Маджхима Никая 23
Муравейник

Адаптированная версия сутты МН 23

Однажды ночью на монаха по имени Кумара Кассапа низошло видение: некий небожитель, прекрасный обликом, осветив всю Рощу Слепых, где Кумара Кассапа тогда находился, подошёл к Кумаре Кассапе, встал неподалёку и произнёс:

«Монах, этот муравейник дымится ночью и полыхает днём.

Так говорил брамин: «Рой ножом, о мудрец». Роя ножом, мудрец увидел засов. «Засов, о почтенный».

Так говорил брамин: «Отбрось засов. Рой ножом, о мудрец». Роя ножом, мудрец увидел жабу. «Жаба, о почтенный».

Так говорил брамин: «Отбрось жабу. Рой ножом, о мудрец». Роя ножом, мудрец увидел рогатину. «Рогатина, о почтенный».

Так говорил брамин: «Отбрось рогатину. Рой ножом, о мудрец». Роя ножом, мудрец увидел сито. «Сито, о почтенный».

Так говорил брамин: «Отбрось сито. Рой ножом, о мудрец». Роя ножом, мудрец увидел черепаху. «Черепаха, о почтенный».

Так говорил брамин: «Отбрось черепаху. Рой ножом, о мудрец». Роя ножом, мудрец увидел топор и колоду. «Топор и колода, о почтенный».

Так говорил брамин: «Отбрось топор и колоду. Рой ножом, о мудрец». Роя ножом, мудрец увидел кусок мяса. «Кусок мяса, о почтенный».

Так говорил брамин: «Отбрось кусок мяса. Рой ножом, о мудрец». Роя ножом, мудрец увидел Нага-змея. «Наг-змей, о почтенный».

Так говорил брамин: «Оставь Нага-змея. Не причиняй вреда Нагу-змею. Почитай Нага-змея».

Монах, тебе следует пойти к Учителю и спросить его об этой загадке. Только Татхагата сможет объяснить её смысл».

Сказав так, небожитель исчез.

И когда ночь подошла к концу, Кумара Кассапа отправился к Учителю и рассказал ему обо всём, что произошло, попросив его разъяснить смысл этой загадки.

Учитель ответил:

«Монах, муравейник ― это обозначение этого самого тела, созданного из формы, состоящей из четырёх великих элементов, порождённое отцом и матерью, выстроенное из варёного риса и каши, подверженное непостоянству, износу, стиранию, распаду и разложению.

«Ночное дымление» это то, над чем человек размышляет и то, что он обдумывает ночью, основываясь на собственных поступках, совершённых во время дня.

«Полыхание днём» это поступки, которые человек осуществляет в течение дня телом, речью и умом после размышления и обдумывания ночью.

«Брамин» ― это обозначение Татхагаты. «Мудрец» ― это обозначение монаха, осуществляющего высшую тренировку. «Нож» ― это обозначение благородной мудрости. «Рытьё» ― это обозначение усердия.

«Засов» ― это обозначение неведения.

«Жаба» ― это обозначение злобы и раздражительности.

«Рогатина» ― это обозначение сомнения.

«Сито» ― это обозначение пяти помех, а именно: помехи чувственного желания, помехи недоброжелательности, помехи лени и апатии, помехи неугомонности и сожаления, помехи сомнения.

«Черепаха» ― это обозначение пяти совокупностей, искажённых цеплянием, а именно: формы, чувства, распознавания, активности, сознания.

«Топор и колода» ― это обозначение пяти каналов чувственного удовольствия. То есть это приятные объекты, вызывающие желание, вожделение, страсть – видимые, слышимые, обоняемые, ощущаемые языком или телом.

«Кусок мяса» ― это обозначение наслаждения и страсти.

«Наг-змей» ― это обозначение монаха, который уничтожил помрачения.

Таково значение этой загадки».

Медитируя над смыслом этого видения, Достопочтенный Кумара Кассапа в итоге стал арахантом. Это явившееся Кумаре Кассапе божество в прошлой жизни, при Будде Кассапе, было товарищем Кумары по святой жизни, который достиг степени анагами. В этой жизни он явился, чтобы помочь другу.