Ангуттара Никая 10.71
Аканкха Сутта
Пожелание

Однажды Благословенный пребывал в Саваттхи в Роще Джеты в парке Анатхапиндики. Там Благословенный обратился к монахам: «Монахи!»

«Да, Учитель!» — ответили монахи.

Благословенный сказал:

«Монахи, соблюдайте нравственные предписания, соблюдайте Патимоккху. Обуздывайте себя Патимоккхой, храня подобающее поведение, видя опасность в мельчайших проступках. Возложив на себя правила тренировки, упражняйтесь в них.

(1) Если монах желает: «Было бы хорошо, если бы я пользовался одобрением, уважением и почитанием у моих товарищей-монахов», — то тогда пусть он исполняет нравственные предписания, пусть будет предан успокоению ума, не пренебрегает джханами, практикует прозрение и пребывает в уединении.

(2) Если монах желает: «Было бы хорошо получать одеяния, еду, жилища, лекарства и средства для ухода за больными монахами», — то тогда пусть он исполняет нравственные предписания, пусть будет предан успокоению ума, не пренебрегает джханами, практикует прозрение и пребывает в уединении.

(3) Если монах желает: «Было бы хорошо, если бы услуги тех людей, чьими одеяниями, едой, лекарствами и средствами для ухода за больными монахами я пользуюсь, принесли им великий плод и пользу», — то тогда пусть он исполняет нравственные предписания, пусть будет предан успокоению ума, не пренебрегает джханами, практикует прозрение и пребывает в уединении.

(4) Если монах желает: «Когда мои умершие родственники и члены семьи после смерти вспоминают обо мне с доверием в своих умах, то пусть это принесёт им великий плод и пользу», — то тогда пусть он исполняет нравственные предписания, пусть будет предан успокоению ума, не пренебрегает джханами, практикует прозрение и пребывает в уединении.

(5) Если монах желает: «Было бы хорошо довольствоваться любым видом одеяния, еды, жилища, лекарств и обеспечения для больных монахов», — то тогда пусть он исполняет нравственные предписания, пусть будет предан успокоению ума, не пренебрегает джханами, практикует прозрение и пребывает в уединении.

(6) Если монах желает: «Было бы хорошо терпеливо переносить холод и жару, голод и жажду; встречу с мухами, комарами, ветром, палящим солнцем и змеями; а также с грубыми и оскорбительными речами. Было бы хорошо если бы я мог выдерживать возникшие болезненные телесные чувства: мучительные, острые, пронзающие, раздирающие, неприятные, высасывающие жизненную силу», — то тогда пусть он исполняет нравственные предписания, пусть будет предан успокоению ума, не пренебрегает джханами, практикует прозрение и пребывает в уединении.

(7) Если монах желает: «Было бы хорошо, если бы я покорил недовольство и наслаждение, и если бы недовольство и наслаждение не покоряли меня. Было бы хорошо, если бы я мог одолеть недовольство и наслаждение, как только они возникают», — то тогда пусть он исполняет нравственные предписания, пусть будет предан успокоению ума, не пренебрегает джханами, практикует прозрение и пребывает в уединении.

(8) Если монах желает: «Было бы хорошо, если бы я покорил ужас и страх, и если бы ужас и страх не покоряли меня. Было бы хорошо, если я мог одолеть ужас и страх, как только они возникают», — то тогда пусть он исполняет нравственные предписания, пусть будет предан успокоению ума, не пренебрегает джханами, практикует прозрение и пребывает в уединении.

(9) Если монах желает: «Было бы хорошо уметь достигать по желанию, без сложностей и проблем, четырёх джхан, что составляют высший ум, и являются приятными пребываниями в этой самой жизни», — то тогда пусть он исполняет нравственные предписания, пусть будет предан успокоению ума, не пренебрегает джханами, практикует прозрение и пребывает в уединении.

(10) Если монах желает: «Было бы хорошо за счёт уничтожения помрачений, прямо здесь и сейчас, в этой самой жизни, войти и пребывать в незапятнанном освобождении ума, освобождении мудростью, напрямую зная и проявляя это для себя самостоятельно», — то тогда пусть он исполняет нравственные предписания, пусть будет предан успокоению ума, не пренебрегает джханами, практикует прозрение и пребывает в уединении.

Когда было сказано: «Монахи, соблюдайте нравственные предписания, соблюдайте Патимоккху. Обуздывайте себя Патимоккхой, храня подобающее поведение, видя опасность в мельчайших проступках. Возложив на себя правила тренировки, упражняйтесь в них», — то имелось в виду именно это».