Ангуттара Никая 3.55
Ниббута Сутта
Угасание

И вот брамин Джануссони приблизился к Благословенному и, подойдя, обменялся с ним учтивым приветствием. После обмена приветствиями и вежливыми фразами он сел рядом и обратился к Благословенному:

«Господин Готама, вот говорят – «Ниббана, видимая напрямую, ниббана, видимая напрямую». Каким образом ниббана может быть видна напрямую, немедленно, чтобы человек пришёл и увидел, применив это к своей жизни и лично испытав её посредством мудрости?»

(1) «Брамин, вот человек, возбуждённый влечением, охваченный влечением, с умом, одержимым влечением. Он движется к боли сам, толкает к боли других, или движется к боли вместе с другими, испытывая умственное страдание и огорчение. Но когда влечение оставлено, он не движется к боли сам, не толкает к боли других, и не движется к боли вместе с другими, не испытывая умственное страдание и огорчение. Именно таким образом ниббана видна напрямую.

(2) Вот человек, полный ненависти, охваченный ненавистью, с умом, одержимым ненавистью. Он движется к боли сам, толкает к боли других, или движется к боли вместе с другими, испытывая умственное страдание и огорчение. Но когда ненависть оставлена, он не движется к боли сам, не толкает к боли других, и не движется к боли вместе с другими, не испытывая умственное страдание и огорчение. Именно таким образом ниббана видна напрямую.

(3) Вот человек, пребывающий в заблуждении, охваченный заблуждением, с умом, одержимым заблуждением. Он движется к боли сам, толкает к боли других, или движется к боли вместе с другими, испытывая умственное страдание и огорчение. Но когда заблуждение оставлено, он не движется к боли сам, не толкает к боли других, и не движется к боли вместе с другими, не испытывая умственное страдание и огорчение. Именно таким образом ниббана видна напрямую.

Когда, брамин, человек испытывает полное разрушение влечения, полное разрушение ненависти и полное разрушение заблуждения, таким образом, ниббана видна напрямую, немедленно, так, что человек приходит и видит, применив это к своей жизни и лично испытав её посредством мудрости.»

«Превосходно, Господин Готама! Превосходно! Как если бы кто-то поставил на место то, что было перевёрнуто, раскрыл бы спрятанное, показал путь тому, кто потерялся, внёс бы лампу во тьму, чтобы зрячий мог видеть, точно так же ты, Господин Готама, всесторонне прояснил Дхамму. Я принимаю прибежище в тебе, Господин Готама, а также в твоей Дхамме и Сангхе монахов. С этого дня, Господин Готама, пожалуйста запомни меня как своего последователя-мирянина, который обратился к тебе за прибежищем»