Маджхима Никая 126
Бхумиджа Сутта
Бхумиджа

1. Так я слышал. Однажды Благословенный пребывал в Раджагахе, в Бамбуковой Роще, в Беличьем Святилище.

2. И тогда, утром, Достопочтенный Бхумиджа оделся, взял чашу и одеяние и отправился в дом принца Джаясены , где сел на подготовленное для него сиденье.

3. Тогда принц Джаясена подошёл к Достопочтенному Бхумидже и, обменявшись с ним вежливыми приветствиями и любезностями, сел рядом, после чего сказал Достопочтенному Бхумидже:

«Господин Бхумиджа, есть духовные странники и брамины, которые делают такие утверждения, придерживаются таких воззрений: «Если пожелать [чего-либо] и вести святую жизнь, то желание таким образом не исполнится. Если не пожелать и вести святую жизнь, то желание таким образом не исполнится. Если и пожелать, и не пожелать и вести святую жизнь, то желание таким образом не исполнится. Если ни пожелать, ни не пожелать и вести святую жизнь, то всё равно желание таким образом не исполнится». Что говорит на этот счёт учитель Достопочтенного Бхумиджи, что он заявляет?»

4. [Достопочтенный Бхумиджа ответил:]

«Я не слышал этого из уст самого Благословенного и не помню, чтобы он так говорил, принц, но, возможно, Благословенный мог бы сказать так: «Если пожелать и вести святую жизнь немудро, то желание таким образом не исполнится. Если не пожелать и вести святую жизнь немудро, то желание таким образом не исполнится. Если и пожелать, и не пожелать и вести святую жизнь немудро, то желание таким образом не исполнится. Если ни пожелать, ни не пожелать и вести святую жизнь немудро, то всё равно желание таким образом не исполнится.

Но если пожелать и вести святую жизнь мудро, то таким образом желание исполнится. Если не пожелать и вести святую жизнь мудро, то таким образом желание исполнится. Если и пожелать, и не пожелать и вести святую жизнь мудро, то таким образом желание исполнится. Если ни пожелать, ни не пожелать и вести святую жизнь мудро, то всё равно таким образом желание исполнится». Я не слышал этого из уст самого Благословенного и не помню, чтобы он так говорил, принц, но, возможно, Благословенный ответил бы так, как я сказал».

5. [На это принц Джаясена сказал:]

«Если учитель господина Бхумиджи говорит так, если он заявляет так, то, вне сомнений, учитель Достопочтенного Бхумиджи стоит выше всех заурядных духовных странников и браминов».

6. И затем принц Джаясена проявил уважение к Достопочтенному Бхумидже, [отсыпав] молочный рис из своей собственной тарелки.

7. И затем, когда Достопочтенный Бхумиджа после принятия пищи вернулся из своего похода за подаяниями, он отправился к Благословенному. Поклонившись ему, он сел рядом и рассказал Благословенному о том, что случилось, добавив: «Учитель, я надеюсь, что когда мне задали такой вопрос и когда я ответил так, то я сказал так, как это было бы сказано тобой, Благословенный, и не сказал того, что было бы противоположным действительности. Я надеюсь, что объяснил в соответствии с Дхаммой, так что сказанное мной не содержит оснований для критики».

8. «Вне сомнений, Бхумиджа, когда тебе задали такой вопрос и ты ответил на него таким образом, ты сказал так, как это было бы сказано мной, и не сказал того, что было бы противоположным действительности. Ты дал объяснения в соответствии с Дхаммой, так что сказанное тобой не содержит оснований для критики.

9. Если какие-либо духовные странники и брамины имеют негармоничные воззрения, негармоничное намерение, негармоничное общение, негармоничное действие, негармоничный образ жизни, негармоничное усилие, негармоничную осознанность, негармоничную собранность ума, то, если они желают [чего-либо] и ведут святую жизнь, их желание таким образом не исполнится. Если они не желают и ведут святую жизнь, то желание и таким образом не исполнится. Если они желают и не желают и ведут святую жизнь, то желание и таким образом не исполнится. Если они ни желают, ни не желают и ведут святую жизнь, то всё равно желание таким образом не исполнится. Почему это так? Потому что этот [негармоничный путь] не является надлежащим методом для получения желаемого.

10. Представь, как если бы некоему человеку понадобилось бы масло и он бы искал масло, бродил бы в поисках масла. И вот он набрал бы в бочонок гальки, смочил бы её водой и стал выжимать. Если бы он пожелал [получить масло] и поступил бы так, то он не смог бы добыть какого-либо масла. Если бы он не желал и поступил бы так, то он не смог бы добыть какого-либо масла. Если бы он желал и не желал и поступил бы так, то он не смог бы добыть какого-либо масла. Если бы он ни желал, ни не желал и поступил бы так, то всё равно он не смог бы добыть какого-либо масла. Почему это так? Потому что этот [неправильный путь] не является надлежащим методом для получения желаемого.

11. Представь, как если бы некоему человеку было бы нужно молоко и он бы искал молоко, бродил бы в поисках молока. И вот он стал бы дёргать только что отелившуюся корову за рог. Если бы он пожелал [получить молоко] и поступил бы так, то он не смог бы добыть какого-либо молока. Если бы он не желал и поступил бы так, то он не смог бы добыть какого-либо молока. Если бы он желал и не желал и поступил бы так, то он не смог бы добыть какого-либо молока. Если бы он ни желал, ни не желал и поступил бы так, то всё равно он не смог бы добыть какого-либо молока. Почему это так? Потому что этот [неправильный путь] не является надлежащим методом для получения желаемого.

12. Представь, как если бы некоему человеку было бы нужно сливочное масло и он бы искал сливочное масло, бродил бы в поисках сливочного масла. И вот он налил бы воду в маслобойку и стал бы сбивать её пестом. Если бы он пожелал [получить сливочное масло] и поступил бы так, то он не смог бы добыть какое-либо сливочное масло. Если бы он не желал и поступил бы так, то он не смог бы добыть какое-либо сливочное масло. Если бы он желал и не желал и поступил бы так, то он не смог бы добыть какое-либо сливочное масло. Если бы он ни желал, ни не желал и поступил бы так, то всё равно он не смог бы добыть какое-либо сливочное масло. Почему это так? Потому что этот [неправильный путь] не является надлежащим методом для получения желаемого.

13. Представь, как если бы некоему человеку был бы нужен огонь и он бы искал огонь, бродил бы в поисках огня. И вот он взял бы палку для розжига и тёр бы её в мокром, влажном куске древесины. Если бы он пожелал [получить огонь] и поступил бы так, то он не смог бы добыть какой-либо огонь. Если бы он не желал и поступил бы так, то он не смог бы добыть какой-либо огонь. Если бы он желал и не желал и поступил бы так, то он не смог бы добыть какой-либо огонь. Если бы он ни желал, ни не желал и поступил бы так, то всё равно он не смог бы добыть какой-либо огонь. Почему это так? Потому что этот [неправильный путь] не является надлежащим методом для получения желаемого.

14. Если какие-либо духовные странники и брамины имеют гармоничные воззрения, гармоничное намерение, гармоничное общение, гармоничное действие, гармоничный образ жизни, гармоничное усилие, гармоничную осознанность, гармоничную собранность ума, то, если они желают [чего-либо] и ведут святую жизнь, их желание таким образом исполнится. Если они не желают и ведут святую жизнь, то желание и таким образом исполнится. Если они желают и не желают и ведут святую жизнь, то желание и таким образом исполнится. Если они ни желают, ни не желают и ведут святую жизнь, то всё равно желание таким образом исполнится. Почему это так? Потому что этот [гармоничный путь] является надлежащим методом для получения желаемого.

15. Представь, как если бы некоему человеку было бы нужно масло и он бы искал масло, бродил бы в поисках масла. И вот он набрал бы в бочонок кунжутной муки, смочил бы её водой и стал выжимать. Если бы он пожелал [получить масло] и поступил бы так, то он добыл бы масло. Если бы он не желал и поступил бы так, то он добыл бы масло. Если бы он желал и не желал и поступил бы так, то он добыл бы масло. Если бы он ни желал, ни не желал и поступил бы так, то всё равно он добыл бы масло. Почему это так? Потому что этот [правильный путь] является надлежащим методом для получения желаемого.

16. Представь, как если бы некоему человеку было бы нужно молоко и он бы искал молоко, бродил бы в поисках молока. И вот он стал бы дёргать только что отелившуюся корову за вымя. Если бы он пожелал [получить молоко] и поступил бы так, то он добыл бы молоко. Если бы он не желал и поступил бы так, то он добыл бы молоко. Если бы он желал и не желал и поступил бы так, то он добыл бы молоко. Если бы он ни желал, ни не желал и поступил бы так, то всё равно он добыл бы молоко. Почему это так? Потому что этот [правильный путь] является надлежащим методом для получения желаемого.

17. Представь, как если бы некоему человеку было бы нужно сливочное масло и он бы искал сливочное масло, бродил бы в поисках сливочного масла. И вот он налил бы сливки в маслобойку и стал бы сбивать её пестом. Если бы он пожелал [получить сливочное масло] и поступил бы так, то он добыл бы сливочное масло. Если бы он не желал и поступил бы так, то он добыл бы сливочное масло. Если бы он желал и не желал и поступил бы так, то он добыл бы сливочное масло. Если бы он ни желал, ни не желал и поступил бы так, то всё равно он добыл бы сливочное масло. Почему это так? Потому что этот [правильный путь] является надлежащим методом для получения желаемого.

18. Представь, как если бы некоему человеку был бы нужен огонь и он бы искал огонь, бродил бы в поисках огня. И вот он взял бы палку для розжига и тёр бы её в совершенно сухом куске древесины. Если бы он пожелал [получить огонь] и поступил бы так, то он добыл бы огонь. Если бы он не желал и поступил бы так, то он добыл бы огонь. Если бы он желал и не желал и поступил бы так, то он добыл бы огонь. Если бы он ни желал, ни не желал и поступил бы так, то всё равно он добыл бы огонь. Почему это так? Потому что этот [правильный путь] является надлежащим методом для получения желаемого.

19. Бхумиджа, если бы эти четыре метафоры пришли к тебе [во время разговора] с принцем Джаясеной, то он бы тут же обрёл доверие к тебе, стал бы уверенным в сказанном тобой, проявил бы к тебе своё доверие».

[На это Достопочтенный Бхумиджа сказал:]

«Учитель, как эти четыре метафоры могли прийти ко мне [во время разговора] с принцем Джаясеной, как они приходят к тебе, Благословенный? Ведь они спонтанны, и их никогда прежде никто не слышал».

Так сказал Благословенный. Достопочтенный Бхумиджа был доволен и восхитился словами Благословенного.