Маджхима Никая 117
Махачаттарисака Сутта
Великая Пара Двадцаток

1. Так я слышал. Однажды Благословенный пребывал близ Саваттхи, в Роще Джеты, что в Парке Анатхапиндики. Там он обратился к монахам так: «Монахи!»

«Да, Учитель!» — ответили они. Благословенный сказал следующее:

2. «Монахи, я научу вас благородной гармоничной собранности ума, её опорам и вспомогательным средствам к ней. Слушайте внимательно то, что я буду говорить».

«Да, Учитель», — ответили монахи. Благословенный сказал следующее:

3. «И что такое, монахи, благородная гармоничная собранность ума с её опорами и вспомогательными средствами, а именно: с гармоничными воззрениями, гармоничным намерением, гармоничным общением, гармоничным действием, гармоничным образом жизни, гармоничным усилием и гармоничной осознанностью? Единение ума, наделённое этими семью факторами, называется благородной гармоничной собранностью ума с её опорами и вспомогательными средствами.

ВОЗЗРЕНИЕ

4. В этом отношении, монахи, гармоничное воззрение идёт первым. И каким образом гармоничное воззрение идёт первым? Человек понимает негармоничное воззрение как негармоничное воззрение, а гармоничное воззрение как гармоничное воззрение: это его гармоничное воззрение.

5. И что такое, монахи, негармоничное воззрение? «Нет ничего, что дано; нет ничего, что предложено; нет ничего, что пожертвовано. Нет плода или результата хороших или плохих поступков. Нет этого мира, нет следующего мира; нет отца, нет матери, нет спонтанно перерождающихся существ. Нет духовных странников и браминов, которые посредством гармоничной жизни и гармоничной практики [истинно] провозглашали бы другим, что познали и засвидетельствовали самостоятельно этот мир и следующий». Это негармоничное воззрение.

6. И что такое, монахи, гармоничное воззрение? Есть два вида гармоничного воззрения, говорю вам. Есть мирское гармоничное воззрение, с помощью которого приобретаются заслуги и которое созревает в обретениях, и есть гармоничное воззрение благородное, незапятнанное, сверхмирское, фактор пути.

7. И что такое, монахи, мирское гармоничное воззрение, с помощью которого приобретаются заслуги и которое созревает в обретениях? «Есть то, что дано; есть то, что предложено; есть то, что пожертвовано. Есть плод или результат хороших или плохих поступков. Есть этот мир, есть следующий мир; есть отец, есть мать, есть спонтанно перерождающиеся существа. Есть духовные странники и брамины, которые посредством гармоничной жизни и гармоничной практики [истинно] провозглашают другим, что познали и засвидетельствовали самостоятельно этот мир и следующий». Это мирское гармоничное воззрение, с помощью которого приобретаются заслуги и которое созревает в обретениях.

8. И что такое, монахи, гармоничное воззрение благородное, незапятнанное, сверхмирское, фактор пути? Мудрость, способность к мудрости, сила мудрости, исследование состояний как фактор просветления, гармоничное воззрение как фактор пути в том, чей ум благороден, чей ум незапятнан, кто обладает благородным путём и развивает благородный путь. Это гармоничное воззрение благородное, незапятнанное, сверхмирское, фактор пути.

9. Человек прилагает усилия, чтобы отбросить негармоничное воззрение и войти в гармоничное воззрение. Это его гармоничное усилие. Он осознанно отбрасывает негармоничное воззрение и осознанно входит в гармоничное воззрение и пребывает в нём. Это его гармоничная осознанность. Таким образом, с гармоничным воззрением связаны гармоничное воззрение, гармоничное усилие и гармоничная осознанность.

НАМЕРЕНИЕ

10. В этом отношении, монахи, гармоничное воззрение идёт первым. И каким образом гармоничное воззрение идёт первым? Человек понимает негармоничное намерение как негармоничное намерение, а гармоничное намерение как гармоничное намерение: это его гармоничное воззрение.

11. И что такое, монахи, негармоничное намерение? Намерение чувственного желания, намерение недоброжелательности, намерение жестокости. Это негармоничное намерение.

12. И что такое гармоничное намерение? Есть два вида гармоничного намерения, говорю вам. Есть мирское гармоничное намерение, с помощью которого приобретаются заслуги и которое созревает в обретениях, и есть гармоничное намерение благородное, незапятнанное, сверхмирское, фактор пути.

13. И что такое, монахи, мирское гармоничное намерение, с помощью которого приобретаются заслуги и которое созревает в обретениях? Намерение отречения, намерение не-недоброжелательности, намерение не-жестокости. Это мирское гармоничное намерение, с помощью которого приобретаются заслуги и которое созревает в обретениях.

14. И что такое, монахи, гармоничное намерение благородное, незапятнанное, сверхмирское, фактор пути? Мышление, мысль, намерение, умственная поглощённость, умственная фиксация, направление ума, словесная активность в том, чей ум благороден, чей ум незапятнан, кто обладает благородным путём и развивает благородный путь. Это гармоничное намерение благородное, незапятнанное, сверхмирское, фактор пути.

15. Человек прилагает усилия, чтобы отбросить негармоничное намерение и войти в гармоничное намерение. Это его гармоничное усилие. Он осознанно отбрасывает негармоничное намерение и осознанно входит в гармоничное намерение и пребывает в нём. Это его гармоничная осознанность. Таким образом, с гармоничным намерением связаны гармоничное воззрение, гармоничное усилие и гармоничная осознанность.

ОБЩЕНИЕ

16. В этом отношении, монахи, гармоничное воззрение идёт первым. И каким образом гармоничное воззрение идёт первым? Человек понимает негармоничное общение как негармоничное общение, а гармоничное общение как гармоничное общение: это его гармоничное воззрение.

17. И что такое, монахи, негармоничное общение? Лживая речь, злонамеренная речь, грубая речь, пустословие. Это негармоничное общение.

18. И что такое, монахи, гармоничное общение? Есть два вида гармоничного общения, говорю вам. Есть мирское гармоничное общение, с помощью которого приобретаются заслуги и которое созревает в обретениях, и есть гармоничное общение благородное, незапятнанное, сверхмирское, фактор пути.

19. И что такое, монахи, мирское гармоничное общение, с помощью которого приобретаются заслуги и которое созревает в обретениях? Воздержание от лживой речи, воздержание от злонамеренной речи, воздержание от грубой речи, воздержание от пустословия. Это мирское гармоничное общение, с помощью которого приобретаются заслуги и которое созревает в обретениях.

20. И что такое, монахи, гармоничное общение благородное, незапятнанное, сверхмирское, фактор пути? Это воздержание от четырёх видов нездорового словесного поведения, воздержание, сдерживание, отказ от них в том, чей ум благороден, чей ум незапятнан, кто обладает благородным путём и развивает благородный путь. Это гармоничное общение благородное, незапятнанное, сверхмирское, фактор пути.

21. Человек прилагает усилия, чтобы отбросить негармоничное общение и войти в гармоничное общение. Это его гармоничное усилие. Он осознанно отбрасывает негармоничное общение и осознанно входит в гармоничное общение и пребывает в ней. Это его гармоничная осознанность. Таким образом, с гармоничным общением связаны гармоничное воззрение, гармоничное усилие и гармоничная осознанность.

ДЕЙСТВИЕ

22. В этом отношении, монахи, гармоничное воззрение идёт первым. И каким образом гармоничное воззрение идёт первым? Человек понимает негармоничное действие как негармоничное действие, а гармоничное действие как гармоничное действие: это его гармоничное воззрение.

23. И что такое, монахи, негармоничное действие? Убийство живых существ, взятие того, что не дано, неблагое поведение в чувственных удовольствиях. Это негармоничное действие.

24. И что такое, монахи, гармоничное действие? Есть два вида гармоничного действия, говорю вам. Есть мирское гармоничное действие, с помощью которого приобретаются заслуги и которое созревает в обретениях, и есть гармоничное действие благородное, незапятнанное, сверхмирское, фактор пути.

25. И что такое, монахи, мирское гармоничное действие, с помощью которого приобретаются заслуги и которое созревает в обретениях? Воздержание от убийства живых существ, воздержание от взятия того, что не дано, воздержание от неблагого поведения в чувственных удовольствиях. Это мирское гармоничное действие, с помощью которого приобретаются заслуги и которое созревает в обретениях.

26. И что такое, монахи, гармоничное действие благородное, незапятнанное, сверхмирское, фактор пути? Это воздержание от трёх видов неблагого телесного поведения, воздержание, сдерживание, отказ от них в том, чей ум благороден, чей ум незапятнан, кто обладает благородным путём и развивает благородный путь. Это гармоничное действие благородное, незапятнанное, сверхмирское, фактор пути.

27. Человек прилагает усилия, чтобы отбросить негармоничное действие и войти в гармоничное действие. Это его гармоничное усилие. Он осознанно отбрасывает негармоничное действие и осознанно входит в гармоничное действие и пребывает в нём. Это его гармоничная осознанность. Таким образом, с гармоничным действием связаны гармоничное воззрение, гармоничное усилие и гармоничная осознанность.

ОБРАЗ ЖИЗНИ

28. В этом отношении, монахи, гармоничное воззрение идёт первым. И каким образом гармоничное воззрение идёт первым? Человек понимает негармоничный образ жизни как негармоничный образ жизни, а гармоничный образ жизни как гармоничный образ жизни: это его гармоничное воззрение.

29. И что такое, монахи, негармоничный образ жизни? Интриги, болтовня, намёки, преуменьшение, стремление к обретениям с помощью обретений. Это негармоничный образ жизни.

30. И что такое, монахи, гармоничный образ жизни? Есть два вида гармоничного образа жизни, говорю вам. Есть мирской гармоничный образ жизни, с помощью которого приобретаются заслуги и который созревает в обретениях, и есть гармоничный образ жизни благородный, незапятнанный, сверхмирской, фактор пути.

31. И что такое, монахи, мирской гармоничный образ жизни, с помощью которого приобретаются заслуги и который созревает в обретениях? Вот, монахи, ученик Благородных отбрасывает негармоничный образ жизни и добывает себе средства к жизни гармоничным образом жизни. Это мирской гармоничный образ жизни, с помощью которого приобретаются заслуги и который созревает в обретениях.

32. И что такое, монахи, гармоничный образ жизни благородный, незапятнанный, сверхмирской, фактор пути? Это воздержание от негармоничного образа жизни, воздержание, сдерживание, отказ от него в том, чей ум благороден, чей ум незапятнан, кто обладает благородным путём и развивает благородный путь. Это гармоничный образ жизни благородный, незапятнанный, сверхмирской, фактор пути.

33. Человек прилагает усилия, чтобы отбросить негармоничный образ жизни и войти в гармоничный образ жизни. Это его гармоничное усилие. Он осознанно отбрасывает негармоничный образ жизни и осознанно входит в гармоничный образ жизни и пребывает в нём. Это его гармоничная осознанность. Таким образом, с гармоничным образом жизни связаны гармоничное воззрение, гармоничное усилие и гармоничная осознанность.

ВЕЛИКАЯ ПАРА ДВАДЦАТОК

34. В этом отношении, монахи, гармоничное воззрение идёт первым. И каким образом гармоничное воззрение идёт первым? У кого есть гармоничное воззрение, у того возникает гармоничное намерение. У кого есть гармоничное намерение, у того возникает гармоничное общение. У кого есть гармоничное общение, у того возникает гармоничное действие. У кого есть гармоничное действие, у того возникает гармоничный образ жизни. У кого есть гармоничный образ жизни, у того возникает гармоничное усилие. У кого есть гармоничное усилие, у того возникает гармоничная осознанность. У кого есть гармоничная осознанность, у того возникает гармоничная собранность ума. У кого есть гармоничная собранность ума, у того возникает гармоничное знание. У кого есть гармоничное знание, у того возникает гармоничное освобождение.

Итак, монахи, путь ученика, [находящегося в процессе] высшей тренировки, обладает восемью факторами. Арахант обладает десятью факторами.

35. В этом отношении, монахи, гармоничное воззрение идёт первым. И каким образом гармоничное воззрение идёт первым? У кого есть гармоничное воззрение, у того негармоничное воззрение устранено. Также устранены и многочисленные неблаготворные состояния, которые возникают из-за негармоничного воззрения. А многочисленные благотворные состояния, которые возникают из-за гармоничного воззрения, совершенствуются посредством развития.

У кого есть гармоничное намерение, у того негармоничное намерение устранено. Также устранены и многочисленные неблаготворные состояния, которые возникают из-за негармоничного намерения. А многочисленные благотворные состояния, которые возникают из-за гармоничного намерения, совершенствуются посредством развития.

У кого есть гармоничное общение, у того негармоничное общение устранена. Также устранены и многочисленные неблаготворные состояния, которые возникают из-за негармоничного общения. А многочисленные благотворные состояния, которые возникают из-за гармоничного общения, совершенствуются посредством развития.

У кого есть гармоничное действие, у того негармоничное действие устранено. Также устранены и многочисленные неблаготворные состояния, которые возникают из-за негармоничного действия. А многочисленные благотворные состояния, которые возникают из-за гармоничного действия, совершенствуются посредством развития.

У кого есть гармоничный образ жизни, у того негармоничный образ жизни устранён. Также устранены и многочисленные неблаготворные состояния, которые возникают из-за негармоничного образа жизни. А многочисленные благотворные состояния, которые возникают из-за гармоничного образа жизни, совершенствуются посредством развития.

У кого есть гармоничное усилие, у того негармоничное усилие устранено. Также устранены и многочисленные неблаготворные состояния, которые возникают из-за негармоничного усилия. А многочисленные благотворные состояния, которые возникают из-за гармоничного усилия, совершенствуются посредством развития.

У кого есть гармоничная осознанность, у того негармоничная осознанность устранена. Также устранены и многочисленные неблаготворные состояния, которые возникают из-за негармоничной осознанности. А многочисленные благотворные состояния, которые возникают из-за гармоничной осознанности, совершенствуются посредством развития.

У кого есть гармоничная собранность ума, у того негармоничная собранность ума устранена. Также устранены и многочисленные неблаготворные состояния, которые возникают из-за негармоничной собранности ума. А многочисленные благотворные состояния, которые возникают из-за гармоничной собранности ума, совершенствуются посредством развития.

У кого есть гармоничное знание, у того негармоничное знание устранено. Также устранены и многочисленные неблаготворные состояния, которые возникают из-за негармоничного знания. А многочисленные благотворные состояния, которые возникают из-за гармоничного знания, совершенствуются посредством развития.

У кого есть гармоничное освобождение, у того негармоничное освобождение устранено. Также устранены и многочисленные неблаготворные состояния, которые возникают из-за негармоничного освобождения. А многочисленные благотворные состояния, которые возникают из-за гармоничного освобождения, совершенствуются посредством развития.

36. Так, монахи, есть двадцать факторов на стороне благотворного и двадцать факторов на стороне неблаготворного. Эта лекция по Дхамме о Великой Паре Двадцаток была приведена в движение, и [её] не может остановить какой-либо духовный странник, или брамин, или божество, или Мара, или Брахма, или кто бы то ни было в мире.

37. Монахи, если какой-либо духовный странник или брамин полагает, что эту лекцию по Дхамме о Великой Паре Двадцаток следует осудить и отвергнуть, то тогда есть десять разумных выводов из его утверждений, которые дают уместный повод для его критики здесь и сейчас.

Если этот почтенный стал бы осуждать гармоничное воззрение, то он тем самым стал бы чтить и восхвалять тех духовных странников и браминов, которые обладают негармоничными воззрениями.

Если этот почтенный стал бы осуждать гармоничное намерение, то он тем самым стал бы чтить и восхвалять тех духовных странников и браминов, которые обладают негармоничным намерением.

Если этот почтенный стал бы осуждать гармоничное общение, то он тем самым стал бы чтить и восхвалять тех духовных странников и браминов, которые обладают негармоничным общением.

Если этот почтенный стал бы осуждать гармоничное действие, то он тем самым стал бы чтить и восхвалять тех духовных странников и браминов, которые обладают негармоничными действиями.

Если этот почтенный стал бы осуждать гармоничный образ жизни, то он тем самым стал бы чтить и восхвалять тех духовных странников и браминов, которые обладают негармоничным образом жизни.

Если этот почтенный стал бы осуждать гармоничное усилие, то он тем самым стал бы чтить и восхвалять тех духовных странников и браминов, которые обладают негармоничным усилием.

Если этот почтенный стал бы осуждать гармоничную осознанность, то он тем самым стал бы чтить и восхвалять тех духовных странников и браминов, которые обладают негармоничной осознанностью.

Если этот почтенный стал бы осуждать гармоничную собранность ума, то он тем самым стал бы чтить и восхвалять тех духовных странников и браминов, которые обладают негармоничной собранностью ума.

Если этот почтенный стал бы осуждать гармоничное знание, то он тем самым стал бы чтить и восхвалять тех духовных странников и браминов, которые обладают негармоничным знанием.

Если этот почтенный стал бы осуждать гармоничное освобождение, то он тем самым стал бы чтить и восхвалять тех духовных странников и браминов, которые обладают негармоничным освобождением.

[Итак], если какой-либо духовный странник или брамин полагает, что эту лекцию по Дхамме о Великой Паре Двадцаток следует осудить и отвергнуть, то тогда есть эти десять разумных выводов из его утверждений, которые дают уместный повод для его критики здесь и сейчас.

38. Монахи, даже те двое учителей из Оккалы — Васса и Бханнья, которые придерживались доктрины беспричинности, доктрины неделания, доктрины нигилизма, не помыслили бы о том, что эту лекцию по Дхамме о Великой Паре Двадцаток следует осудить и отвергнуть. И почему? Из-за боязни обвинения, нападок, опровержения».

Так сказал Благословенный. Монахи были довольны и восхитились словами Благословенного.