Ангуттара Никая 7.63
Бхарийя Сутта
Жёны

Однажды Благословенный пребывал близ Саваттхи в саду Джеты что в парке Анатхапиндики. И вот, утром, Благословенный оделся, взял чашу и одеяние, и отправился в дом мирянина Анатхапиндики, где сел на подготовленное для него сиденье.

В доме Анатхапиндики были слышны крики и гвалт. Мирянин Анатхапиндика подошёл к Благословенному, поклонился ему, и сел рядом. Благословенный сказал ему:

«Мирянин, что это за шум и гвалт? Кажется, будто рыбаки тянут рыбу».

«Это моя невестка Суджата. Она пришла к нам из богатой семьи. Она не слушается своего свёкра, своей свекрови, своего мужа. Она даже тебя, Благословенный, не чтит, не ценит, не уважает, не почитает».

Тогда Благословенный обратился к Суджате: «Подойди, Суджата».

«Да, Господин», — ответила она, подошла к Благословенному, поклонилась ему, и села рядом. Благословенный сказал ей:

«Суджата, есть семь видов жён, а именно:

  1. Жена-убийца,
  2. Жена-вор,
  3. Жена-тиран,
  4. Жена-мать,
  5. Жена-сестра,
  6. Жена-друг,
  7. Жена-рабыня.

Итак, Суджата, есть семь видов жён. Которая из них ты?»

«Господин, я не понимаю, что именно ты имеешь в виду. Пожалуйста, Благословенный, разъясни подробнее смысл этой Дхаммы».

«Тогда, Суджата, слушай внимательно. Я буду говорить».

«Да, Господин», — ответила она. Благословенный сказал:

«С умом, полным ненависти, без следа доброты,
К другим она испытывает похоть, а мужа презирает.
Того, кто обеспечивает жизнь ей, она убить желает.
Жена такая именуется «женой-убийцей».

Вот муж приобретает состоянье –
Торговлей, ремеслом или трудом на поле,
И даже если состоянье это мало – она присвоить его хочет.
Жену такую «женой-вором» называют.

Ленива, ненасытна, трудиться не желает,
Груба, сердита, в речах несдержанна,
Помыкает она мужем, хоть он с рассветом уж в работе:
Жена такого рода зовётся «женой-тираном».

А вот жена всегда заботлива, добра,
Хранит супруга словно собственного сына,
Оберегает накопления семьи, что заработал муж:
Жену такую величают «женою-матерью».

Бывает и такое, что жена о муже мнения высокого,
Как если бы она была сестрою его младшей.
Честна она и делает что скажет муж:
Жена такого рода – то «жена-сестра».

А вот жена, что рада мужу,
Как дорогому другу после длительной разлуки,
Воспитана, верна и добродетельна:
Жена такая это «жена-друг».

Или бывает что жена не сердится,
Когда ей палкой даже угрожают,
Без гнева терпит всё от мужа,
И делает что скажет он:
Жена такая называется «женой-рабыней».

И все те жёны, названы что здесь
Убийцей, вором и тираном –
Безнравственны, грубы, без уважения к другим –
С распадом тела ад их ожидает.

Но все те жёны, названы что здесь
Женою-матерью, сестрою, другом иль рабыней –
Кто в добродетели устойчив, воздержан кто в страстях,
С распадом тела в мир небесный попадают.

Итак, Суджата, есть семь видов жён. Которая же из них ты?»

«Господин, с этого дня и далее, пожалуйста, запомни меня как жену-рабыню».