Маджхима Никая 135
Чулакаммавибханга Сутта
Краткое разъяснение о поступках

1. Так я слышал. Однажды Благословенный пребывал близ Саваттхи, в Роще Джеты, что в Парке Анатхапиндики.

2. И тогда браминский ученик Субха, сын Тодеййи, отправился к Благословенному и обменялся с ним вежливыми приветствиями. После обмена вежливыми приветствиями и любезностями он сел рядом и спросил Благословенного :

3. «Учитель Готама, в чём условие и причина того, что можно видеть низших и высших людей? Так, можно видеть людей, живущих долго и живущих недолго, больных и обладающих хорошим здоровьем, уродливых и красивых, не имеющих влияния и влиятельных, бедных и богатых, низкого происхождения и высокого происхождения, глупых и мудрых. В чём условие и причина, Учитель Готама, того, что можно видеть низших и высших людей?»

4. [Благословенный сказал:]

«Ученик, существа — владельцы своих поступков, наследники своих поступков. Они происходят из своих поступков, связаны со своими поступками, поступки существ — это их пристанище. Именно поступок разделяет людей на низших и высших».

«Я не совсем понимаю смысл этого краткого ответа, Учитель Готама, — [сказал браминский ученик Субха, сын Тодеййи,] — Было бы хорошо, если бы ты, Учитель Готама, научил меня Дхамме так, чтобы я смог бы понять, что ты имеешь в виду».

«В таком случае, ученик, слушай внимательно то, что я буду говорить», — [сказал Благословенный].

«Да, Господин», — ответил браминский ученик Субха. Благословенный сказал следующее:

5. «Вот, ученик, некий человек — мужчина или женщина — убивает живых существ, будучи жестоким, кровожадным, беспощадным к живым существам, предаваясь насилию и побоям. Из-за того, что он предпринимает и осуществляет такого рода действия, с распадом его тела, после смерти, он оказывается в состоянии лишений, в несчастливом уделе, в муках, даже в аду. Но если [по причине уравновешивающего действия других поступков] с распадом его тела, после смерти, он не оказывается в состоянии лишений, в несчастливом уделе, в муках, в аду, но вместо этого возвращается в человеческое состояние, то тогда, где бы он ни родился, его жизнь будет короткой. Таков путь, ученик, который ведёт к короткой жизни. А именно — когда человек убивает живых существ, будучи жестоким, кровожадным, беспощадным к живым существам, предаваясь насилию и побоям.

6. Но вот, ученик, некий человек — мужчина или женщина — отказывается от убийства живых существ, воздерживается от убийства живых существ и пребывает в милосердии ко всем живым существам, отложив прочь дубину и другое оружие, мягкий и добрый. Из-за того, что он предпринимает и осуществляет такого рода действия, с распадом его тела, после смерти, он оказывается в счастливом уделе, даже в небесном мире. Но если [по причине уравновешивающего действия других поступков] с распадом его тела, после смерти, он не оказывается в счастливом уделе, в небесном мире, но вместо этого возвращается в человеческое состояние, то тогда, где бы он ни родился, его жизнь будет долгой. Таков путь, ученик, который ведёт к долгой жизни. А именно — когда человек отказывается от убийства живых существ, воздерживается от убийства живых существ и пребывает в милосердии ко всем живым существам, отложив прочь дубину и другое оружие, мягкий и добрый.

7. Вот, ученик, некий человек — мужчина или женщина — ранит живых существ, будь то рукой, камнем, палкой или ножом. Из-за того, что он предпринимает и осуществляет такого рода действия, с распадом его тела, после смерти, он оказывается в состоянии лишений, в несчастливом уделе, в муках, даже в аду. Но если [по причине уравновешивающего действия других поступков] с распадом его тела, после смерти, он не оказывается в состоянии лишений, в несчастливом уделе, в муках, в аду, но вместо этого возвращается в человеческое состояние, то тогда, где бы он ни родился, его здоровье будет слабым. Таков путь, ученик, который ведёт к слабому здоровью. А именно — когда человек ранит живых существ рукой, камнем, палкой или ножом.

8. Но вот, ученик, некий человек — мужчина или женщина — отказывается от того, чтобы ранить живых существ, будь то рукой, камнем, палкой или ножом. Из-за того, что он предпринимает и осуществляет такого рода действия, с распадом его тела, после смерти, он оказывается в счастливом уделе, даже в небесном мире. Но если [по причине уравновешивающего действия других поступков] с распадом его тела, после смерти, он не оказывается в счастливом уделе, в небесном мире, но вместо этого возвращается в человеческое состояние, то тогда, где бы он ни родился, здоровье его будет крепким. Таков путь, ученик, который ведёт к крепкому здоровью. А именно — когда человек отказывается от того, чтобы ранить живых существ, будь то рукой, камнем, палкой или ножом.

9. Вот, ученик, некий человек — мужчина или женщина — имеет гневливый и раздражительный характер и, даже если его слегка покритикуют, он обижается, становится злым, враждебным, возмущённым, проявляет гнев, ненависть и горечь. Из-за того, что он предпринимает и осуществляет такого рода действия, с распадом его тела, после смерти, он оказывается в состоянии лишений, в несчастливом уделе, в муках, даже в аду. Но если [по причине уравновешивающего действия других поступков] с распадом его тела, после смерти, он не оказывается в состоянии лишений, в несчастливом уделе, в муках, в аду, но вместо этого возвращается в человеческое состояние, то тогда, где бы он ни родился, он будет уродливым. Таков путь, ученик, который ведёт к уродливости. А именно — когда человек имеет гневливый и раздражительный характер и, даже если его слегка покритикуют, он обижается, становится злым, враждебным, возмущённым, проявляет гнев, ненависть и горечь.

10. Но вот, ученик, некий человек — мужчина или женщина — практикует негневливое и нераздражительное поведение и, даже если его сильно критикуют, он не обижается, не становится злым, враждебным, возмущённым, не проявляет гнев, ненависть и горечь. Из-за того, что он предпринимает и осуществляет такого рода действия, с распадом его тела, после смерти, он оказывается в счастливом уделе, даже в небесном мире. Но если [по причине уравновешивающего действия других поступков] с распадом его тела, после смерти, он не оказывается в счастливом уделе, в небесном мире, но вместо этого возвращается в человеческое состояние, то тогда, где бы он ни родился, он будет обладать красивой внешностью. Таков путь, ученик, который ведёт к красивой внешности. А именно — когда человек практикует негневливое и нераздражительное поведение и, даже если его сильно критикуют, он не обижается, не становится злым, враждебным, возмущённым, не проявляет гнев, ненависть и горечь.

11. Вот, ученик, некий человек — мужчина или женщина — завистлив. Он завидует, негодует, досадует, если другие получают прибыль, хвалу, почтение, уважение, приветствия, почитание. Из-за того, что он предпринимает и осуществляет такого рода действия, с распадом его тела, после смерти, он оказывается в состоянии лишений, в несчастливом уделе, в муках, даже в аду. Но если [по причине уравновешивающего действия других поступков] с распадом его тела, после смерти, он не оказывается в состоянии лишений, в несчастливом уделе, в муках, в аду, но вместо этого возвращается в человеческое состояние, то тогда, где бы он ни родился, он не будет иметь влияния. Таков путь, ученик, который ведёт к отсутствию влиятельности. А именно — когда человек завистлив. Когда он завидует, негодует, досадует, если другие получают прибыль, хвалу, почтение, уважение, приветствия, почитание.

12. Но вот, ученик, некий человек — мужчина или женщина — противостоит своей зависти. Он не завидует, не негодует, не досадует, если другие получают прибыль, хвалу, почтение, уважение, приветствия, почитание. Из-за того, что он предпринимает и осуществляет такого рода действия, с распадом его тела, после смерти, он оказывается в счастливом уделе, даже в небесном мире. Но если [по причине уравновешивающего действия других поступков] с распадом его тела, после смерти, он не оказывается в счастливом уделе, в небесном мире, но вместо этого возвращается в человеческое состояние, то тогда, где бы он ни родился, он будет обладать влиянием. Таков путь, ученик, который ведёт к влиятельности. А именно — когда человек противостоит своей зависти. Когда он не завидует, не негодует, не досадует, если другие получают прибыль, хвалу, почтение, уважение, приветствия, почитание.

13. Вот, ученик, некий человек — мужчина или женщина — не даёт еду, питьё, одежду, повозки, гирлянды, благовония, мази, постели, жилища и лампы духовным странникам или браминам. Из-за того, что он предпринимает и осуществляет такого рода действия, с распадом его тела, после смерти, он оказывается в состоянии лишений, в несчастливом уделе, в муках, даже в аду. Но если [по причине уравновешивающего действия других поступков] с распадом его тела, после смерти, он не оказывается в состоянии лишений, в несчастливом уделе, в муках, в аду, но вместо этого возвращается в человеческое состояние, то тогда, где бы он ни родился, он будет бедным. Таков путь, ученик, который ведёт к бедности. А именно — когда человек не даёт еду, питьё, одежду, повозки, гирлянды, благовония, мази, постели, жилища и лампы духовным странникам или браминам.

14. Но вот, ученик, некий человек — мужчина или женщина — даёт еду, питьё, одежду, повозки, гирлянды, благовония, мази, постели, жилища и лампы духовным странникам или браминам. Из-за того, что он предпринимает и осуществляет такого рода действия, с распадом его тела, после смерти, он оказывается в счастливом уделе, даже в небесном мире. Но если [по причине уравновешивающего действия других поступков] с распадом его тела, после смерти, он не оказывается в счастливом уделе, в небесном мире, но вместо этого возвращается в человеческое состояние, то тогда, где бы он ни родился, он будет богатым. Таков путь, ученик, который ведёт к богатству. А именно — когда человек даёт еду, питьё, одежду, повозки, гирлянды, благовония, мази, постели, жилища и лампы духовным странникам или браминам.

15. Вот, ученик, некий человек — мужчина или женщина — упрямый и заносчивый. Он не выражает почтения тому, кому следует выражать почтение, не встаёт в присутствии того, в чьём присутствии следует вставать, не предлагает сиденье тому, кто заслуживает сиденья, не уступает дорогу тому, кому следует уступать дорогу, и не уважает, не ценит, не чтит, не почитает того, кого следует уважать, ценить, чтить и почитать. Из-за того, что он предпринимает и осуществляет такого рода действия, с распадом его тела, после смерти, он оказывается в состоянии лишений, в несчастливом уделе, в муках, даже в аду. Но если [по причине уравновешивающего действия других поступков] с распадом его тела, после смерти, он не оказывается в состоянии лишений, в несчастливом уделе, в муках, в аду, но вместо этого возвращается в человеческое состояние, то тогда, где бы он ни родился, он будет низкого происхождения. Таков путь, ученик, который ведёт к низкому происхождению. А именно — когда человек упрям и заносчив. Когда он не выражает почтения тому, кому следует выражать почтение, не встаёт в присутствии того, в чьём присутствии следует вставать, не предлагает сиденье тому, кто заслуживает сиденья, не уступает дорогу тому, кому следует уступать дорогу, и не уважает, не ценит, не чтит, не почитает того, кого следует уважать, ценить, чтить и почитать.

16. Но вот, ученик, некий человек — мужчина или женщина — смиряет упрямость и заносчивость в себе. Он выражает почтение тому, кому следует выражать почтение, встаёт в присутствии того, в чьём присутствии следует вставать, предлагает сиденье тому, кто заслуживает сиденья, уступает дорогу тому, кому следует уступать дорогу, и уважает, ценит, чтит, почитает того, кого следует уважать, ценить, чтить и почитать. Из-за того, что он предпринимает и осуществляет такого рода действия, с распадом его тела, после смерти, он оказывается в счастливом уделе, даже в небесном мире. Но если [по причине уравновешивающего действия других поступков] с распадом его тела, после смерти, он не оказывается в счастливом уделе, в небесном мире, но вместо этого возвращается в человеческое состояние, то тогда, где бы он ни родился, он будет высокого происхождения. Таков путь, ученик, который ведёт к высокому происхождению. А именно — когда человек смиряет упрямость и заносчивость в себе. Когда он выражает почтение тому, кому следует выражать почтение, встаёт в присутствии того, в чьём присутствии следует вставать, предлагает сиденье тому, кто заслуживает сиденья, уступает дорогу тому, кому следует уступать дорогу, и уважает, ценит, чтит, почитает того, кого следует уважать, ценить, чтить и почитать.

17. Вот, ученик, некий человек — мужчина или женщина — не посещает духовного странника или брамина и не спрашивает: «Почтенный, что является благотворным? Что является неблаготворным? Что достойно порицания? Что похвально? Что следует взращивать? Чего не следует взращивать? Какой вид поступка приведёт меня ко вреду и страданию на долгое время? Какой вид поступка приведёт меня к благополучию и счастью на долгое время?» Из-за того, что он предпринимает и осуществляет такого рода действия, с распадом тела, после смерти, он оказывается в состоянии лишений, в несчастливом уделе, в муках, даже в аду. Но если [по причине уравновешивающего действия других поступков] с распадом его тела, после смерти, он не оказывается в состоянии лишений, в несчастливом уделе, в муках, в аду, но вместо этого возвращается в человеческое состояние, то тогда, где бы он ни родился, он будет глупым. Таков путь, ученик, который ведёт к глупости. А именно — когда человек не посещает духовного странника или брамина и не задаёт такие вопросы.

18. Но вот, ученик, некий человек — мужчина или женщина — посещает духовного странника или брамина и спрашивает: «Почтенный, что является благотворным? Что является неблаготворным? Что достойно порицания? Что похвально? Что следует взращивать? Чего не следует взращивать? Какой вид поступка приведёт меня ко вреду и страданию на долгое время? Какой вид поступка приведёт меня к благополучию и счастью на долгое время?» Из-за того, что он предпринимает и осуществляет такого рода действия, с распадом тела, после смерти, он оказывается в счастливом уделе, даже в небесном мире. Но если [по причине уравновешивающего действия других поступков] с распадом его тела, после смерти, он не оказывается в счастливом уделе, в небесном мире, но вместо этого возвращается в человеческое состояние, то тогда, где бы он ни родился, он будет мудрым. Таков путь, ученик, который ведёт к мудрости. А именно — когда человек посещает духовного странника или брамина и задаёт такие вопросы.

19. Итак, ученик, путь, ведущий к короткой жизни, делает людей коротко живущими; путь, ведущий к долгой жизни, делает людей долго живущими. Путь, ведущий к слабому здоровью, делает людей болезненными; путь, ведущий к здоровью, делает людей здоровыми. Путь, ведущий к уродству, делает людей уродливыми; путь, ведущий к красоте, делает людей красивыми. Путь, ведущий к невлиятельности, делает людей невлиятельными; путь, ведущий к влиятельности, делает людей влиятельными. Путь, ведущий к бедности, делает людей бедными; путь, ведущий к богатству, делает людей богатыми. Путь, ведущий к низкому происхождению, делает людей людьми низкого происхождения; путь, ведущий к высокому происхождению, делает людей людьми высокого происхождения. Путь, ведущий к глупости, делает людей глупыми; путь, ведущий к мудрости, делает людей мудрыми.

20. Существа — владельцы своих поступков, наследники своих поступков. Они происходят из своих поступков, связаны со своими поступками, поступки существ — это их пристанище. Именно поступок разделяет людей на низших и высших».

21. После этих слов браминский ученик Субха, сын Тодеййи, сказал Благословенному: «Великолепно, Учитель Готама! Великолепно, Учитель Готама! Как если бы кто-то поставил на место то, что было перевёрнуто, раскрыл бы спрятанное, показал путь тому, кто потерялся, внёс бы лампу во тьму, чтобы зрячий мог видеть, точно так же и ты, Учитель Готама, всесторонне прояснил Дхамму. Я принимаю прибежище тебе, Учитель Готама, в Дхамме и в Сангхе монахов. Пожалуйста, Учитель Готама, помни меня как своего мирского последователя, принявшего прибежище с этого дня и на всю жизнь».