Ангуттара Никая 4.80
Камбоджа Сутта
Дальние страны*

Как-то Благословенный находился близ Косамби в Парке Гхоситы. Тогда Достопочтенный Ананда подошёл к Благословенному, поклонился, сел рядом и обратился к нему:

«Учитель, почему женщины не участвуют в собраниях, не руководят, не торгуют с дальними странами?»

«Ананда, женщины раздражительны, женщины завистливы, женщины скупы, женщины не руководствуются разумом. Поэтому женщины не участвуют в собраниях, не руководят, не торгуют с дальними странами».


*Одна из немногих сутт, которые с высокой степенью вероятности являются позднейшими вставками. В данном случае предпосылки к этому выводу следующие: 1. Сама форма сутты отличается от большинства других. 2. Смысл сутты сводится, по сути, к легитимизации существующего социального положения женщины, в основе своей — вытекающего из традиционной ведической культуры, что крайне не характерно для Будды. 3. Будда нигде в основных текстах не даёт женщинам уничижительных характеристих, а среди его учениц были те, кто достиг высочайших уровней постижения. 4. Нехарактерное для Будды необоснованное обобщение, тогда как обычно он очень тщательно соблюдает принципы корректности суждений.

С другой стороны, Будда отнюдь не игнорировал разницу между полами, учитывая их психо-физические особенности и разницу в социальном положении.

Так или иначе, весьма похоже, что данная сутта, на ряду с некоторыми другими, является продуктом ползучих попыток традиционной индийской культуры отвоевать подорванные Буддой позиции. Другой такой темой, например, являются иногда появляющиеся пассажи, в которых Будда жёстко трактует причинно-следственные кармические связи. По типу: если тебе в этой жизни не везёт, значит в прошлой жизни ты обидел святого человека. Подобные представления — сугубо брахманистская особенность, и Будда систематически возражал против такой трактовки каммы.