Маджхима Никая 120
Санкхарупапатти Сутта
Намеренное перерождение

1. Так я слышал. Однажды Благословенный пребывал близ Саваттхи, в Роще Джеты, что в Парке Анатхапиндики. Там он обратился к монахам так: «Монахи!»

«Да, Учитель!» — ответили они.

Благословенный сказал следующее:

2. «Монахи, я научу вас использованию намерения для перерождения в том или ином месте. Слушайте внимательно, я буду говорить».

«Да, Учитель», — ответили монахи. Благословенный сказал следующее:

3. «Монахи, вот монах обладает верой, нравственностью, учёностью, щедростью, мудростью. И он размышляет так: «После смерти, с распадом тела, мне нужно переродиться среди богатых аристократов!» И он утверждает свой ум в этом, настраивается на это, развивает это [намерение]. Такое намерение и состояние, будучи развитым и взращенным, ведёт к его перерождению в этом месте. Таков, монахи, путь, способ, который ведёт к его перерождению в таком месте.

4. Далее, монахи, вот монах обладает верой, нравственностью, учёностью, щедростью, мудростью. И он размышляет так: «После смерти, с распадом тела, мне нужно переродиться среди богатых браминов!» И он утверждает свой ум в этом, настраивается на это, развивает это [намерение]. Такое намерение и состояние, будучи развитым и взращенным, ведёт к его перерождению в этом месте. Таков, монахи, путь, способ, который ведёт к его перерождению в таком месте.

5. Далее, монахи, вот монах обладает верой, нравственностью, учёностью, щедростью, мудростью. И он размышляет так: «После смерти, с распадом тела, мне нужно переродиться среди богатых мещан!» И он утверждает свой ум в этом, настраивается на это, развивает это [намерение]. Такое намерение и состояние, будучи развитым и взращенным, ведёт к его перерождению в этом месте. Таков, монахи, путь, способ, который ведёт к его перерождению в таком месте.

6. Далее, монахи, вот монах обладает верой, нравственностью, учёностью, щедростью, мудростью. И он слышит, что божества [мира] Четырёх Великих Царей живут долго, красивы, наслаждаются великим счастьем. И он размышляет так: «После смерти, с распадом тела, мне нужно переродиться среди дэвов [мира] Четырёх Великих Царей!» И он утверждает свой ум в этом, настраивается на это, развивает это [намерение]. Такое намерение и состояние, будучи развитым и взращенным, ведёт к его перерождению в этом месте. Таков, монахи, путь, способ, который ведёт к его перерождению в таком месте.

7. Далее, монахи, вот монах обладает верой, нравственностью, учёностью, щедростью, мудростью. И он слышит, что божества [мира] Тридцати Трёх живут долго, красивы, наслаждаются великим счастьем. И он размышляет так: «После смерти, с распадом тела, мне нужно переродиться среди божеств [мира] Тридцати Трёх!» И он утверждает свой ум в этом, настраивается на это, развивает это [намерение]. Такое намерение и состояние, будучи развитым и взращенным, ведёт к его перерождению в этом месте. Таков, монахи, путь, способ, который ведёт к его перерождению в таком месте.

8. Далее, монахи, вот монах обладает верой, нравственностью, учёностью, щедростью, мудростью. И он слышит, что божества [мира] Ямы живут долго, красивы, наслаждаются великим счастьем. И он размышляет так: «После смерти, с распадом тела, мне нужно переродиться среди божеств [мира] Ямы!» И он утверждает свой ум в этом, настраивается на это, развивает это [намерение]. Такое намерение и состояние, будучи развитым и взращенным, ведёт к его перерождению в этом месте. Таков, монахи, путь, способ, который ведёт к его перерождению в таком месте.

9. Далее, монахи, вот монах обладает верой, нравственностью, учёностью, щедростью, мудростью. И он слышит, что божества [мира] Туситы живут долго, красивы, наслаждаются великим счастьем. И он размышляет так: «После смерти, с распадом тела, мне нужно переродиться среди божеств [мира] Туситы!» И он утверждает свой ум в этом, настраивается на это, развивает это [намерение]. Такое намерение и состояние, будучи развитым и взращенным, ведёт к его перерождению в этом месте. Таков, монахи, путь, способ, который ведёт к его перерождению в таком месте.

10. Далее, монахи, вот монах обладает верой, нравственностью, учёностью, щедростью, мудростью. И он слышит, что божества, наслаждающиеся творением, живут долго, красивы, наслаждаются великим счастьем. И он размышляет так: «После смерти, с распадом тела, мне нужно переродиться среди божеств, наслаждающихся творением!» И он утверждает свой ум в этом, настраивается на это, развивает это [намерение]. Такое намерение и состояние, будучи развитым и взращенным, ведёт к его перерождению в этом месте. Таков, монахи, путь, способ, который ведёт к его перерождению в таком месте.

11. Далее, монахи, вот монах обладает верой, нравственностью, учёностью, щедростью, мудростью. И он слышит, что божества, имеющие власть над творениями других, живут долго, красивы, наслаждаются великим счастьем. И он размышляет так: «После смерти, с распадом тела, мне нужно переродиться среди божеств, имеющих власть над творениями других!» И он утверждает свой ум в этом, настраивается на это, развивает это [намерение]. Такое намерение и состояние, будучи развитым и взращенным, ведёт к его перерождению в этом месте. Таков, монахи, путь, способ, который ведёт к его перерождению в таком месте.

12. Далее, монахи, вот монах обладает верой, нравственностью, учёностью, щедростью, мудростью. И он слышит, что Брахма Тысячи миров живёт долго, красив, наслаждается великим счастьем. Брахма Тысячи миров пребывает, настроившись на распространение [своего ума] на систему тысячи миров, и он пребывает, настроившись на распространение [ума на] существ, родившихся там. Подобно тому, как если бы человек с хорошим зрением взял бы в руку плод миробалана и рассматривал бы его, точно так же Брахма Тысячи миров пребывает, настроившись на распространение [своего ума] на систему тысячи миров, и он пребывает, настроившись на распространение [ума на] существ, родившихся там. И он размышляет так: «После смерти, с распадом тела, мне нужно переродиться Брахмой Тысячи миров!» И он утверждает свой ум в этом, настраивается на это, развивает это [намерение]. Такое намерение и состояние, будучи развитым и взращенным, ведёт к его перерождению в этом месте. Таков, монахи, путь, способ, который ведёт к его перерождению в таком месте.

13. Далее, монахи, вот монах обладает верой, нравственностью, учёностью, щедростью, мудростью. И он слышит, что Брахма Двух Тысяч миров живёт долго, красив, наслаждается великим счастьем. Брахма Двух Тысяч миров пребывает, настроившись на распространение [своего ума] на систему двух тысяч миров, и он пребывает, настроившись на распространение [ума на] существ, родившихся там. Подобно тому, как если бы человек с хорошим зрением взял бы в руку плод миробалана и рассматривал бы его, точно так же Брахма Двух Тысяч миров пребывает, настроившись на распространение [своего ума] на систему двух тысяч миров, и он пребывает, настроившись на распространение [ума на] существ, родившихся там. И он размышляет так: «После смерти, с распадом тела, мне нужно переродиться Брахмой Двух Тысяч миров!» И он утверждает свой ум в этом, настраивается на это, развивает это [намерение]. Такое намерение и состояние, будучи развитым и взращенным, ведёт к его перерождению в этом месте. Таков, монахи, путь, способ, который ведёт к его перерождению в таком месте.

14. Далее, монахи, вот монах обладает верой, нравственностью, учёностью, щедростью, мудростью. И он слышит, что Брахма Трёх Тысяч миров живёт долго, красив, наслаждается великим счастьем. Брахма Трёх Тысяч миров пребывает, настроившись на распространение [своего ума] на систему трёх тысяч миров, и он пребывает, настроившись на распространение [ума на] существ, родившихся там. Подобно тому, как если бы человек с хорошим зрением взял бы в руку плод миробалана и рассматривал бы его, точно так же Брахма Трёх Тысяч миров пребывает, настроившись на распространение [своего ума] на систему трёх тысяч миров, и он пребывает, настроившись на распространение [ума на] существ, родившихся там. И он размышляет так: «После смерти, с распадом тела, мне нужно переродиться Брахмой Трёх Тысяч миров!» И он утверждает свой ум в этом, настраивается на это, развивает это [намерение]. Такое намерение и состояние, будучи развитым и взращенным, ведёт к его перерождению в этом месте. Таков, монахи, путь, способ, который ведёт к его перерождению в таком месте.

15. Далее, монахи, вот монах обладает верой, нравственностью, учёностью, щедростью, мудростью. И он слышит, что Брахма Четырёх Тысяч миров живёт долго, красив, наслаждается великим счастьем. Брахма Четырёх Тысяч миров пребывает, настроившись на распространение [своего ума] на систему четырёх тысяч миров, и он пребывает, настроившись на распространение [ума на] существ, родившихся там. Подобно тому, как если бы человек с хорошим зрением взял бы в руку плод миробалана и рассматривал бы его, точно так же Брахма Четырёх Тысяч пребывает, настроившись на распространение [своего ума] на систему четырёх тысяч миров, и он пребывает, настроившись на распространение [ума на] существ, родившихся там. И он размышляет так: «После смерти, с распадом тела, мне нужно переродиться Брахмой Четырёх Тысяч миров!» И он утверждает свой ум в этом, настраивается на это, развивает это [намерение]. Такое намерение и состояние, будучи развитым и взращенным, ведёт к его перерождению в этом месте. Таков, монахи, путь, способ, который ведёт к его перерождению в таком месте.

16. Далее, монахи, вот монах обладает верой, нравственностью, учёностью, щедростью, мудростью. И он слышит, что Брахма Пяти Тысяч миров живёт долго, красив, наслаждается великим счастьем. Брахма Пяти Тысяч миров пребывает, настроившись на распространение [своего ума] на систему пяти тысяч миров, и он пребывает, настроившись на распространение [ума на] существ, родившихся там. Подобно тому, как если бы человек с хорошим зрением взял бы в руку плод миробалана и рассматривал бы его, точно так же Брахма Пяти Тысяч миров пребывает, настроившись на распространение [своего ума] на систему пяти тысяч миров, и он пребывает, настроившись на распространение [ума на] существ, родившихся там. И он размышляет так: «После смерти, с распадом тела, мне нужно переродиться Брахмой Пяти Тысяч миров!» И он утверждает свой ум в этом, настраивается на это, развивает это [намерение]. Такое намерение и состояние, будучи развитым и взращенным, ведёт к его перерождению в этом месте. Таков, монахи, путь, способ, который ведёт к его перерождению в таком месте.

17. Далее, монахи, вот монах обладает верой, нравственностью, учёностью, щедростью, мудростью. И он слышит, что Брахма Десяти Тысяч миров живёт долго, красив, наслаждается великим счастьем. Брахма Десяти Тысяч миров пребывает, настроившись на распространение [своего ума] на систему десяти тысяч миров, и он пребывает, настроившись на распространение [ума на] существ, родившихся там. Подобно тому как берилл, драгоценный камень чистой воды, с восемью гранями, тщательно обработанный, лежащий на красной парче, сиял бы, светился и излучался, точно так же Брахма Десяти Тысяч миров пребывает, настроившись на распространение [своего ума] на систему десяти тысяч миров, и он пребывает, настроившись на распространение [ума на] существ, родившихся там. И он размышляет так: «После смерти, с распадом тела, мне нужно переродиться Брахмой Десяти Тысяч миров!» И он утверждает свой ум в этом, настраивается на это, развивает это [намерение]. Такое намерение и состояние, будучи развитым и взращенным, ведёт к его перерождению в этом месте. Таков, монахи, путь, способ, который ведёт к его перерождению в таком месте.

18. Далее, монахи, вот монах обладает верой, нравственностью, учёностью, щедростью, мудростью. И он слышит, что Брахма Ста Тысяч миров живёт долго, красив, наслаждается великим счастьем. Брахма Ста Тысяч миров пребывает, настроившись на распространение [своего ума] на систему ста тысяч миров, и он пребывает, настроившись на распространение [ума на] существ, родившихся там. Подобно тому как украшение из чистейшего золота, что было умело отлито с помощью тигля умелым золотых дел мастером, лежащее на красной парче, сияло бы, светилось и излучалось, точно так же Брахма Ста Тысяч миров пребывает, настроившись на распространение [своего ума] на систему ста тысяч миров, и он пребывает, настроившись на распространение [ума на] существ, родившихся там. И он размышляет так: «После смерти, с распадом тела, мне нужно переродиться Брахмой Ста Тысяч миров!» И он утверждает свой ум в этом, настраивается на это, развивает это [намерение]. Такое намерение и состояние, будучи развитым и взращенным, ведёт к его перерождению в этом месте. Таков, монахи, путь, способ, который ведёт к его перерождению в таком месте.

19. Далее, монахи, вот монах обладает верой, нравственностью, учёностью, щедростью, мудростью. И он слышит, что божества сияния живут долго, красивы, наслаждаются великим счастьем. И он размышляет так: «После смерти, с распадом тела, мне нужно переродиться среди божеств сияния!» И он утверждает свой ум в этом, настраивается на это, развивает это [намерение]. Такое намерение и состояние, будучи развитым и взращенным, ведёт к его перерождению в этом месте. Таков, монахи, путь, способ, который ведёт к его перерождению в таком месте.

20. Далее, монахи, вот монах обладает верой, нравственностью, учёностью, щедростью, мудростью. И он слышит, что божества ограниченного сияния живут долго, красивы, наслаждаются великим счастьем. И он размышляет так: «После смерти, с распадом тела, мне нужно переродиться среди божеств ограниченного сияния!» И он утверждает свой ум на этом, настраивается на это, развивает это [намерение]. Такое намерение и состояние, будучи развитым и взращенным, ведёт к его перерождению в этом месте. Таков, монахи, путь, способ, который ведёт к его перерождению в таком месте.

21. Далее, монахи, вот монах обладает верой, нравственностью, учёностью, щедростью, мудростью. И он слышит, что божества безграничного сияния живут долго, красивы, наслаждаются великим счастьем. И он размышляет так: «После смерти, с распадом тела, мне нужно переродиться среди божеств безграничного сияния!» И он утверждает свой ум в этом, настраивается на это, развивает это [намерение]. Такое намерение и состояние, будучи развитым и взращенным, ведёт к его перерождению в этом месте. Таков, монахи, путь, способ, который ведёт к его перерождению в таком месте.

22. Далее, монахи, вот монах обладает верой, нравственностью, учёностью, щедростью, мудростью. И он слышит, что божества льющегося сияния живут долго, красивы, наслаждаются великим счастьем. И он размышляет так: «После смерти, с распадом тела, мне нужно переродиться среди божеств льющегося сияния!» И он утверждает свой ум в этом, настраивается на это, развивает это [намерение]. Такое намерение и состояние, будучи развитым и взращенным, ведёт к его перерождению в этом месте. Таков, монахи, путь, способ, который ведёт к его перерождению в таком месте.

23. Далее, монахи, вот монах обладает верой, нравственностью, учёностью, щедростью, мудростью. И он слышит, что божества великолепия живут долго, красивы, наслаждаются великим счастьем. И он размышляет так: «После смерти, с распадом тела, мне нужно переродиться среди божеств великолепия!» И он утверждает свой ум в этом, настраивается на это, развивает это [намерение]. Такое намерение и состояние, будучи развитым и взращенным, ведёт к его перерождению в этом месте. Таков, монахи, путь, способ, который ведёт к его перерождению в таком месте.

24. Далее, монахи, вот монах обладает верой, нравственностью, учёностью, щедростью, мудростью. И он слышит, что божества ограниченного великолепия живут долго, красивы, наслаждаются великим счастьем. И он размышляет так: «После смерти, с распадом тела, мне нужно переродиться среди божеств ограниченного великолепия!» И он утверждает свой ум в этом, настраивается на это, развивает это [намерение]. Такое намерение и состояние, будучи развитым и взращенным, ведёт к его перерождению в этом месте. Таков, монахи, путь, способ, который ведёт к его перерождению в таком месте.

25. Далее, монахи, вот монах обладает верой, нравственностью, учёностью, щедростью, мудростью. И он слышит, что божества безграничного великолепия живут долго, красивы, наслаждаются великим счастьем. И он размышляет так: «После смерти, с распадом тела, мне нужно переродиться среди божеств безграничного великолепия!» И он утверждает свой ум в этом, настраивается на это, развивает это [намерение]. Такое намерение и состояние, будучи развитым и взращенным, ведёт к его перерождению в этом месте. Таков, монахи, путь, способ, который ведёт к его перерождению в таком месте.

26. Далее, монахи, вот монах обладает верой, нравственностью, учёностью, щедростью, мудростью. И он слышит, что божества сверкающего великолепия живут долго, красивы, наслаждаются великим счастьем. И он размышляет так: «После смерти, с распадом тела, мне нужно переродиться среди божеств сверкающего великолепия!» И он утверждает свой ум в этом, настраивается на это, развивает это [намерение]. Такое намерение и состояние, будучи развитым и взращенным, ведёт к его перерождению в этом месте. Таков, монахи, путь, способ, который ведёт к его перерождению в таком месте.

27. Далее, монахи, вот монах обладает верой, нравственностью, учёностью, щедростью, мудростью. И он слышит, что божества великого плода живут долго, красивы, наслаждаются великим счастьем. И он размышляет так: «После смерти, с распадом тела, мне нужно переродиться среди божеств великого плода!» И он утверждает свой ум в этом, настраивается на это, развивает это [намерение]. Такое намерение и состояние, будучи развитым и взращенным, ведёт к его перерождению в этом месте. Таков, монахи, путь, способ, который ведёт к его перерождению в таком месте.

28. Далее, монахи, вот монах обладает верой, нравственностью, учёностью, щедростью, мудростью. И он слышит, что божества Авихи живут долго, красивы, наслаждаются великим счастьем. И он размышляет так: «После смерти, с распадом тела, мне нужно переродиться среди божеств Авихи!» И он утверждает свой ум в этом, настраивается на это, развивает это [намерение]. Такое намерение и состояние, будучи развитым и взращенным, ведёт к его перерождению в этом месте. Таков, монахи, путь, способ, который ведёт к его перерождению в таком месте.

29. Далее, монахи, вот монах обладает верой, нравственностью, учёностью, щедростью, мудростью. И он слышит, что божества Атаппы живут долго, красивы, наслаждаются великим счастьем. И он размышляет так: «После смерти, с распадом тела, мне нужно переродиться среди божеств Атаппы!» И он утверждает свой ум в этом, настраивается на это, развивает это [намерение]. Такое намерение и состояние, будучи развитым и взращенным, ведёт к его перерождению в этом месте. Таков, монахи, путь, способ, который ведёт к его перерождению в таком месте.

30. Далее, монахи, вот монах обладает верой, нравственностью, учёностью, щедростью, мудростью. И он слышит, что божества Судассы живут долго, красивы, наслаждаются великим счастьем. И он размышляет так: «После смерти, с распадом тела, мне нужно переродиться среди божеств Судассы!» И он утверждает свой ум в этом, настраивается на это, развивает это [намерение]. Такое намерение и состояние, будучи развитым и взращенным, ведёт к его перерождению в этом месте. Таков, монахи, путь, способ, который ведёт к его перерождению в таком месте.

31. Далее, монахи, вот монах обладает верой, нравственностью, учёностью, щедростью, мудростью. И он слышит, что божества Судасси живут долго, красивы, наслаждаются великим счастьем. И он размышляет так: «После смерти, с распадом тела, мне нужно переродиться среди божеств Судасси!» И он утверждает свой ум в этом, настраивается на это, развивает это [намерение]. Такое намерение и состояние, будучи развитым и взращенным, ведёт к его перерождению в этом месте. Таков, монахи, путь, способ, который ведёт к его перерождению в таком месте.

32. Далее, монахи, вот монах обладает верой, нравственностью, учёностью, щедростью, мудростью. И он слышит, что божества Аканиттхи живут долго, красивы, наслаждаются великим счастьем. И он размышляет так: «После смерти, с распадом тела, мне нужно переродиться среди божеств Аканиттхи!» И он утверждает свой ум в этом, настраивается на это, развивает это [намерение]. Такое намерение и состояние, будучи развитым и взращенным, ведёт к его перерождению в этом месте. Таков, монахи, путь, способ, который ведёт к его перерождению в таком месте.

33. Далее, монахи, вот монах обладает верой, нравственностью, учёностью, щедростью, мудростью. И он слышит, что божества сферы безграничного пространства живут долго, красивы, наслаждаются великим счастьем. И он размышляет так: «После смерти, с распадом тела, мне нужно переродиться среди божеств сферы безграничного пространства!» И он утверждает свой ум в этом, настраивается на это, развивает это [намерение]. Такое намерение и состояние, будучи развитым и взращенным, ведёт к его перерождению в этом месте. Таков, монахи, путь, способ, который ведёт к его перерождению в таком месте.

34. Далее, монахи, вот монах обладает верой, нравственностью, учёностью, щедростью, мудростью. И он слышит, что божества сферы безграничного сознания живут долго, красивы, наслаждаются великим счастьем. И он размышляет так: «После смерти, с распадом тела, мне нужно переродиться среди божеств сферы безграничного сознания!» И он утверждает свой ум в этом, настраивается на это, развивает это [намерение]. Такое намерение и состояние, будучи развитым и взращенным, ведёт к его перерождению в этом месте. Таков, монахи, путь, способ, который ведёт к его перерождению в таком месте.

35. Далее, монахи, вот монах обладает верой, нравственностью, учёностью, щедростью, мудростью. И он слышит, что божества сферы отсутствия всего живут долго, красивы, наслаждаются великим счастьем. И он размышляет так: «После смерти, с распадом тела, мне нужно переродиться среди божеств сферы отсутствия всего!» И он утверждает свой ум в этом, настраивается на это, развивает это [намерение]. Такое намерение и состояние, будучи развитым и взращенным, ведёт к его перерождению в этом месте. Таков, монахи, путь, способ, который ведёт к его перерождению в таком месте.

36. Далее, монахи, вот монах обладает верой, нравственностью, учёностью, щедростью, мудростью. И он слышит, что божества сферы ни-восприятия-ни-невосприятия живут долго, красивы, наслаждаются великим счастьем. И он размышляет так: «После смерти, с распадом тела, мне нужно переродиться среди божеств сферы ни-восприятия-ни-невосприятия!» И он утверждает свой ум в этом, настраивается на это, развивает это [намерение]. Такое намерение и состояние, будучи развитым и взращенным, ведёт к его перерождению в этом месте. Таков, монахи, путь, способ, который ведёт к его перерождению в таком месте.

37. Далее, монахи, вот монах обладает верой, нравственностью, учёностью, щедростью, мудростью. И он размышляет так: «Мне нужно здесь и сейчас, реализовав это для себя посредством прямого знания, с уничтожением помрачений войти в незапятнанное освобождение ума и освобождение мудростью и пребывать в них!»

И, здесь и сейчас реализовав это для себя посредством прямого знания, с уничтожением помрачений он входит в незапятнанное освобождение ума и освобождение мудростью и пребывает в них. Монахи, такой монах нигде более не перерождается».

Так сказал Благословенный. Монахи были довольны и восхитились словами Благословенного.