Маджхима Никая 10
Сатипаттхана Сутта
Четыре опоры осознанности

(Английский вариант сутты, комментарий Бханте Вималарамси)

1. Так я слышал. Однажды Благословенный пребывал на землях Куру, где был город Каммасадхамма. Там Благословенный обратился к монахам: «Монахи!»

«Да, Учитель!» — ответили Благословенному монахи.

Благословенный сказал:

2. «Монахи, четыре опоры осознанности — это прямой путь, дающий существам очищение, полное преодоление горя и стенаний, успокоение боли и печали, знание правильного метода, переживание ниббаны.

3. И какие это четыре опоры? Так, монахи,

  • монах наблюдает тело как тело, решительный, полностью бодрствующий и осознанный, отринув алчность и печали о мире;
  • монах наблюдает чувства как чувства, решительный, полностью бодрствующий и осознанный, отринув алчность и печали о мире;
  • монах наблюдает ум как ум, решительный, полностью бодрствующий и осознанный, отринув алчность и печали о мире;
  • монах наблюдает объекты ума как объекты ума, решительный, полностью бодрствующий и осознанный, отринув алчность и печали о мире.

НАБЛЮДЕНИЕ ТЕЛА

1. Осознавание дыхания

4. Что значит, монахи, наблюдать тело как тело? Придя либо в чащу, либо к подножию дерева, либо в пустое жилище, сев со скрещёнными ногами и выпрямив тело, он устанавливает осознанность перед собой. Он осознаёт вдохи, он осознаёт выдохи. Делая долгий вдох, он понимает: «Я делаю долгий вдох». Делая долгий выдох, он понимает: «Я делаю долгий выдох». Делая короткий вдох, он понимает: «Я делаю короткий вдох». Делая короткий выдох, он понимает: «Я делаю короткий выдох».

Он практикует так: «Вдыхая, я буду переживать (ощущать) всё тело». Он практикует так: «Выдыхая, я буду ощущать всё тело».

Он практикует так: «Вдыхая, я буду успокаивать телесную активность». Он практикует так: «Выдыхая, я буду успокаивать телесную активность».

Монахи, как опытный токарь или его подмастерье, делая длинный оборот, понимает: «Я делаю длинный оборот», а делая короткий оборот, понимает: «Я делаю короткий оборот», точно так же монах, делая долгий вдох, понимает: «Я делаю долгий вдох», а делая долгий выдох, понимает: «Я делаю долгий выдох», делая короткий вдох, понимает: «Я делаю короткий вдох», а делая короткий выдох, понимает: «Я делаю короткий выдох»; практикует так: «Вдыхая, я буду ощущать всё тело», и практикует так: «Выдыхая, я буду переживать всё тело», практикует так: «Вдыхая, я буду успокаивать телесную активность», и практикует так: «Выдыхая, я буду успокаивать телесную активность».

ПОНИМАНИЕ

5. Таким образом он практикует наблюдение тела как тела внутренне, либо он практикует наблюдение тела как тела внешне, либо он практикует наблюдение тела как тела и внутренне и внешне. Или ещё он практикует наблюдение возникающих в теле факторов, или он практикует наблюдение исчезающих в теле факторов, или он практикует наблюдение и возникающих и исчезающих в теле факторов. Или ещё осознавание «есть тело» просто устанавливается в нём настолько, насколько это необходимо для простого знания и осознавания. И он сохраняет независимость и нецепляние к чему бы то ни было в мире. Вот как, монахи, монах наблюдает тело как тело.

2. Четыре положения тела

6. Ещё, монахи, когда идёт, монах понимает: «Я иду»; когда стоит, он понимает: «Я стою»; когда сидит, он понимает: «Я сижу»; когда лежит, он понимает: «Я лежу». Или он понимает соответствующим образом, какое бы положение ни приняло его тело.

7. Таким образом он практикует наблюдение тела как тела внутренне, внешне и как внутренне, так и внешне. Или ещё он практикует наблюдение возникающих в теле факторов, или он практикует наблюдение исчезающих в теле факторов, или он практикует наблюдение и возникающих и исчезающих в теле факторов. Или ещё осознавание «есть тело» просто устанавливается в нём настолько, насколько это необходимо для простого знания и осознавания. И он сохраняет независимость и нецепляние к чему бы то ни было в мире. Вот как ещё, монахи, монах наблюдает тело как тело.

3. Полная внимательность

8. Ещё, монахи, монах — это человек, который действует в полной внимательности, когда идёт вперёд и назад; который действует в полной внимательности, когда смотрит вперёд и по сторонам; который действует в полной внимательности, когда сгибает и разгибает свои конечности; который действует в полной внимательности, когда носит свои одежды и несёт свою внешнюю одежду и перевязь; который действует в полной внимательности, когда ест, пьёт, жуёт и пробует на вкус; который действует в полной внимательности, когда справляет большую и малую нужду; который действует в полной внимательности, когда идёт, стоит, сидит, спит, бодрствует, говорит и молчит.

9. Таким образом он практикует наблюдение тела как тела внутренне, внешне и как внутренне, так и внешне. Или ещё он практикует наблюдение возникающих в теле факторов, или он практикует наблюдение исчезающих в теле факторов, или он практикует наблюдение и возникающих и исчезающих в теле факторов. Или ещё осознавание «есть тело» просто устанавливается в нём настолько, насколько это необходимо для простого знания и осознавания. И он сохраняет независимость и нецепляние к чему бы то ни было в мире. Вот как ещё, монахи, монах наблюдает тело как тело.

4. Отвратительное: части тела

10. Ещё, монахи, монах просматривает это самое тело вверх от подошв ступней и вниз от верхних кончиков волос, в границах кожи, как полное множества видов нечистот, таким образом: «В этом теле есть волосы на голове, волосы на теле, ногти, зубы, кожа, мясо, жилы, кости, костный мозг, почки, сердце, печень, плевра, селезёнка, лёгкие, кишечник, брыжейка, непереваренная пища в желудке, кал, желчь, слизь, гной, кровь, пот, сало, слёзы, жир, слюна, мокрота, синовия, моча».

Как наблюдательный человек, взяв мешок с горловинами по обоим концам, наполненный зёрнами зимнего риса, необрушенного риса, фасоли, бобов, кунжута, шелушённого риса, может открыть его и просмотреть его содержимое так: «Это зимний рис, это необрушенный рис, это фасоль, это бобы, это кунжут, это шелушённый рис», точно так же, монахи, монах просматривает это самое тело вверх от подошв ступней и вниз от верхних кончиков волос, в границах кожи, как полное множества видов нечистот, таким образом: «В этом теле есть волосы на голове, волосы на теле, ногти, зубы, кожа, мясо, жилы, кости, костный мозг, почки, сердце, печень, плевра, селезёнка, лёгкие, кишечник, брыжейка, непереваренная пища в желудке, кал, желчь, слизь, гной, кровь, пот, сало, слёзы, жир, слюна, мокрота, синовия, моча».

11. Таким образом он практикует наблюдение тела как тела внутренне, внешне и как внутренне, так и внешне. Или ещё он практикует наблюдение возникающих в теле факторов, или он практикует наблюдение исчезающих в теле факторов, или он практикует наблюдение и возникающих и исчезающих в теле факторов. Или ещё осознавание «есть тело» просто устанавливается в нём настолько, насколько это необходимо для простого знания и осознавания. И он сохраняет независимость и нецепляние к чему бы то ни было в мире. Вот как ещё, монахи, монах наблюдает тело как тело.

5. Элементы

12. Ещё, монахи, монах просматривает это самое тело, где бы оно ни находилось, в каком бы положении оно ни было, как состоящее из элементов, таким образом: «В этом теле присутствуют элемент земли, элемент воды, элемент огня, элемент ветра».

Монахи, как если бы опытный мясник или его подмастерье, забив корову и разделав её по частям, сел бы на перекрёстке с этими частями, точно так же монах просматривает это самое тело, где бы оно ни находилось, в каком бы положении оно ни было, как состоящее из элементов, таким образом: «В этом теле присутствуют элемент земли, элемент воды, элемент огня, элемент ветра».

13. Таким образом он практикует наблюдение тела как тела внутренне, внешне и как внутренне, так и внешне. Или ещё он практикует наблюдение возникающих в теле факторов, или он практикует наблюдение исчезающих в теле факторов, или он практикует наблюдение и возникающих и исчезающих в теле факторов. Или ещё осознавание «есть тело» просто устанавливается в нём настолько, насколько это необходимо для простого знания и осознавания. И он сохраняет независимость и нецепляние к чему бы то ни было в мире. Вот как ещё, монахи, монах наблюдает тело как тело.

6-14. Девять кладбищенских созерцаний

14. Ещё, монахи, как будто бы монах видит труп, оставленный на кладбище, мёртвый в течение одного дня, двух дней, трёх дней, вздувшийся, сизый, разлагающийся, и он сравнивает его с этим самым телом так: «Это тело имеет ту же природу, и оно будет таким, оно не избежит этой доли».

15. Таким образом он практикует наблюдение тела как тела внутренне, внешне и как внутренне, так и внешне. Или ещё он практикует наблюдение возникающих в теле факторов, или он практикует наблюдение исчезающих в теле факторов, или он практикует наблюдение и возникающих и исчезающих в теле факторов. Или ещё осознавание «есть тело» просто устанавливается в нём настолько, насколько это необходимо для простого знания и осознавания. И он сохраняет независимость и нецепляние к чему бы то ни было в мире. Вот как ещё, монахи, монах наблюдает тело как тело.

16. Ещё, монахи, как будто бы монах видит труп, оставленный на кладбище, пожираемый воронами, соколами, грифами, собаками, шакалами, разного рода червями, и он сравнивает его с этим самым телом так: «Это тело имеет ту же природу, и оно будет таким, оно не избежит этой доли».

17. Таким образом он практикует наблюдение тела как тела внутренне, внешне и как внутренне, так и внешне. Или ещё он практикует наблюдение возникающих в теле факторов, или он практикует наблюдение исчезающих в теле факторов, или он практикует наблюдение и возникающих и исчезающих в теле факторов. Или ещё осознавание «есть тело» просто устанавливается в нём настолько, насколько это необходимо для простого знания и осознавания. И он сохраняет независимость и нецепляние к чему бы то ни было в мире. Вот как ещё, монахи, монах наблюдает тело как тело.

18. Ещё, монахи, как будто бы монах видит труп, оставленный на кладбище, представляющий собой скелет окровавленный, с лохмотьями мяса, с сухожилиями и связками, и он сравнивает его с этим самым телом так: «Это тело имеет ту же природу, и оно будет таким, оно не избежит этой доли».

19. Таким образом он практикует наблюдение тела как тела внутренне, внешне и как внутренне, так и внешне. Или ещё он практикует наблюдение возникающих в теле факторов, или он практикует наблюдение исчезающих в теле факторов, или он практикует наблюдение и возникающих и исчезающих в теле факторов. Или ещё осознавание «есть тело» просто устанавливается в нём настолько, насколько это необходимо для простого знания и осознавания. И он сохраняет независимость и нецепляние к чему бы то ни было в мире. Вот как ещё, монахи, монах наблюдает тело как тело.

20. Ещё, монахи, как будто бы монах видит труп, оставленный на кладбище, представляющий собой скелет окровавленный, лишённый мяса, с сухожилиями и связками, и он сравнивает его с этим самым телом так: «Это тело имеет ту же природу, и оно будет таким, оно не избежит этой доли».

21. Таким образом он практикует наблюдение тела как тела внутренне, внешне и как внутренне, так и внешне. Или ещё он практикует наблюдение возникающих в теле факторов, или он практикует наблюдение исчезающих в теле факторов, или он практикует наблюдение и возникающих и исчезающих в теле факторов. Или ещё осознавание «есть тело» просто устанавливается в нём настолько, насколько это необходимо для простого знания и осознавания. И он сохраняет независимость и нецепляние к чему бы то ни было в мире. Вот как ещё, монахи, монах наблюдает тело как тело.

22. Ещё, монахи, как будто бы монах видит труп, оставленный на кладбище, представляющий собой скелет обескровленный, лишённый мяса, с сухожилиями и связками, и он сравнивает его с этим самым телом так: «Это тело имеет ту же природу, и оно будет таким, оно не избежит этой доли».

23. Таким образом он практикует наблюдение тела как тела внутренне, внешне и как внутренне, так и внешне. Или ещё он практикует наблюдение возникающих в теле факторов, или он практикует наблюдение исчезающих в теле факторов, или он практикует наблюдение и возникающих и исчезающих в теле факторов. Или ещё осознавание «есть тело» просто устанавливается в нём настолько, насколько это необходимо для простого знания и осознавания. И он сохраняет независимость и нецепляние к чему бы то ни было в мире. Вот как ещё, монахи, монах наблюдает тело как тело.

24. Ещё, монахи, как будто бы монах видит труп, оставленный на кладбище, представляющий собой скелет без сухожилий и связок, в беспорядке разбросанные вокруг кость кисти, кость стопы, плюсну, берцовую кость, бедренную кость, тазовую кость, ребро, лопатку, позвоночник, ключицу, челюсть, зуб, череп, и он сравнивает его с этим самым телом так: «Это тело имеет ту же природу, и оно будет таким, оно не избежит этой доли».

25. Таким образом он практикует наблюдение тела как тела внутренне, внешне и как внутренне, так и внешне. Или ещё он практикует наблюдение возникающих в теле факторов, или он практикует наблюдение исчезающих в теле факторов, или он практикует наблюдение и возникающих и исчезающих в теле факторов. Или ещё осознавание «есть тело» просто устанавливается в нём настолько, насколько это необходимо для простого знания и осознавания. И он сохраняет независимость и нецепляние к чему бы то ни было в мире. Вот как ещё, монахи, монах наблюдает тело как тело.

26. Ещё, монахи, как будто бы монах видит труп, оставленный на кладбище, представляющий собой белые кости, как раковина белоснежные, и он сравнивает его с этим самым телом так: «Это тело имеет ту же природу, и оно будет таким, оно не избежит этой доли».

27. Таким образом он практикует наблюдение тела как тела внутренне, внешне и как внутренне, так и внешне. Или ещё он практикует наблюдение возникающих в теле факторов, или он практикует наблюдение исчезающих в теле факторов, или он практикует наблюдение и возникающих и исчезающих в теле факторов. Или ещё осознавание «есть тело» просто устанавливается в нём настолько, насколько это необходимо для простого знания и осознавания. И он сохраняет независимость и нецепляние к чему бы то ни было в мире. Вот как ещё, монахи, монах наблюдает тело как тело.

28. Ещё, монахи, как будто бы монах видит труп, оставленный на кладбище, представляющий собой груду костей годичной и более давности, и он сравнивает его с этим самым телом так: «Это тело имеет ту же природу, и оно будет таким, оно не избежит этой доли».

29. Таким образом он практикует наблюдение тела как тела внутренне, внешне и как внутренне, так и внешне. Или ещё он практикует наблюдение возникающих в теле факторов, или он практикует наблюдение исчезающих в теле факторов, или он практикует наблюдение и возникающих и исчезающих в теле факторов. Или ещё осознавание «есть тело» просто устанавливается в нём настолько, насколько это необходимо для простого знания и осознавания. И он сохраняет независимость и нецепляние к чему бы то ни было в мире. Вот как ещё, монахи, монах наблюдает тело как тело.

30. Ещё, монахи, как будто бы монах видит труп, оставленный на кладбище, представляющий собой сгнившие кости, превратившиеся в труху, и он сравнивает его с этим самым телом так: «Это тело имеет ту же природу, и оно будет таким, оно не избежит этой доли».

ПОНИМАНИЕ

31. Таким образом он практикует наблюдение тела как тела внутренне, внешне и как внутренне, так и внешне. Или ещё он практикует наблюдение возникающих в теле факторов, или он практикует наблюдение исчезающих в теле факторов, или он практикует наблюдение и возникающих и исчезающих в теле факторов. Или ещё осознавание «есть тело» просто устанавливается в нём настолько, насколько это необходимо для простого знания и осознавания. И он сохраняет независимость и нецепляние к чему бы то ни было в мире. Вот как ещё, монахи, монах наблюдает тело как тело.

НАБЛЮДЕНИЕ ЧУВСТВ

32. Что значит, монахи, наблюдать чувства как чувства? Так, монахи, испытывая приятное чувство, монах понимает: «Я испытываю приятное чувство».

Испытывая неприятное чувство, он понимает: «Я испытываю неприятное чувство».

Испытывая ни приятное, ни неприятное чувство, он понимает: «Я испытываю ни приятное, ни неприятное чувство».

Испытывая мирское приятное чувство, он понимает: «Я испытываю мирское приятное чувство».

Испытывая надмирное приятное чувство, он понимает: «Я испытываю надмирное приятное чувство».

Испытывая мирское неприятное чувство, он понимает: «Я испытываю мирское неприятное чувство».

Испытывая надмирное неприятное чувство, он понимает: «Я испытываю надмирное неприятное чувство».

Испытывая мирское ни приятное, ни неприятное чувство, он понимает: «Я испытываю мирское ни приятное, ни неприятное чувство».

Испытывая надмирное ни приятное, ни неприятное чувство, он понимает: «Я испытываю надмирное ни приятное, ни неприятное чувство».

ПОНИМАНИЕ

33. Таким образом он практикует наблюдение чувств как чувств внутренне, либо он практикует наблюдение чувств как чувств внешне, либо он практикует наблюдение чувств как чувств и внутренне и внешне. Или ещё он практикует наблюдение возникающих в чувствах факторов, или он практикует наблюдение исчезающих в чувствах факторов, или он практикует наблюдение и возникающих и исчезающих в чувствах факторов. Или ещё осознавание «есть чувство» просто устанавливается в нём настолько, насколько это необходимо для простого знания и осознавания. И он сохраняет независимость и нецепляние к чему бы то ни было в мире. Вот как, монахи, монах наблюдает чувства как чувства.

НАБЛЮДЕНИЕ УМА

34. Что значит, монахи, наблюдать ум как ум? Так, монахи, если ум монаха искажён вожделением, он понимает, что ум искажён вожделением, а если его ум не искажён вожделением, он понимает, что ум не искажён вожделением.

Если его ум искажён ненавистью, он понимает, что ум искажён ненавистью, а если его ум не искажён ненавистью, он понимает, что ум не искажён ненавистью.

Если его ум искажён заблуждением, он понимает, что ум искажён заблуждением, а если его ум не искажён заблуждением, он понимает, что ум не искажён заблуждением.

Если его ум сужен, он понимает, что ум сужен, а если его ум пребывает в смятении, он понимает, что ум пребывает в смятении.

Если его ум возвышен, он понимает, что ум возвышен, а если его ум не возвышен, он понимает, что ум не возвышен.

Если его ум вышел за пределы, он понимает, что ум вышел за пределы, а если его ум не вышел за пределы, он понимает, что ум не вышел за пределы.

Если его ум собран, он понимает, что ум собран, а если его ум не собран, он понимает, что ум не собран.

Если его ум освобождён, он понимает, что ум освобождён, а если его ум не освобождён, он понимает, что ум не освобождён.

ПОНИМАНИЕ

35. Таким образом он практикует наблюдение ума как ума внутренне, либо он практикует наблюдение ума как ума внешне, либо он практикует наблюдение ума как ума и внутренне и внешне. Или ещё он практикует наблюдение возникающих в уме факторов, или он практикует наблюдение исчезающих в уме факторов, или он практикует наблюдение и возникающих и исчезающих в уме факторов. Или ещё осознавание «есть ум» просто устанавливается в нём настолько, насколько это необходимо для простого знания и осознавания. И он сохраняет независимость и нецепляние к чему бы то ни было в мире. Вот как, монахи, монах наблюдает ум как ум.

НАБЛЮДЕНИЕ ОБЪЕКТОВ УМА

1. Пять препятствий

36. Что значит, монахи, наблюдать объекты ума как объекты ума? Так, монахи, монах наблюдает объекты ума как объекты ума с позиции пяти препятствий. Но что значит, монахи, наблюдать объекты ума как объекты ума с позиции пяти препятствий?

Так, монахи, при наличии внутри чувственного желания монах понимает: «Во мне есть чувственное желание», при отсутствии внутри чувственного желания он понимает: «Во мне нет чувственного желания»; и так же он понимает, как происходит возникновение чувственного желания, которого раньше не было, как происходит устранение ранее возникшего чувственного желания, а также то, как устранённое чувственное желание не возникает в будущем.

При наличии внутри недоброжелательности он понимает: «Во мне есть недоброжелательность», при отсутствии внутри недоброжелательности он понимает: «Во мне нет недоброжелательности»; и так же он понимает, как происходит возникновение ранее не существовавшей недоброжелательности и как происходит устранение ранее возникшей недоброжелательности, а также то, как устранённая недоброжелательность не возникает в будущем.

При наличии внутри сонливости и вялости он понимает: «Во мне есть сонливость и вялость», при отсутствии внутри сонливости и вялости он понимает: «Во мне нет сонливости и вялости»; и так же он понимает, как происходит возникновение ранее не существовавшей сонливости и вялости и как происходит устранение ранее возникшей сонливости и вялости, а также то, как устранённая сонливость и вялость не возникает в будущем.

При наличии внутри беспокойности и самоукорения он понимает: «Во мне есть беспокойность и самоукорение», при отсутствии внутри беспокойности и самоукорения он понимает: «Во мне нет беспокойности и самоукорения»; и так же он понимает, как происходит возникновение ранее не существовавшей беспокойности и самоукорения и как происходит устранение ранее возникшей беспокойности и самоукорения, а также то, как устранённая беспокойность и самоукорение не возникает в будущем.

При наличии внутри сомнения он понимает: «Во мне есть сомнение», при отсутствии внутри сомнения он понимает: «Во мне нет сомнения»; и так же он понимает, как происходит возникновение ранее не существовавшего сомнения и как происходит устранение ранее возникшего сомнения, а также то, как устранённое сомнение не возникает в будущем.

ПОНИМАНИЕ

37. Таким образом он практикует наблюдение объектов ума как объектов ума внутренне, либо он практикует наблюдение объектов ума как объектов ума внешне, либо он практикует наблюдение объектов ума как объектов ума и внутренне и внешне. Или ещё он практикует наблюдение в объектах ума природы их возникновения, или он практикует наблюдение в объектах ума природы их исчезновения, или он практикует в объектах ума и природы их возникновения и природы их исчезновения. Или ещё осознавание «есть объекты ума» просто устанавливается в нём настолько, насколько это необходимо для простого знания и осознавания. И он сохраняет независимость и нецепляние к чему бы то ни было в мире. Вот как, монахи, монах наблюдает объекты ума как объекты ума с позиции пяти препятствий.

2. Совокупности

38. Ещё, монахи, монах наблюдает объекты ума как объекты ума с позиции пяти совокупностей, искажённых цеплянием. Но что значит, монахи, наблюдать объекты ума как объекты ума с позиции пяти совокупностей, искажённых цеплянием?

Так, монахи, монах понимает: «Такова форма, таково её возникновение, таково её исчезновение; таково чувство, таково его возникновение, таково его исчезновение; таково восприятие, таково его возникновение, таково его исчезновение; такова активность, таково её возникновение, таково её исчезновение; таково сознание, таково его возникновение, таково его исчезновение».

39. Таким образом он практикует наблюдение объектов ума как объектов ума внутренне, либо он практикует наблюдение объектов ума как объектов ума внешне, либо он практикует наблюдение объектов ума как объектов ума и внутренне и внешне. Или ещё он практикует наблюдение в объектах ума природы их возникновения, или он практикует наблюдение в объектах ума природы их исчезновения, или он практикует в объектах ума и природы их возникновения и природы их исчезновения. Или ещё осознавание «есть объекты ума» просто устанавливается в нём настолько, насколько это необходимо для простого знания и осознавания. И он сохраняет независимость и нецепляние к чему бы то ни было в мире. Вот как, монахи, монах наблюдает объекты ума как объекты ума с позиции пяти совокупностей.

3. Шесть сфер

40. Ещё, монахи, монах наблюдает объекты ума как объекты ума с позиции шести внутренних и внешних сфер. Но что значит, монахи, наблюдать объекты ума как объекты ума с позиции шести внутренних и внешних сфер?

Так, монахи, монах понимает глаз, понимает формы, понимает оковы, возникающие в связи с ними; и так же он понимает, как происходит возникновение оков, которых раньше не было, как происходит устранение ранее возникших оков, а также то, как устранённые оковы не возникают в будущем.

Он понимает ухо, понимает звуки, понимает оковы, возникающие в связи с ними; и так же он понимает, как происходит возникновение оков, которых раньше не было, как происходит устранение ранее возникших оков, а также то, как устранённые оковы не возникают в будущем.

Он понимает нос, понимает запахи, понимает оковы, возникающие в связи с ними; и так же он понимает, как происходит возникновение оков, которых раньше не было, как происходит устранение ранее возникших оков, а также то, как устранённые оковы не возникают в будущем.

Он понимает язык, понимает вкусы, понимает оковы, возникающие в связи с ними; и так же он понимает, как происходит возникновение оков, которых раньше не было, как происходит устранение ранее возникших оков, а также то, как устранённые оковы не возникают в будущем.

Он понимает тело, понимает телесные ощущения, понимает оковы, возникающие в связи с ними; и так же он понимает, как происходит возникновение оков, которых раньше не было, как происходит устранение ранее возникших оков, а также то, как устранённые оковы не возникают в будущем.

Он понимает ум, понимает объекты ума, понимает оковы, возникающие в связи с ними; и так же он понимает, как происходит возникновение оков, которых раньше не было, как происходит устранение ранее возникших оков, а также то, как устранённые оковы не возникают в будущем.

41. Таким образом он практикует наблюдение объектов ума как объектов ума внутренне, либо он практикует наблюдение объектов ума как объектов ума внешне, либо он практикует наблюдение объектов ума как объектов ума и внутренне и внешне. Или ещё он практикует наблюдение в объектах ума природы их возникновения, или он практикует наблюдение в объектах ума природы их исчезновения, или он практикует в объектах ума и природы их возникновения и природы их исчезновения. Или ещё осознавание «есть объекты ума» просто устанавливается в нём настолько, насколько это необходимо для простого знания и осознавания. И он сохраняет независимость и нецепляние к чему бы то ни было в мире. Вот как, монахи, монах наблюдает объекты ума как объекты ума с позиции шести сфер.

4. Семь факторов просветления

42. Ещё, монахи, монах наблюдает объекты ума как объекты ума с позиции семи факторов просветления. Но что значит, монахи, наблюдать объекты ума как объекты ума с позиции семи факторов просветления?

Так, монахи, при наличии внутри фактора осознанности монах понимает: «Внутри меня есть фактор просветления «осознанность»», при отсутствии внутри фактора осознанности он понимает: «Внутри меня нет фактора просветления «осознанность»»; и так же он понимает, как происходит возникновение фактора осознанности, которого раньше не было, и как достигается его полное развитие.

При наличии внутри фактора исследования состояний монах понимает: «Внутри меня есть фактор просветления «исследование»», при отсутствии внутри фактора исследования состояний он понимает: «Внутри меня нет фактора просветления «исследование»»; и так же он понимает, как происходит возникновение фактора исследования состояний, которого раньше не было, и как достигается его полное развитие.

При наличии внутри фактора энергии монах понимает: «Внутри меня есть фактор просветления «энергия»», при отсутствии внутри фактора энергии он понимает: «Внутри меня нет фактора просветления «энергия»»; и так же он понимает, как происходит возникновение фактора энергии, которого раньше не было, и как достигается его полное развитие.

При наличии внутри фактора радости монах понимает: «Внутри меня есть фактор просветления «радость»», при отсутствии внутри фактора радости он понимает: «Внутри меня нет фактора просветления «радость»»; и так же он понимает, как происходит возникновение фактора радости, которого раньше не было, и как достигается его полное развитие.

При наличии внутри фактора безмятежности монах понимает: «Внутри меня есть фактор просветления «безмятежность»», при отсутствии внутри фактора безмятежности он понимает: «Внутри меня нет фактора просветления «безмятежность»»; и так же он понимает, как происходит возникновение фактора безмятежности, которого раньше не было, и как достигается его полное развитие.

При наличии внутри фактора собранности ума монах понимает: «Внутри меня есть фактор просветления «собранность ума»», при отсутствии внутри фактора собранности ума он понимает: «Внутри меня нет фактора просветления «собранность ума»»; и так же он понимает, как происходит возникновение фактора собранности ума, которого раньше не было, и как достигается его полное развитие.

При наличии внутри фактора спокойствия монах понимает: «Внутри меня есть фактор просветления «спокойствие»», при отсутствии внутри фактора спокойствия он понимает: «Внутри меня нет фактора просветления «спокойствие»»; и так же он понимает, как происходит возникновение фактора спокойствия, которого раньше не было, и как достигается его полное развитие.

43. Таким образом он практикует наблюдение объектов ума как объектов ума внутренне, либо он практикует наблюдение объектов ума как объектов ума внешне, либо он практикует наблюдение объектов ума как объектов ума и внутренне и внешне. Или ещё он практикует наблюдение в объектах ума природы их возникновения, или он практикует наблюдение в объектах ума природы их исчезновения, или он практикует в объектах ума и природы их возникновения и природы их исчезновения. Или ещё осознавание «есть объекты ума» просто устанавливается в нём настолько, насколько это необходимо для простого знания и осознавания. И он сохраняет независимость и нецепляние к чему бы то ни было в мире. Вот как, монахи, монах наблюдает объекты ума как объекты ума с позиции семи факторов просветления.

5. Четыре Благородные Истины

44. Ещё, монахи, монах наблюдает объекты ума как объекты ума с позиции Четырёх Благородных Истин. Но что значит, монахи, наблюдать объекты ума как объекты ума с позиции Четырёх Благородных Истин?

Так, монахи, монах понимает, как оно есть: «Это страдание»; понимает, как оно есть: «Это источник страдания»; понимает, как оно есть: «Это прекращение страдания»; понимает, как оно есть: «Это путь, ведущий к прекращению страдания».

ПОНИМАНИЕ

45. Таким образом он практикует наблюдение объектов ума как объектов ума внутренне, либо он практикует наблюдение объектов ума как объектов ума внешне, либо он практикует наблюдение объектов ума как объектов ума и внутренне и внешне. Или ещё он практикует наблюдение в объектах ума природы их возникновения, или он практикует наблюдение в объектах ума природы их исчезновения, или он практикует в объектах ума и природы их возникновения и природы их исчезновения. Или ещё осознавание «есть объекты ума» просто устанавливается в нём настолько, насколько это необходимо для простого знания и осознавания. И он сохраняет независимость и нецепляние к чему бы то ни было в мире. Вот как, монахи, монах наблюдает объекты ума как объекты ума с позиции Четырёх Благородных Истин.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

46. Монахи, кто бы ни развивал эти четыре опоры осознанности в течение семи лет, можно ожидать для него один из двух плодов: конечное знание здесь и сейчас либо, если остался след цепляния, анагами.

Да что там семь лет, монахи. Кто бы ни развивал эти четыре опоры осознанности в течение шести лет, можно ожидать для него один из двух плодов: конечное знание здесь и сейчас либо, если остался след цепляния, анагами.

Да что там шесть лет, монахи. Кто бы ни развивал эти четыре опоры осознанности в течение пяти лет, можно ожидать для него один из двух плодов: конечное знание здесь и сейчас либо, если остался след цепляния, анагами.

Да что там пять лет, монахи. Кто бы ни развивал эти четыре опоры осознанности в течение четырёх лет, можно ожидать для него один из двух плодов: конечное знание здесь и сейчас либо, если остался след цепляния, анагами.

Да что там четыре года, монахи. Кто бы ни развивал эти четыре опоры осознанности в течение трёх лет, можно ожидать для него один из двух плодов: конечное знание здесь и сейчас либо, если остался след цепляния, анагами.

Да что там три года, монахи. Кто бы ни развивал эти четыре опоры осознанности в течение двух лет, можно ожидать для него один из двух плодов: конечное знание здесь и сейчас либо, если остался след цепляния, анагами.

Да что там два года, монахи. Кто бы ни развивал эти четыре опоры осознанности в течение одного года, можно ожидать для него один из двух плодов: конечное знание здесь и сейчас либо, если остался след цепляния, анагами.

Да что там год, монахи. Кто бы ни развивал эти четыре опоры осознанности в течение семи месяцев, можно ожидать для него один из двух плодов: конечное знание здесь и сейчас либо, если остался след цепляния, анагами.

Да что там семь месяцев, монахи. Кто бы ни развивал эти четыре опоры осознанности в течение шести месяцев, можно ожидать для него один из двух плодов: конечное знание здесь и сейчас либо, если остался след цепляния, анагами.

Да что там шесть месяцев, монахи. Кто бы ни развивал эти четыре опоры осознанности в течение пяти месяцев, можно ожидать для него один из двух плодов: конечное знание здесь и сейчас либо, если остался след цепляния, анагами.

Да что там пять месяцев, монахи. Кто бы ни развивал эти четыре опоры осознанности в течение четырёх месяцев, можно ожидать для него один из двух плодов: конечное знание здесь и сейчас либо, если остался след цепляния, анагами.

Да что там четыре месяца, монахи. Кто бы ни развивал эти четыре опоры осознанности в течение трёх месяцев, можно ожидать для него один из двух плодов: конечное знание здесь и сейчас либо, если остался след цепляния, анагами.

Да что там три месяца, монахи. Кто бы ни развивал эти четыре опоры осознанности в течение двух месяцев, можно ожидать для него один из двух плодов: конечное знание здесь и сейчас либо, если остался след цепляния, анагами.

Да что там два месяца, монахи. Кто бы ни развивал эти четыре опоры осознанности в течение одного месяца, можно ожидать для него один из двух плодов: конечное знание здесь и сейчас либо, если остался след цепляния, анагами.

Да что там месяц, монахи. Кто бы ни развивал эти четыре опоры осознанности в течение полумесяца, можно ожидать для него один из двух плодов: конечное знание здесь и сейчас либо, если остался след цепляния, анагами.

Да что там полмесяца, монахи. Кто бы ни развивал эти четыре опоры осознанности в течение семи дней, можно ожидать для него один из двух плодов: конечное знание здесь и сейчас либо, если остался след цепляния, анагами.

47. Потому-то и было сказано: «Четыре опоры осознанности — это прямой путь, дающий существам очищение, полное преодоление горя и стенаний, успокоение боли и печали, знание правильного метода, переживание ниббаны»».

Так молвил Благословенный, и монахи возрадовались его словам.