Маджхима Никая 134
Ломасакангийябхаддекаратта Сутта
Ломасакангия и счастливое приложение [внимания]

1. Так я слышал. Однажды Благословенный пребывал близ Саваттхи, в Роще Джеты, что в Парке Анатхапиндики. И в то время Достопочтенный Ломасакангия проживал в стране Сакьев, в Капилаваттху, в Парке Нигродхи.

2. И затем, глубокой ночью, молодое божество Чандана, обладающее поразительной красотой, освещая весь Парк Нигродхи, подошло к Достопочтенному Ломасакангии. Стоя рядом, молодое божество Чандана обратилось к нему:

«Монах, помнишь ли ты краткое и подробное изложение учения «О том, кто обрёл счастливое приложение [внимания]»?»

«Друг, я не помню учение «О том, кто обрёл счастливое приложение [внимания]». Но, друг, [ты сам] помнишь ли краткое и подробное изложение учения «О том, кто обрёл счастливое приложение [внимания]»?»

«Монах, я тоже не помню краткое и подробное изложение учения «О том, кто обрёл счастливое приложение [внимания]». Но, монах, помнишь ли ты стих [под названием] «Счастливое приложение [внимания]»?»

«Друг, я не помню стих [под названием] «Счастливое приложение [внимания]». Но, друг, [ты сам] помнишь ли стих [под названием] «Счастливое приложение [внимания]»?»

«Монах, я помню стих [под названием] «Счастливое приложение [внимания]»».

«Но, друг, как именно ты помнишь стих [под названием] «Счастливое приложение [внимания]»?»

«Монах, однажды Благословенный пребывал среди божеств [мира] Тридцати Трёх на Красном Мраморном Камне у подножья дерева Париччхаттаки. Там Благословенный продекламировал краткое и подробное изложение учения «О том, кто обрёл счастливое приложение [внимания]» божествам [мира] Тридцати Трёх:

3. «Пусть человек не оживляет прошлое,
Но и на будущее пусть не строит ожиданий.
Ведь прошлое оставлено уж было,
А будущее не пришло ещё.
Но вместо этого прозрением пусть видит
Сейчас возникшее любое состояние.
Пусть знает это, пусть уверен будет в этом
Неколебимо и неодолимо.
Старанье нужно прилагать уже сейчас —
Кто знает, может, завтра смерть придёт?
C [Владыкой] Смерти торговаться ты не сможешь,
Чтоб самого сдержать иль армию его.
Но кто сим способом в стараньи пребывает,
И днём и ночью непреклонен в том когда,
То говорят о нём, что он — мудрец спокойный,
Обрёл счастливое приложение внимания».

4. Монах, вот как я помню стих [под названием] «Счастливое приложение [внимания]». Монах, выучи краткое и подробное изложение учения «О том, кто обрёл счастливое приложение [внимания]». Монах, освой краткое и подробное изложение учения «О том, кто обрёл счастливое приложение [внимания]». Монах, запомни краткое и подробное изложение учения «О том, кто обрёл счастливое приложение [внимания]». Монах, краткое и подробное изложение учения «О том, кто обрёл счастливое приложение [внимания]» полезно, оно относится к основам святой жизни».

Так сказало молодое божество Чандана и тут же исчезло.

5. И когда ночь подошла к концу, Достопочтенный Ломасакангия привёл в порядок своё жилище, взял свою чашу и верхнее одеяние и отправился в Саваттхи. Спустя некоторое время он прибыл в Саваттхи и отправился к Благословенному, в Рощу Джеты, что в Парке Анатхапиндики. Поклонившись Благословенному, он сел рядом и рассказал ему обо всём, что произошло, добавив: «Было бы хорошо, если бы Благословенный научил меня краткому и подробному изложению учения «О том, кто обрёл счастливое приложение [внимания]»».

6. «Монах, знакомо ли тебе это молодое божество?»

«Нет, Учитель».

«Монах, имя этого молодого божества — Чандана. Оно внимает Дхамме, уделяет ей внимание, направляет на неё весь свой ум, слушает её, охотно склоняя к ней ухо. Поэтому, монах, слушай внимательно то, что я буду говорить».

«Да, Учитель», — ответил Достопочтенный Ломасакангия Благословенному. Благословенный сказал следующее:

7. «Пусть человек не оживляет прошлое,
Но и на будущее пусть не строит ожиданий.
Ведь прошлое оставлено уж было,
А будущее не пришло ещё.
Но вместо этого прозрением пусть видит
Сейчас возникшее любое состояние.
Пусть знает это, пусть уверен будет в этом
Неколебимо и неодолимо.
Старанье нужно прилагать уже сейчас —
Кто знает, может, завтра смерть придёт?
C [Владыкой] Смерти торговаться ты не сможешь,
Чтоб самого сдержать иль армию его.
Но кто сим способом в стараньи пребывает,
И днём и ночью непреклонен в том когда,
То говорят о нём, что он — мудрец спокойный,
Обрёл счастливое приложение внимания.

8. И каким образом, монахи, человек оживляет прошлое? Вот некий человек лелеет наслаждение в этом, думая: «У меня была такая-то материальная форма в прошлом». Он лелеет наслаждение в этом, думая: «У меня было такое-то чувство в прошлом». Он лелеет наслаждение в этом, думая: «У меня было такое-то восприятие в прошлом». Он лелеет наслаждение в этом, думая: «У меня была такая-то активность [ума] в прошлом». Он лелеет наслаждение в этом, думая: «У меня было такое-то сознание в прошлом». Вот как он оживляет прошлое.

9. И каким образом, монахи, человек не оживляет прошлое? Вот некий человек не лелеет наслаждение в этом, думая: «У меня была такая-то материальная форма в прошлом». Он не лелеет наслаждение в этом, думая: «У меня было такое-то чувство в прошлом». Он не лелеет наслаждение в этом, думая: «У меня было такое-то восприятие в прошлом». Он не лелеет наслаждение в этом, думая: «У меня была такая-то активность [ума] в прошлом». Он не лелеет наслаждение в этом, думая: «У меня было такое-то сознание в прошлом». Вот как он не оживляет прошлое.

10. И каким образом, монахи, человек строит ожидания на будущем? Вот некий человек лелеет наслаждение в этом, думая: «Пусть у меня будет такая-то материальная форма в будущем». Он лелеет наслаждение в этом, думая: «Пусть у меня будет такое-то чувство в будущем». Он лелеет наслаждение в этом, думая: «Пусть у меня будет такое-то восприятие в будущем». Он лелеет наслаждение в этом, думая: «Пусть у меня будет такая-то активность [ума] в будущем». Он лелеет наслаждение в этом, думая: «Пусть у меня будет такое-то сознание в будущем». Вот как он строит ожидания на будущем.

11. И каким образом, монахи, человек не строит ожиданий на будущем? Вот некий человек не лелеет наслаждение в этом, думая: «Пусть у меня будет такая-то материальная форма в будущем». Он не лелеет наслаждение в этом, думая: «Пусть у меня будет такое-то чувство в будущем». Он не лелеет наслаждение в этом, думая: «Пусть у меня будет такое-то восприятие в будущем». Он не лелеет наслаждение в этом, думая: «Пусть у меня будет такая-то активность [ума] в будущем». Он не лелеет наслаждение в этом, думая: «Пусть у меня будет такое-то сознание в будущем». Вот как он не строит ожидания на будущем.

12. И каким образом, монахи, человек оказывается побеждён в отношении возникающих в данный момент состояний? Вот, монахи, необученный заурядный человек — не уважающий Благородных, не обученный их Дхамме и не практикующий её; не уважающий чистых [умом] людей, не обученный их Дхамме и не практикующий её — считает, что

  • материальная форма — это «я», или что
  • «я» владеет материальной формой, или что
  • материальная форма находится внутри «я», или что
  • «я» находится в материальной форме.

Он считает, что

  • чувство — это «я», или что
  • «я» владеет чувством, или что
  • чувство находится внутри «я», или что
  • «я» находится в чувстве.

Он считает, что

  • восприятие — это «я», или что
  • «я» владеет восприятием, или что
  • восприятие находится внутри «я», или что
  • «я» находится в восприятии.

Он считает, что

  • активность — это «я», или что
  • «я» владеет активностью, или что
  • активность находятся внутри «я», или что
  • «я» находится в активности.

Он считает, что

  • сознание — это «я», или что
  • «я» владеет сознанием, или что
  • сознание находится внутри «я», или что
  • «я» находится в сознании.

Вот как он оказывается побеждён в отношении возникающих в данный момент состояний.

13. И каким образом, монахи, человек оказывается не побеждён в отношении возникающих в данный момент состояний? Вот, монахи, хорошо обученный ученик Благородных — уважающий Благородных, обученный их Дхамме и практикующий её; уважающий чистых [умом] людей, обученный их Дхамме и практикующий её — не считает, что

  • материальная форма — это «я», или что
  • «я» владеет материальной формой, или что
  • материальная форма находится внутри «я», или что
  • «я» находится в материальной форме.

Он не считает, что

  • чувство — это «я», или что
  • «я» владеет чувством, или что
  • чувство находится внутри «я», или что
  • «я» находится в чувстве.

Он не считает, что

  • восприятие — это «я», или что
  • «я» владеет восприятием, или что
  • восприятие находится внутри «я», или что
  • «я» находится в восприятии.

Он не считает, что

  • активность — это «я», или что
  • «я» владеет активностью, или что
  • активность находятся внутри «я», или что
  • «я» находится в активности.

Он не считает, что

  • сознание — это «я», или что
  • «я» владеет сознанием, или что
  • сознание находится внутри «я», или что
  • «я» находится в сознании.

Вот как он оказывается не побеждён в отношении возникших в данный момент состояний.

14. Пусть человек не оживляет прошлое,
Но и на будущее пусть не строит ожиданий.
Ведь прошлое оставлено уж было,
А будущее не пришло ещё.
Но вместо этого прозрением пусть видит
Сейчас возникшее любое состояние.
Пусть знает это, пусть уверен будет в этом
Неколебимо и неодолимо.
Старанье нужно прилагать уже сейчас —
Кто знает, может, завтра смерть придёт?
C [Владыкой] Смерти торговаться ты не сможешь,
Чтоб самого сдержать иль армию его.
Но кто сим способом в стараньи пребывает,
И днём и ночью непреклонен в том когда,
То говорят о нём, что он — мудрец спокойный,
Обрёл счастливое приложение внимания».

Так сказал Благословенный. Достопочтенный Ломасакангия был доволен и восхитился словами Благословенного.