Ангуттара Никая 4.111
Кеси Сутта
С Кеси

Как-то раз объездчик лошадей Кеси отправился к Благословенному и, по прибытии, поклонившись ему, сел рядом. Затем Благословенный обратился к нему: «Кеси, ты специально учился объезжать диких лошадей. Как именно ты это делаешь?»

«Господин, я приручаю дикую лошадь иногда с мягкостью, иногда с жёсткостью, иногда и с мягкостью и с жёсткостью».

«А если приручаемая лошадь не поддаётся ни мягкому, ни жёсткому, ни мягкому и жёсткому подходу, что ты тогда делаешь?»

«Если приручаемая лошадь не поддаётся ни мягкому, ни жёсткому, ни мягкому и жёсткому подходу, Господин, то тогда я убиваю её. Почему? [Потому что так меня научили.] Пусть это не будет позором для линии моих учителей. Но ты, Благословенный, – непревзойдённый учитель приручаемых людей. Как ты обучаешь приручаемых людей?»

«Кеси, я обучаю приручаемого человека иногда с мягкостью, иногда с жёсткостью, иногда и с мягкостью и с жёсткостью.

Используя мягкий подход, я обучаю так: «Таково благотворное телесное поведение. Таковы результаты благотворного телесного поведения. Таково благотворное словесное поведение. Таковы результаты благотворного словесного поведения. Таково благотворное умственное поведение. Таковы результаты благотворного умственного поведения. Таковы небожители. Таковы люди.»

Используя жёсткий подход, я обучаю так: «Таково неблаготворное телесное поведение. Таковы результаты неблаготворного телесного поведения. Таково неблаготворное словесное поведение. Таковы результаты неблаготворного словесного поведения. Таково неблаготворное умственное поведение. Таковы результаты неблаготворного умственного поведения. Таков ад. Таков мир животных. Таков мир голодных духов.»

Используя и мягкий и жёсткий подход, я обучаю так: «Таково благотворное телесное поведение. Таковы результаты благотворного телесного поведения. Таково благотворное словесное поведение. Таковы результаты благотворного словесного поведения. Таково благотворное умственное поведение. Таковы результаты благотворного умственного поведения. Таково неблаготворное телесное поведение. Таковы результаты неблаготворного телесного поведения. Таково неблаготворное словесное поведение. Таковы результаты неблаготворного словесного поведения. Таково неблаготворное умственное поведение. Таковы результаты неблаготворного умственного поведения. Таковы небожители. Таковы люди. Таков ад. Таков мир животных. Таков мир голодных духов.»

«А если на приручаемого человека не оказывает влияние ни мягкий подход, ни жёсткий, ни мягкий и жёсткий, что ты делаешь, Господин?»

«Если на приручаемого человека не оказывает влияние ни мягкий подход, ни жёсткий, ни мягкий и жёсткий, — то тогда я убиваю его, Кеси».

«Но ведь тебе, Благословенный, непозволительно отнимать чью-либо жизнь! И всё же ты сказал, что убиваешь такого человека».

«Ты прав, Кеси, мне непозволительно отнимать чью-либо жизнь. Но если на приручаемого человека не оказывает влияние ни мягкий подход, ни жёсткий, ни мягкий и жёсткий, то в этом случае Татхагата не считает возможным разговаривать с ним и давать ему советы. Его знающие друзья по святой жизни тоже не считают возможным разговаривать с ним и давать ему советы. Именно это и значит быть убитым в Учении и Дисциплине: когда Татхагата не считает возможным разговаривать с человеком и давать ему советы и когда его знающие друзья по святой жизни тоже не считают возможным разговаривать с человеком и давать ему советы.»

«Воистину, Господин, это настоящая смерть для человека, если Татхагата не считает возможным разговаривать с ним и давать ему советы, и его знающие друзья тоже не считают возможным разговаривать с ним и давать ему советы!

Замечательно, Господин! Замечательно! Точно так же как когда кто-то ставит на место то, что было перевёрнуто, раскрывает спрятанное, показывает путь тому, кто потерялся, вносит лампу во тьму, так, чтобы зрячий мог видеть, так и Благословенный всесторонне разъяснил Дхамму. Я принимаю прибежище в тебе, Благословенный, я принимаю прибежище в Дхамме, я принимаю прибежище в Сангхе монахов. Пожалуйста, Благословенный, помни меня как своего мирского последователя, принявшего прибежище с этого дня и на всю жизнь».