Ангуттара Никая 4.180
Махападеса Сутта
Великие ссылки

Однажды Благословенный пребывал близ города Бхога у мавзолея Ананды. Там Благословенный обратился к монахам: «Монахи!»

«Учитель!» — отвечали монахи. Благословенный сказал:

«Монахи, я научу вас четырём великим ссылкам. Слушайте меня внимательно».

«Да, Учитель» — отвечали монахи. Благословенный сказал:

«О каких четырёх великих ссылках идёт речь, монахи?

(1) Например, некий монах говорит: «Друзья, вот что я услышал и выучил от самого Будды: «Дхамма – такая-то, Виная – такая-то. Таковы наставления Благословенного». Вам не следует ни принимать, ни отвергать слова этого монаха. Вместо этого, вам следует точно запомнить их, и затем свериться с Суттами и Винаей, проверяя, есть ли эти слова там. Если при такой проверке окажется, что их нет ни в Суттах, ни в Винае, то вам следует сделать вывод: «Ясно, что это не слова Благословенного, совершенного, полностью пробуждённого Будды. То, что запомнил этот монах – не точно». И тогда вам следует отбросить сказанное.

Но представим другого монаха, который говорит: «Друзья, вот что я услышал и выучил от самого Будды: «Дхамма – такая-то, Виная – такая-то. Таковы наставления Благословенного». Вам не следует ни принимать, ни отвергать слова этого монаха. Вместо этого, вам следует точно запомнить их, и затем свериться с Суттами и Винаей, проверяя, есть ли эти слова там. Если при такой проверке окажется, что эти слова есть в Суттах и в Винае, то вам следует сделать вывод: «Ясно, что это слова Благословенного, совершенного, полностью пробуждённого Будды. То, что запомнил этот монах – точно». И тогда вам следует запомнить сказанное. Такова первая великая ссылка.

(2) Далее, представим, что некий монах говорит: «Друзья, в таком-то и таком-то монастыре бытует Сангха, в которой есть старшие и авторитетные монахи. Вот что я услышал и выучил от той Сангхи: «Дхамма – такая-то, Виная – такая-то. Таковы наставления Благословенного». Вам не следует ни принимать, ни отвергать слова этого монаха. Вместо этого, вам следует точно запомнить их, и затем свериться с Суттами и Винаей, проверяя, есть ли эти слова там. Если при такой проверке окажется, что их нет ни в Суттах, ни в Винае, то вам следует сделать вывод: «Ясно, что это не слова Благословенного, совершенного, полностью пробуждённого Будды. То, что запомнила та Сангха – не точно». И тогда вам следует отбросить сказанное.

Но представим другого монаха, который говорит: «Друзья, в таком-то и таком-то монастыре бытует Сангха, в которой есть старшие и авторитетные монахи. Вот что я услышал и выучил от той Сангхи: «Дхамма – такая-то, Виная – такая-то. Таковы наставления Благословенного». Вам не следует ни принимать, ни отвергать слова этого монаха. Вместо этого, вам следует точно запомнить их, и затем свериться с Суттами и Винаей, проверяя, есть ли эти слова там. Если при такой проверке окажется, что эти слова есть в Суттах и в Винае, то вам следует сделать вывод: «Ясно, что это слова Благословенного, совершенного, полностью пробуждённого Будды. То, что запомнила та Сангха – точно». И тогда вам следует запомнить сказанное. Такова вторая великая ссылка.

(3) Далее, представим, что некий монах говорит: «Друзья, в таком-то и таком-то монастыре есть несколько старших монахов, чрезвычайно учёных, сведущих в текстах, помнящих наставления, тексты по монашеской практике и доктрине. Вот что я услышал и выучил от тех старших монахов: «Дхамма – такая-то, Виная – такая-то. Таковы наставления Благословенного». Вам не следует ни принимать, ни отвергать слова этого монаха. Вместо этого, вам следует точно запомнить их, и затем свериться с Суттами и Винаей, проверяя, есть ли эти слова там. Если при такой проверке окажется, что их нет ни в Суттах, ни в Винае, то вам следует сделать вывод: «Ясно, что это не слова Благословенного, совершенного, полностью пробуждённого Будды. То, что запомнили те старшие монахи – не точно». И тогда вам следует отбросить сказанное.

Но представим другого монаха, который говорит: «Друзья, в таком-то и таком-то монастыре есть несколько старших монахов, чрезвычайно учёных, сведущих в текстах, помнящих наставления, тексты по монашеской практике и доктрине. Вот что я услышал и выучил от тех старших монахов: «Дхамма – такая-то, Виная – такая-то. Таковы наставления Благословенного». Вам не следует ни принимать, ни отвергать слова этого монаха. Вместо этого, вам следует точно запомнить их, и затем свериться с Суттами и Винаей, проверяя, есть ли эти слова там. Если при такой проверке окажется, что эти слова есть в Суттах и в Винае, то вам следует сделать вывод: «Ясно, что это слова Благословенного, совершенного, полностью пробуждённого Будды. То, что запомнили те старшие монахи – точно». И тогда вам следует запомнить сказанное. Такова третья великая ссылка.

(4) Далее, представим, что некий монах говорит: «Друзья, в таком-то и таком-то монастыре есть один старший монах, чрезвычайно учёный, сведущий в текстах, помнящий наставления, тексты по монашеской практике и доктрине. Вот что я услышал и выучил от того старшего монаха: «Дхамма – такая-то, Виная – такая-то. Таковы наставления Благословенного». Вам не следует ни принимать, ни отвергать слова этого монаха. Вместо этого, вам следует точно запомнить их, и затем свериться с Суттами и Винаей, проверяя, есть ли эти слова там. Если при такой проверке окажется, что их нет ни в Суттах, ни в Винае, то вам следует сделать вывод: «Ясно, что это не слова Благословенного, совершенного, полностью пробуждённого Будды. То, что запомнил тот старший монах – не точно». И тогда вам следует отбросить сказанное.

Но представим другого монаха, который говорит: «Друзья, в таком-то и таком-то монастыре есть один старший монах, чрезвычайно учёный, сведущий в текстах, помнящий наставления, тексты по монашеской практике и доктрине. Вот что я услышал и выучил от того старшего монаха: «Дхамма – такая-то, Виная – такая-то. Таковы наставления Благословенного». Вам не следует ни принимать, ни отвергать слова этого монаха. Вместо этого, вам следует точно запомнить их, и затем свериться с Суттами и Винаей, проверяя, есть ли эти слова там. Если при такой проверке окажется, что эти слова есть в Суттах и в Винае, то вам следует сделать вывод: «Ясно, что это слова Благословенного, совершенного, полностью пробуждённого Будды. То, что запомнил тот старший монах – точно». И тогда вам следует запомнить сказанное. Такова четвёртая великая ссылка. И таковы четыре великие ссылки».