Кхуддака Никая
Удана 6.4
Титтха Сутта
Приверженцы разных учений

Так я слышал. Однажды Благословенный пребывал близ Саваттхи в Роще Джеты что в парке Анатхапиндики. В то время в окрестностях Саваттхи жило множество отшельников, браминов, странников из различных учений. Их воззрения, вера, мнения различались, и они полагались на свои воззрения. Были среди них те, кто провозглашал такое воззрение: «Мир вечен; лишь это – истина, остальные воззрения ложны.» Были среди них те, кто провозглашал такое воззрение: «Мир не вечен; лишь это – истина, остальные воззрения ложны.» Были среди них те, кто провозглашал: «Мир конечен… Мир бесконечен… Душа и тело это одно… Душа и тело это разное… Татхагата существует после смерти… Татхагата не существует после смерти… Татхагата и существует и не существует после смерти; Татхагата ни существует, ни не существует после смерти; лишь это – истина, остальные воззрения ложны.» И они жили неспокойно, в постоянных спорах и препирательствах, раня друг друга стрелами слов, говоря: «Дхамма такова, а не такова! Дхамма не такова, а такова!»

И вот некоторое число монахов, одевшись и взяв чаши для подаяния и внешнее одеяние, вошли в Саваттхи для сбора подаяний. Походив по Саваттхи и собрав подаяния, они вернулись и после принятия пищи подошли к Благословенному, поклонились ему и сели рядом, сказав:

«Сейчас, Достопочтенный, в окрестностях Саваттхи живёт множество отшельников, браминов, странников из различных учений. Их воззрения, вера, мнения различались, и они полагались на свои воззрения. Есть среди них те, кто провозглашает такое воззрение: «Мир вечен; лишь это – истина, остальные воззрения ложны.» Есть среди них те, кто провозглашает такое воззрение: «Мир не вечен; лишь это – истина, остальные воззрения ложны.» Есть среди них те, кто провозглашает: «Мир конечен… Мир бесконечен… Душа и тело это одно… Душа и тело это разное… Татхагата существует после смерти… Татхагата не существует после смерти… Татхагата и существует и не существует после смерти; Татхагата ни существует, ни не существует после смерти; лишь это – истина, остальные воззрения ложны.» И они живут неспокойно, в постоянных спорах и препирательствах, раня друг друга стрелами слов, говоря: «Дхамма такова, а не такова! Дхамма не такова, а такова!»»

[На это Благословенный сказал:]

«Странники, придерживающиеся других учений, монахи, слепы, они не видят. Они не знают что полезно, а что вредоносно. Они не знают, что есть Дхамма, они не знают, что не есть Дхамма. Не зная, что полезно, а что вредоносно, что есть Дхамма и что не есть Дхамма, они живут неспокойно, в постоянных спорах и препирательствах, раня друг друга стрелами слов, говоря: «Дхамма такова, а не такова! Дхамма не такова, а такова!»

Раньше, монахи, жил да был некий царь в этом самом Саваттхи. И вот тот царь обратился к слуге: «Ну же, мой добрый слуга, собери вместе всех слепых от рождения жителей Саваттхи.»

«Да, ваше величество,» – ответил слуга. Он собрал вместе всех слепых от рождения жителей Саваттхи и доложил об этом царю: «Все слепые люди из Саваттхи собраны вместе, ваше величество.»

«А теперь, мой слуга, покажи этим слепым людям слона.»

«Слушаю и повинуюсь, ваше величество», — ответил слуга и показал слона слепым людям, сказав им: «Вот, слепые люди, это слон.»

Некоторым из них он показал голову слона, говоря – «Это слон». Другим он показал ухо слона, говоря – «Это слон». Другим он показал бивень… хобот… туловище… ноги… круп… хвост… кисточку на конце хвоста, говоря – «Это слон».

Затем, монахи, слуга, показав слона слепым людям, вернулся к царю и доложил: «Слепые люди ознакомились со слоном, ваше величество. Что вам будет угодно сделать теперь?» Тогда царь пришёл к этим слепым людям и сказал: «Вам показали слона?»

«Да, ваше величество, нам показали слона».

«Расскажите мне, слепые люди, каков слон?»

И те слепые люди, которым показали голову слона, ответили: «Слон, ваше величество, очень похож на кувшин для воды». Те слепые люди, которым показали ухо слона, ответили: «Слон, ваше величество, похож на опахало.» Те слепые люди, которым показали бивень, ответили: «Слон, ваше величество, похож на плужный лемех». Те слепые люди, которым показали хобот, ответили: «Слон, ваше величество, похож на плуг». Те слепые люди, которым показали туловище, ответили: «Слон, ваше величество, похож на сундук». Те слепые люди, которым показали ноги, ответили: «Слон, ваше величество, похож на столб». Те слепые люди, которым показали круп, ответили: «Слон, ваше величество, похож на ступу». Те слепые люди, которым показали хвост, ответили: «Слон, ваше величество, похож на пест». Те слепые люди, которым показали кисточку на конце хвоста, ответили: «Слон, ваше величество, похож на щётку».

И вот, крича – «Слон таков, а не таков! Слон не таков, а таков!» Эти слепые люди подрались между собой. Король же потешался над ними.

Точно так же и эти странники, придерживающиеся других учений, монахи, слепы, они не видят. Они не знают что полезно, а что вредоносно. Они не знаю, что есть Дхамма, они не знают, что не есть Дхамма. Не зная, что полезно, а что вредоносно, что есть Дхамма и что не есть Дхамма, они живут неспокойно, в постоянных спорах и препирательствах, раня друг друга стрелами слов, говоря: «Дхамма такова, а не такова! Дхамма не такова, а такова!»»

Затем Благословенный изрёк следующие строфы, ведомый вдохновением:

«Есть те, кто зовутся странниками и браминами,
Но они глубоко увязли в своих мнениях;
Те, кто видят лишь часть явления,
Погрязают в спорах и ссорах.»