Ангуттара Никая 4.41
Самадхибхавана Сутта
Развитие собранности ума

Благословенный сказал: «Монахи, есть четыре развития собранности ума, а именно:

Есть развитие собранности ума, ведущее к приятному пребыванию. Есть развитие собранности ума, ведущее к обретению совершенного знания. Есть развитие собранности ума, ведущее к постижению через осознанность. Есть развитие собранности ума, ведущее к угасанию.

(1) И каково, монахи, развитие собранности ума, ведущее к приятному пребыванию?

Вот, будучи отстранённым от чувственных удовольствий, отстранённым от нездоровых состояний ума, монах входит в первую джхану и пребывает в ней, что сопровождается думанием об объекте медитации и удержанием внимания на нём, а также радостью и довольством, которые возникли из-за этой отстранённости.

Далее, с угасанием думания об объекте медитации и удержания внимания на нём монах входит во вторую джхану и пребывает в ней, в которой наличествуют внутренняя уверенность и единение ума, отсутствуют думание и удержание, но есть радость и довольство, которые возникли посредством собранности ума.

Далее, с угасанием радости монах пребывает спокойным, осознанным, бдительным и ощущает довольство в теле. Он входит в третью джхану и пребывает в ней, о которой Благородные говорят так: «Он спокоен, осознан, пребывает в довольстве».

Далее, с оставлением удовольствия и боли, равно как и с предыдущим угасанием радости и недовольства, монах входит в четвёртую джхану и пребывает в ней, которая ни-приятна-ни-болезненна, характерна чистейшей осознанностью, возникающей благодаря спокойствию.

Это называется развитием собранности ума, которое ведёт к приятному пребыванию.

(2) И каково развитие собранности ума, которое ведёт к обретению совершенного знания?

Вот монах памятует о свете, фиксирует своё внимание на сиянии – как днём, так и ночью; как ночью, так и днём. Вот так, направляясь к чистоте, он развивает бескрайний сияющий ум.

Это называется развитием собранности ума, ведущим к обретению совершенного знания.

(3) И каково развитие собранности ума, ведущее к постижению через осознанность?

Вот монах:

  • Различает возникновение чувства, различает, как оно поддерживается, как они исчезает.
  • Различает возникновение восприятия, различает, как оно поддерживается, как оно исчезает.
  • Различает возникновение мысли, различает, как она поддерживается, как она исчезает.

Это называется развитием собранности ума, ведущим к постижению через осознанность.

(4) И каково развитие собранности ума, ведущее к угасанию?

Вот монах наблюдает появление и исчезновение пяти совокупностей, искажённых цеплянием:

  • «Такова форма, таково её происхождение, так она уходит;
  • Таково чувство, таково его происхождение, так оно уходит;
  • Таково восприятие, таково его происхождение, так оно уходит;
  • Такова активность, таково её происхождение, так она уходит;
  • Таково сознание, таково его происхождение, так оно уходит».

Это называется развитием собранности ума, ведущим к угасанию.

Таковы четыре развития собранности ума. Именно в отношении этого в «Пути за пределы», в «Вопросах Пуннаки» мною было сказано:

«Того, кто познал вершины и низины мира,
Ничто в этом мире не может затронуть.
Спокойный, незамутнённый,
Ничем не обеспокоенный, не нуждаясь в надеждах,
Он пересёк рождение и старость, говорю я.»