и не видит чувство, ощущаемое как приятное, болезненное или ни-болезненное-ни-приятное, возникающее с обонятельным контактом в качестве условия, как оно есть на самом деле, ―

то тогда его охватывает влечение к носу, его охватывает влечение к запахам, его охватывает влечение к обонятельному сознанию, его охватывает влечение к обонятельному контакту, его охватывает влечение к чувству, ощущаемому как приятное, болезненное или ни-болезненное-ни-приятное, возникающему с обонятельным контактом в качестве условия.

Когда он охвачен влечением, опутанный, ослеплённый, задерживая внима-ние на привлекательном, то тогда пять совокупностей, искажённых цеплянием, сами собой выстраиваются в будущем. Его страстное желание, которое ведёт к новой вовлечённости, сопровождаемой наслаждением и страстью, находящей удовольствие в том и в этом, возрастает. Его телесные и умственные проблемы увеличиваются, его телесные и умственные мучения увеличиваются, его телесные и умственные неспокойствия увеличиваются, и он переживает телесное и умственное страдание.

6. Когда человек не знает и не видит язык, как он есть на самом деле;

когда человек не знает и не видит вкус, как он есть на самом деле;

когда человек не знает и не видит вкусовое сознание, как оно есть на самом деле;

когда человек не знает и не видит вкусовой контакт, как он есть на самом деле;

когда человек не знает и не видит чувство, ощущаемое как приятное, болезненное или ни-болезненное-ни-приятное, возникающее со вкусовым контактом в качестве условия, как оно есть на самом деле, ―

то тогда его охватывает влечение к языку, его охватывает влечение к вкусам, его охватывает влечение к вкусовому сознанию, его охватывает влечение к вкусовому контакту, его охватывает влечение к чувству, ощущаемому как приятное, болезненное или ни-болезненное-ни-приятное, возникающему со вкусовым контактом в качестве условия.

Когда он охвачен влечением, опутанный, ослеплённый, задерживая внима-ние на привлекательном, то тогда пять совокупностей, искажённых цеплянием, сами собой выстраиваются в будущем. Его страстное желание, которое ведёт к новой вовлечённости, сопровождаемой наслаждением и страстью, находящей удовольствие в том и в этом, возрастает. Его телесные и умственные проблемы увеличиваются, его телесные и умственные мучения увеличиваются, его телесные и умственные неспокойствия увеличиваются, и он переживает телесное и умственное страдание.

7. Когда человек не знает и не видит тело, как оно есть на самом деле;

когда человек не знает и не видит телесное ощущение, как оно есть на самом деле;

когда человек не знает и не видит телесное сознание, как оно есть на самом деле;

когда человек не знает и не видит телесный контакт, как он есть на самом деле;

когда человек не знает и не видит чувство, ощущаемое как приятное, болезненное или ни-болезненное-ни-приятное, возникающее с телесным контактом в качестве условия, как оно есть на самом деле, ―

то тогда его охватывает влечение к телу, его охватывает влечение к телесным ощущениям, его охватывает влечение к телесному сознанию, его охватывает влечение к телесному контакту, его охватывает влечение к чувству, ощущаемому как приятное, болезненное или ни-болезненное-ни-приятное, возникающему с телесным контактом в качестве условия.

Когда он охвачен влечением, опутанный, ослеплённый, задерживая внима-ние на привлекательном, то тогда пять совокупностей, искажённых цеплянием, сами собой выстраиваются в будущем. Его страстное желание, которое ведёт к новой вовлечённости, сопровождаемой наслаждением и страстью, находящей удовольствие в том и в этом, возрастает. Его телесные и умственные проблемы увеличиваются, его телесные и умственные мучения увеличиваются, его телесные и умственные неспокойствия увеличиваются, и он переживает телесное и умственное страдание.

8. Когда человек не знает и не видит ум, как он есть на самом деле;

когда человек не знает и не видит умственный объект, как он есть на самом деле;

когда человек не знает и не видит умственное сознание, как оно есть на са-мом деле;

когда человек не знает и не видит умственный контакт, как он есть на самом деле;

когда человек не знает и не видит чувство, ощущаемое как приятное, болезненное или ни-болезненное-ни-приятное, возникающее с умственным контактом в качестве условия, как оно есть на самом деле, ―

то тогда его охватывает влечение к уму, его охватывает влечение к умственным объектам, его охватывает влечение к умственному сознанию, его охватывает влечение к умственному контакту, его охватывает влечение к чувству, ощущаемому как приятное, болезненное или ни-болезненное-ни-приятное, возникающему с умственным контактом в качестве условия.

Когда он охвачен влечением, опутанный, ослеплённый, задерживая внима-ние на привлекательном, то тогда пять совокупностей, искажённых цеплянием, сами собой выстраиваются в будущем. Его страстное желание, которое ведёт к новой вовлечённости, сопровождаемой наслаждением и страстью, находящей удовольствие в том и в этом, возрастает. Его телесные и умственные проблемы увеличиваются, его телесные и умственные мучения увеличиваются, его телесные и умственные неспокойствия увеличиваются, и он переживает телесное и умственное страдание.

9. Монахи,

когда человек знает и видит глаз, как он есть на самом деле;

когда человек знает и видит формы, как они есть на самом деле;

когда человек знает и видит зрительное сознание, как оно есть на самом деле;

когда человек знает и видит зрительный контакт, как он есть на самом деле;

когда человек знает и видит чувство, ощущаемое как приятное, болезненное или ни-болезненное-ни-приятное, возникающее со зрительным контактом в качестве условия, как оно есть на самом деле, ―

то тогда его не охватывает влечение к глазу, его не охватывает влечение к формам, его не охватывает влечение к зрительному сознанию, его не охва-тывает влечение к зрительному контакту, его не охватывает влечение к чувству, ощущаемому как приятное, болезненное или ни-болезненное-ни-приятное, возникающему со зрительным контактом в качестве условия.

Когда он не охвачен влечением, не опутанный, не ослеплённый, удерживая внимание на опасности, то тогда пять совокупностей, искажённых цепляни-ем, сами собой уменьшаются в будущем. Его страстное желание, которое ведёт к новой вовлечённости, сопровождаемой наслаждением и страстью, находящей удовольствие в том и в этом, иссякает. Его телесные и умственные проблемы сходят на нет, его телесные и умственные мучения сходят на нет, его телесные и умственные неспокойствия сходят на нет, и он переживает телесное и умственное счастье.

10. Воззрение такого человека является гармоничным воззрением. Его намерение является гармоничным намерением, его усилие является гармоничным усилием, его осознанность является гармоничной осознанностью, его собранность ума является гармоничной собранностью ума. Но его телесное действие, его словесное действие и его образ жизни уже были хорошо очищены прежде. Так этот Благородный Восьмеричный Путь приходит к исполнению в нём за счёт развития. Когда он развивает Благородный Восьмеричный Путь, то четыре основы осознанности также приходят к исполнению в нём за счёт развития. Четыре гармоничных старания также приходят к исполнению в нём за счёт развития. Четыре основы духовной силы также приходят к исполнению в нём за счёт развития. Пять качеств также приходят к исполнению в нём за счёт развития. Пять сил также приходят к исполнению в нём за счёт развития. Семь факторов просветления также приходят к исполнению в нём за счёт развития.

Эти два аспекта ― безмятежность и прозрение ― идут в нём в одной упря-жи вместе. Он полностью понимает прямым знанием те вещи, которые сле-дует полностью понять прямым знанием. Он отбрасывает прямым знанием те вещи, которые следует отбросить прямым знанием. Он развивает прямым знанием те вещи, которые следует развить прямым знанием. Он реализует прямым знанием те вещи, которые следует реализовать прямым знанием.

11. И какие вещи следует полностью понять прямым знанием? Ответ на это таков: «Пять совокупностей, искажённых цеплянием, а именно: совокупность материальной формы, искажённая цеплянием; совокупность чувства, искажённая цеплянием; совокупность восприятия, искажённая цеплянием; совокупность активности, искажённая цеплянием; совокупность сознания, искажённая цеплянием». Эти вещи следует полностью понять прямым знанием.

И какие вещи следует отбросить прямым знанием? Неведение и страстное желание к вовлечённости. Эти вещи следует отбросить прямым знанием.

И какие вещи следует развить прямым знанием? Безмятежность и прозре-ние. Эти вещи следует развить прямым знанием.

И какие вещи следует реализовать прямым знанием? Истинное знание и освобождение. Эти вещи следует реализовать прямым знанием.

12. Когда человек знает и видит ухо, как оно есть на самом деле;

когда человек знает и видит звук, как он есть на самом деле;

когда человек знает и видит слуховое сознание, как оно есть на самом деле;

когда человек знает и видит слуховой контакт, как он есть на самом деле;

когда человек знает и видит чувство, ощущаемое как приятное, болезненное или ни-болезненное-ни-приятное, возникающее со слуховым контактом в качестве условия, как оно есть на самом деле, ―

то тогда его не охватывает влечение к уху, его не охватывает влечение к звукам, его не охватывает влечение к слуховому сознанию, его не охватывает влечение к слуховому контакту, его не охватывает влечение к чувству, ощущаемому как приятное, болезненное или ни-болезненное-ни-приятное, возникающему со слуховым контактом в качестве условия.

Когда он не охвачен влечением, не опутанный, не ослеплённый, удерживая внимание на опасности, то тогда пять совокупностей, искажённых цепляни-ем, сами собой уменьшаются в будущем. Его страстное желание, которое ведёт к новой вовлечённости, сопровождаемой наслаждением и страстью, находящей удовольствие в том и в этом, иссякает. Его телесные и умственные проблемы сходят на нет, его телесные и умственные мучения сходят на нет, его телесные и умственные неспокойствия сходят на нет, и он переживает телесное и умственное счастье.

13. Воззрение такого человека является гармоничным воззрением. Его намерение является гармоничным намерением, его усилие является гармоничным усилием, его осознанность является гармоничной осознанностью, его собранность ума является гармоничной собранностью ума. Но его телесное действие, его словесное действие и его образ жизни уже были хорошо очищены прежде. Так этот Благородный Восьмеричный Путь приходит к исполнению в нём за счёт развития. Когда он развивает Благородный Восьмеричный Путь, то четыре основы осознанности также приходят к исполнению в нём за счёт развития. Четыре гармоничных старания также приходят к исполнению в нём за счёт развития. Четыре основы духовной силы также приходят к исполнению в нём за счёт развития. Пять качеств также приходят к исполнению в нём за счёт развития. Пять сил также приходят к исполнению в нём за счёт развития. Семь факторов просветления также приходят к исполнению в нём за счёт развития.

Эти два аспекта ― безмятежность и прозрение ― идут в нём в одной упряжи вместе. Он полностью понимает прямым знанием те вещи, которые следует полностью понять прямым знанием. Он отбрасывает прямым знанием те вещи, которые следует отбросить прямым знанием. Он развивает прямым знанием те вещи, которые следует развить прямым знанием. Он реализует прямым знанием те вещи, которые следует реализовать прямым знанием.

14. И какие вещи следует полностью понять прямым знанием? Ответ на это таков: «Пять совокупностей, искажённых цеплянием, а именно: совокупность материальной формы, искажённая цеплянием; совокупность чувства, искажённая цеплянием; совокупность восприятия, искажённая цеплянием; совокупность активности, искажённая цеплянием; совокупность сознания, искажённая цеплянием». Эти вещи следует полностью понять прямым знанием.

И какие вещи следует отбросить прямым знанием? Неведение и страстное желание к вовлечённости. Эти вещи следует отбросить прямым знанием.

И какие вещи следует развить прямым знанием? Безмятежность и прозре-ние. Эти вещи следует развить прямым знанием.

И какие вещи следует реализовать прямым знанием? Истинное знание и освобождение. Эти вещи следует реализовать прямым знанием.

15. Когда человек знает и видит нос, как он есть на самом деле;

когда человек знает и видит запах, как он есть на самом деле;

когда человек знает и видит обонятельное сознание, как оно есть на самом деле;

когда человек знает и видит обонятельный контакт, как он есть на самом деле;

когда человек знает и видит чувство, ощущаемое как приятное, болезненное или ни-болезненное-ни-приятное, возникающее с обонятельным контактом в качестве условия, как оно есть на самом деле, ―

то тогда его не охватывает влечение к носу, его не охватывает влечение к запахам, его не охватывает влечение к обонятельному сознанию, его не охватывает влечение к обонятельному контакту, его не охватывает влечение к чувству, ощущаемому как приятное, болезненное или ни-болезненное-ни-приятное, возникающему с обонятельным контактом в качестве условия.

Когда он не охвачен влечением, не опутанный, не ослеплённый, удерживая внимание на опасности, то тогда пять совокупностей, искажённых цепляни-ем, сами собой уменьшаются в будущем. Его страстное желание, которое ведёт к новой вовлечённости, сопровождаемой наслаждением и страстью, находящей удовольствие в том и в этом, иссякает. Его телесные и умственные проблемы сходят на нет, его телесные и умственные мучения сходят на нет, его телесные и умственные неспокойствия сходят на нет, и он переживает телесное и умственное счастье.

16. Воззрение такого человека является гармоничным воззрением. Его намерение является гармоничным намерением, его усилие является гармоничным усилием, его осознанность является гармоничной осознанностью, его собранность ума является гармоничной собранностью ума. Но его телесное действие, его словесное действие и его образ жизни уже были хорошо очищены прежде. Так этот Благородный Восьмеричный Путь приходит к исполнению в нём за счёт развития. Когда он развивает Благородный Восьмеричный Путь, то четыре основы осознанности также приходят к исполнению в нём за счёт развития. Четыре гармоничных старания также приходят к исполнению в нём за счёт развития. Четыре основы духовной силы также приходят к исполнению в нём за счёт развития. Пять качеств также приходят к исполнению в нём за счёт развития. Пять сил также приходят к исполнению в нём за счёт развития. Семь факторов просветления также приходят к исполнению в нём за счёт развития.

Эти два аспекта ― безмятежность и прозрение ― идут в нём в одной упряжи вместе. Он полностью понимает прямым знанием те вещи, которые следует полностью понять прямым знанием. Он отбрасывает прямым знанием те вещи, которые следует отбросить прямым знанием. Он развивает прямым знанием те вещи, которые следует развить прямым знанием. Он реализует прямым знанием те вещи, которые следует реализовать прямым знанием.

17. И какие вещи следует полностью понять прямым знанием? Ответ на это таков: «Пять совокупностей, искажённых цеплянием, а именно: совокупность материальной формы, искажённая цеплянием; совокупность чувства, искажённая цеплянием; совокупность восприятия, искажённая цеплянием; совокупность активности, искажённая цеплянием; совокупность сознания, искажённая цеплянием». Эти вещи следует полностью понять прямым знанием.

И какие вещи следует отбросить прямым знанием? Неведение и страстное желание к вовлечённости. Эти вещи следует отбросить прямым знанием.

И какие вещи следует развить прямым знанием? Безмятежность и прозре-ние. Эти вещи следует развить прямым знанием.

И какие вещи следует реализовать прямым знанием? Истинное знание и освобождение. Эти вещи следует реализовать прямым знанием.

18. Когда человек знает и видит язык, как он есть на самом деле;

когда человек знает и видит вкус, как он есть на самом деле;

когда человек знает и видит вкусовое сознание, как оно есть на самом деле;

когда человек знает и видит вкусовой контакт, как он есть на самом деле;

когда человек знает и видит чувство, ощущаемое как приятное, болезненное или ни-болезненное-ни-приятное, возникающее со вкусовым контактом в качестве условия, как оно есть на самом деле, ―

то тогда его не охватывает влечение к языку, его не охватывает влечение к вкусам, его не охватывает влечение к вкусовому сознанию, его не охватывает влечение к вкусовому контакту, его не охватывает влечение к чувству, ощущаемому как приятное, болезненное или ни-болезненное-ни-приятное, возникающему со вкусовым контактом в качестве условия.

Когда он не охвачен влечением, не опутанный, не ослеплённый, удерживая внимание на опасности, то тогда пять совокупностей, искажённых цепляни-ем, сами собой уменьшаются в будущем. Его страстное желание, которое ведёт к новой вовлечённости, сопровождаемой наслаждением и страстью, находящей удовольствие в том и в этом, иссякает. Его телесные и умственные проблемы сходят на нет, его телесные и умственные мучения сходят на нет, его телесные и умственные неспокойствия сходят на нет, и он переживает телесное и умственное счастье.

19. Воззрение такого человека является гармоничным воззрением. Его намерение является гармоничным намерением, его усилие является гармоничным усилием, его осознанность является гармоничной осознанностью, его собранность ума является гармоничной собранностью ума. Но его телесное действие, его словесное действие и его образ жизни уже были хорошо очищены прежде. Так этот Благородный Восьмеричный Путь приходит к исполнению в нём за счёт развития. Когда он развивает Благородный Восьмеричный Путь, то четыре основы осознанности также приходят к исполнению в нём за счёт развития. Четыре гармоничных старания также приходят к исполнению в нём за счёт развития. Четыре основы духовной силы также приходят к исполнению в нём за счёт развития. Пять качеств также приходят к исполнению в нём за счёт развития. Пять сил также приходят к исполнению в нём за счёт развития. Семь факторов просветления также приходят к исполнению в нём за счёт развития.

Эти два аспекта ― безмятежность и прозрение ― идут в нём в одной упряжи вместе. Он полностью понимает прямым знанием те вещи, которые следует полностью понять прямым знанием. Он отбрасывает прямым знанием те вещи, которые следует отбросить прямым знанием. Он развивает прямым знанием те вещи, которые следует развить прямым знанием. Он реализует прямым знанием те вещи, которые следует реализовать прямым знанием.

20. И какие вещи следует полностью понять прямым знанием? Ответ на это таков: «Пять совокупностей, искажённых цеплянием, а именно: совокупность материальной формы, искажённая цеплянием; совокупность чувства, искажённая цеплянием; совокупность восприятия, искажённая цеплянием; совокупность активности, искажённая цеплянием; совокупность сознания, искажённая цеплянием». Эти вещи следует полностью понять прямым знанием.

И какие вещи следует отбросить прямым знанием? Неведение и страстное желание к вовлечённости. Эти вещи следует отбросить прямым знанием.

И какие вещи следует развить прямым знанием? Безмятежность и прозре-ние. Эти вещи следует развить прямым знанием.

И какие вещи следует реализовать прямым знанием? Истинное знание и освобождение. Эти вещи следует реализовать прямым знанием.

21. Когда человек знает и видит тело, как оно есть на самом деле;

когда человек знает и видит телесное ощущение, как оно есть на самом деле;

когда человек знает и видит телесное сознание, как оно есть на самом деле;

когда человек знает и видит телесный контакт, как он есть на самом деле;

когда человек знает и видит чувство, ощущаемое как приятное, болезненное или ни-болезненное-ни-приятное, возникающее с телесным контактом в качестве условия, как оно есть на самом деле, ―

то тогда его не охватывает влечение к телу, его не охватывает влечение к телесным ощущениям, его не охватывает влечение к телесному сознанию, его не охватывает влечение к телесному контакту, его не охватывает влечение к чувству, ощущаемому как приятное, болезненное или ни-болезненное-ни-приятное, возникающему с телесным контактом в качестве условия.

Когда он не охвачен влечением, не опутанный, не ослеплённый, удерживая внимание на опасности, то тогда пять совокупностей, искажённых цепляни-ем, сами собой уменьшаются в будущем. Его страстное желание, которое ведёт к новой вовлечённости, сопровождаемой наслаждением и страстью, находящей удовольствие в том и в этом, иссякает. Его телесные и умственные проблемы сходят на нет, его телесные и умственные мучения сходят на нет, его телесные и умственные неспокойствия сходят на нет, и он переживает телесное и умственное счастье.

22. Воззрение такого человека является гармоничным воззрением. Его намерение является гармоничным намерением, его усилие является гармоничным усилием, его осознанность является гармоничной осознанностью, его собранность ума является гармоничной собранностью ума. Но его телесное действие, его словесное действие и его образ жизни уже были хорошо очищены прежде. Так этот Благородный Восьмеричный Путь приходит к исполнению в нём за счёт развития. Когда он развивает Благородный Восьмеричный Путь, то четыре основы осознанности также приходят к исполнению в нём за счёт развития. Четыре гармоничных старания также приходят к исполнению в нём за счёт развития. Четыре основы духовной силы также приходят к исполнению в нём за счёт развития. Пять качеств также приходят к исполнению в нём за счёт развития. Пять сил также приходят к исполнению в нём за счёт развития. Семь факторов просветления также приходят к исполнению в нём за счёт развития.

Эти два аспекта ― безмятежность и прозрение ― идут в нём в одной упряжи вместе. Он полностью понимает прямым знанием те вещи, которые следует полностью понять прямым знанием. Он отбрасывает прямым знанием те вещи, которые следует отбросить прямым знанием. Он развивает прямым знанием те вещи, которые следует развить прямым знанием. Он реализует прямым знанием те вещи, которые следует реализовать прямым знанием.

23. И какие вещи следует полностью понять прямым знанием? Ответ на это таков: «Пять совокупностей, искажённых цеплянием, а именно: совокупность материальной формы, искажённая цеплянием; совокупность чувства, искажённая цеплянием; совокупность восприятия, искажённая цеплянием; совокупность активности, искажённая цеплянием; совокупность сознания, искажённая цеплянием». Эти вещи следует полностью понять прямым знанием.

И какие вещи следует отбросить прямым знанием? Неведение и страстное желание к вовлечённости. Эти вещи следует отбросить прямым знанием.

И какие вещи следует развить прямым знанием? Безмятежность и прозре-ние. Эти вещи следует развить прямым знанием.

И какие вещи следует реализовать прямым знанием? Истинное знание и освобождение. Эти вещи следует реализовать прямым знанием.

24. Когда человек знает и видит ум, как он есть на самом деле;

когда человек знает и видит умственный объект, как он есть на самом деле;

когда человек знает и видит умственное сознание, как оно есть на самом деле;

когда человек знает и видит умственный контакт, как он есть на самом деле;

когда человек знает и видит чувство, ощущаемое как приятное, болезненное или ни-болезненное-ни-приятное, возникающее с умственным контактом в качестве условия, как оно есть на самом деле, ―

то тогда его не охватывает влечение к уму, его не охватывает влечение к умственным объектам, его не охватывает влечение к умственному сознанию, его не охватывает влечение к умственному контакту, его не охватывает влечение к чувству, ощущаемому как приятное, болезненное или ни-болезненное-ни-приятное, возникающему с умственным контактом в качестве условия.

Когда он не охвачен влечением, не опутанный, не ослеплённый, удерживая внимание на опасности, то тогда пять совокупностей, искажённых цепляни-ем, сами собой уменьшаются в будущем. Его страстное желание, которое ведёт к новой вовлечённости, сопровождаемой наслаждением и страстью, находящей удовольствие в том и в этом, иссякает. Его телесные и умственные проблемы сходят на нет, его телесные и умственные мучения сходят на нет, его телесные и умственные неспокойствия сходят на нет, и он переживает телесное и умственное счастье.

25. Воззрение такого человека является гармоничным воззрением. Его намерение является гармоничным намерением, его усилие является гармоничным усилием, его осознанность является гармоничной осознанностью, его собранность ума является гармоничной собранностью ума. Но его телесное действие, его словесное действие и его образ жизни уже были хорошо очищены прежде. Так этот Благородный Восьмеричный Путь приходит к исполнению в нём за счёт развития. Когда он развивает Благородный Восьмеричный Путь, то четыре основы осознанности также приходят к исполнению в нём за счёт развития. Четыре гармоничных старания также приходят к исполнению в нём за счёт развития. Четыре основы духовной силы также приходят к исполнению в нём за счёт развития. Пять качеств также приходят к исполнению в нём за счёт развития. Пять сил также приходят к исполнению в нём за счёт развития. Семь факторов просветления также приходят к исполнению в нём за счёт развития.

Эти два аспекта ― безмятежность и прозрение ― идут в нём в одной упряжи вместе. Он полностью понимает прямым знанием те вещи, которые следует полностью понять прямым знанием. Он отбрасывает прямым знанием те вещи, которые следует отбросить прямым знанием. Он развивает прямым знанием те вещи, которые следует развить прямым знанием. Он реализует прямым знанием те вещи, которые следует реализовать прямым знанием.

26. И какие вещи следует полностью понять прямым знанием? Ответ на это таков: «Пять совокупностей, искажённых цеплянием, а именно: совокупность материальной формы, искажённая цеплянием; совокупность чувства, искажённая цеплянием; совокупность восприятия, искажённая цеплянием; совокупность активности, искажённая цеплянием; совокупность сознания, искажённая цеплянием». Эти вещи следует полностью понять прямым знанием.

И какие вещи следует отбросить прямым знанием? Неведение и страстное желание к вовлечённости. Эти вещи следует отбросить прямым знанием.

И какие вещи следует развить прямым знанием? Безмятежность и прозре-ние. Эти вещи следует развить прямым знанием.

И какие вещи следует реализовать прямым знанием? Истинное знание и освобождение. Эти вещи следует реализовать прямым знанием».

Так сказал Благословенный. Монахи были довольны и восхитились словами Благословенного.