Ангуттара Никая 9.27
Патхамавера Сутта
Опасности и угрозы (I)

Однажды мирянин Анатхапиндика подошёл к Благословенному, поклонился ему и сел рядом. Благословенный сказал ему: «Мирянин, когда ученик Благородных устранил пять опасностей и угроз, и когда он обладает четырьмя факторами вступления в поток, то тогда, если он хочет, он может заявить о себе: «Я больше не окажусь в аду, в животном состоянии, в состоянии голодного духа. Я больше не окажусь в местах лишений, в плохих местах, в нижних мирах. Я – сотапанна! Я свободен от перерождения в нижних мирах, пробуждение – мой удел».

Какие же пять опасностей и угроз он устранил? Мирянин, (1) тот, кто убивает живых существ, создаёт опасность и угрозу и для этой жизни и для жизни грядущей, и испытывает умственную боль и печаль. Тот же, кто воздерживается от убийства живых существ, не создаёт опасности и угрозы для этой жизни и для жизни грядущей, и не испытывает связанной с этим умственной боли и печали. Так что эта опасность и угроза устранена для того, кто воздерживается от убийства живых существ.

(2) Тот, кто присваивает то, что ему не было дано, создаёт опасность и угрозу и для этой жизни и для жизни грядущей, и испытывает умственную боль и печаль. Тот же, кто воздерживается от присвоения того, что ему не было дано, не создаёт опасности и угрозы для этой жизни и для жизни грядущей, и не испытывает связанной с этим умственной боли и печали. Так что эта опасность и угроза устранена для того, кто воздерживается от присвоения того, что ему не было дано.

(3) Тот, кто допускает вредоносное сексуальное поведение, создаёт опасность и угрозу и для этой жизни и для жизни грядущей, и испытывает умственную боль и печаль. Тот же, кто воздерживается от вредоносного сексуального поведения, не создаёт опасности и угрозы для этой жизни и для жизни грядущей, и не испытывает связанной с этим умственной боли и печали. Так что эта опасность и угроза устранена для того, кто воздерживается от вредоносного сексуального поведения.

(4) Тот, кто говорит ложь, создаёт опасность и угрозу и для этой жизни и для жизни грядущей, и испытывает умственную боль и печаль. Тот же, кто воздерживается от лжи, не создаёт опасности и угрозы для этой жизни и для жизни грядущей, и не испытывает связанной с этим умственной боли и печали. Так что эта опасность и угроза устранена для того, кто воздерживается от лжи.

(5) Тот, кто употребляет спиртное и другие опьяняющие вещества, приводящие к небрежности, создаёт опасность и угрозу и для этой жизни и для жизни грядущей, и испытывает умственную боль и печаль. Тот же, кто воздерживается от употребления спиртного и других опьяняющих веществ, приводящих к небрежности, не создаёт опасности и угрозы для этой жизни и для жизни грядущей, и не испытывает связанной с этим умственной боли и печали. Так что эта опасность и угроза устранена для того, кто воздерживается от употребления спиртного и других опьяняющих веществ, приводящих к небрежности.

Таковы пять опасностей и угроз, которые он устранил.

Какими же четырьмя факторами вступления в поток он обладает?

(6) Ученик Благородных обладает основанной на собственном опыте уверенностью в Будде: «Благословенный исполнен блага, полностью просветлён, совершенен в истинном знании и в поведении, возвышен, знаток миров, несравненный предводитель смиренных, учитель богов и людей, пробуждённый, благословенный».

(7) Он обладает основанной на собственном опыте уверенностью в Дхамме: «Дхамма превосходно разъяснена Благословенным, видимая здесь и сейчас, немедленно эффективная, призывающая не верить слепо, а проверить её, ведущая вперёд, познаваемая мудрым на своём опыте».

(8) Он обладает основанной на собственном опыте уверенностью в Сангхе: «Сангха учеников Благословенного, практикующих добрый путь, практикующих прямой путь, практикующих истинный путь, практикующих эффективный путь, то есть четыре пары или восемь типов людей; эта Сангха учеников Благословенного достойна даров, достойна гостеприимства, достойна подношений, достойна уважения, несравненный источник блага для мира».

(9) Он наделён нравственным поведением, которое дорого Благородным: прочным, цельным, незапятнанным, освобождающим, восхваляемым мудрецами, чистым, ведущим к собранности ума.

Таковы четыре фактора вступления в поток, которыми он обладает.

Мирянин, когда ученик Благородных устранил эти пять опасностей и угроз, и когда он обладает этими четырьмя факторами вступления в поток, то тогда, если он хочет, он может заявить о себе: «Я больше не окажусь в аду, в животном состоянии, в состоянии голодного духа. Я больше не окажусь в местах лишений, в плохих местах, в нижних мирах. Я – сотапанна! Я свободен от перерождения в нижних мирах, пробуждение – мой удел».»