Здесь мы будем приводить переводы сутт Палийского Канона и комментарии Бханте Вималарамси к ним. Тексты отредактированы таким образом, чтобы быть более понятными русскоязычному читателю и более подходящими для практической работы. Кроме того, в приведённых вариантах переводов восполнены сокращения повторяющихся фрагментов, которые важны в практической работе с суттой.

Практическая работа с суттами подразумевает внимательное, как говорится — затаив дыхание, слушание или чтение сутты, при котором мы вникаем в смысл того, о чём читаем. Подобная практика сама по себе может привести к начальной стадии просветления — Пути Сотапанны.

За основу взяты переводы, доступные в Сети, а также английские переводы (для Маджхима Никая — известный перевод Бхикку Ньянамоли и Бхикку Бодхи; именно их перевод приведён в качестве английского варианта). Редактирование, помимо восполнения сокращений, сводилось к следующему: имеющийся русский перевод редактировался стилистически для наиболее ясного понимания. Зачастую корректировались термины и даже смысл фраз с целью приблизить их к палийскому оригиналу и английскому переводу, а также тому пониманию, который вкладывается в школе Суттавада.

Текст Маджхима Никаи в форматах docx и pdf выложен здесь.

Ниже приведён список сутт Маджхима Никая («Собрание сутт средней длины»). Сутты из других собраний здесь. Тексты сутт на других языках рекомендуем смотреть здесь.

Содержание

1. Мулапарийяя Сутта. Корень страдания

Будда объясняет разницу в восприятии мира у четырёх типов личности: обычный человек, продвинутый ученик, арахант, Татхагата.

Английский
Русский
Комментарий

2. Саббасава Сутта. Обо всех помрачениях

Будда рассказывает о семи методах прекращения отвлечений ума, загрязнений сознания, удерживающих нас в рамках круговорота страдания.

Английский
Русский
Комментарий (Бханте Вималарамси, отекстовка)
Комментарий (О. Павлов) — видео, отекстовка
Начитка

3. Дхаммадайяда Сутта. Наследники в Дхамме

Будда призывает монахов быть наследниками в Дхамме, а не в материальных вещах. Далее Сарипутта объясняет, каким образом это сделать.

Английский
Русский

4. Бхайябхерава Сутта. Страх и ужас

Будда перечисляет качества, необходимые монаху, чтобы жить в одиночестве в лесу. Затем он описывает свой опыт достижения просветления.

Английский
Русский
Комментарий

5. Анангана Сутта. Без изъянов

В этой сутте достопочтенный Сарипутта объясняет, что такое внутренние изъяны.

Русский

6. Аканкхейя Сутта. Если монах желает

Будда просто и без прикрас описывает, что происходит, когда человек «исполняет правила поведения, взращивает безмятежность ума, не пренебрегает медитацией, вглядывается в суть вещей, практикует уединение».

Русский

7. Ваттхупама Сутта. Сравнение с тканью

С помощью простой аналогии Будда иллюстрирует разницу между помрачённым умом и чистым умом. Подчёркивается важность нравственной практики.

Английский
Русский

8. Саллекха Сутта. Стирание

Будда объясняет, как практиковать стирание загрязнений ума.

Английский
Русский

9. Саммадиттхи Сутта. Правильные Воззрения

Сарипутта объясняет, что такое правильные воззрения. Подробно рассматривает каждую нидану Зависимого Возникновения.

Английский
Русский

10. Сатипаттхана Сутта. Четыре Основания Осознанности

Одна из важнейших сутт, в которой Будда описывает практику четырёх оснований осознанности.

Английский
Русский
Комментарии:   Часть 1    Часть 2
Начитка

11. Чуласиханада Сутта. Малая лекция львиного рыка

Будда рассказывает об отличиях его Дхаммы от других учений, а также вкратце разъясняет Зависимое Возникновение.

Русский

12. Махасиханада Сутта. Большая лекция львиного рыка

Будда рассказывает о сверхъестественных силах Татхагаты, о том, какой путь ему пришлось пройти до того, как он стал Буддой.

Русский

13. Махадуккхакхандха Сутта. Большая сутта о массе страдания

Беседа Будды о полном понимании природы чувственных удовольствий, материальных форм и чувств.

Русский

14. Чуладуккхаккхандха Сутта. Малая лекция о груде страдания

Помрачения сами порождают помрачения. Потакание чувственным удовольствиям не ведёт к счастью, равно как и аскетическое их подавление и попытки купить счастливое состояние ума ценой боли. Путь Будды — ни то ни другое. Об этом говорит данная сутта.

Русский

15. Анумана Сутта. Саморефлексия

Эта сутта даёт средство для саморефлексии в нравственном совершенствовании. Монахи регулярно декламируют её (в идеале 3 раза в день) в целях самонаблюдения.

Русский

16. Четокхила Сутта. Сорняки ума

Здесь Будда рассказывает о пятнадцати факторах, благодаря которым человек становится способен на просветление.

Русский

17. Ванапаттха Сутта. Лесная чаща

Сутта о том, каким образом практикующий должен оценивать условия, в которых живёт. Последний раздел рассказывает о жизни «на попечении некоего человека». Интересно, что это выражение может трактоваться и как жизнь «под руководством некоего учителя»: в некоторых суттах оно встречается именно в этом смысле.

Русский

18. Мадхупиндика Сутта. Медовый пряник

Ещё один краткий экскурс в Зависимое Возникновение и очень компактное описание сути учения Будды.

Русский
Начитка

19. Дведхавитакка Сутта. Два вида мыслей

Будда объясняет метод замены нездоровых мыслей на здоровые.

Русский

20. Витаккасантхана Сутта. Устранение отвлекающих мыслей

Та самая сомнительная сутта, которую Бханте Вималарамси считает позднейшей вставкой, по крайней мере частично (см. п. 7), из-за присутствия в ней описания, по сути, силового метода устранения отвлечений, тогда как в остальных текстах Будда постоянно говорит о срединном пути, об успокоении ума, о безмятежности. Более того, в МН 36.20 он теми же словами говорит, что испытал этот метод до конца и убедился, что тот не ведёт к нужной цели.

Английский
Русский

21. Какачупама Сутта. Сравнение с пилой

Будда очень доходчиво объясняет, НАСКОЛЬКО доброжелательным должен быть тот, кто следует его учению.

Русский
Начитка

22. Алагаддупама Сутта. Сравнение со змеёй

Здесь Будда сравнивает своё учение с плотом, функция которого лишь в том, чтобы переправиться через водную преграду (Сансару). Мы изучаем Дхамму, чтобы достичь освобождения, а не для того чтобы побеждать других в споре и «носить её на себе» повсюду. Кроме того, Будда делает краткий экскурс в анатту (не-личностность).

Русский

23. Ваммика Сутта. Муравейник

Один из примеров мистических переживаний в буддистской практике. Согласно комментариям, медитируя над смыслом этого видения, Достопочтенный Кумара Кассапа в итоге стал арахантом. Но эта сутта, помимо мистики, рассказывает нам также и о том, что такое духовная дружба. Божество, явившееся Кумаре Кассапе, опять же согласно комментариям, при Будде Кассапе (предыдущем Будде) было товарищем Кумары Кассапы по святой жизни, достигшим ступени анагами. В этой жизни он явился, чтобы помочь другу. Итак, если есть группа товарищей по святой жизни, то эффективность продвижения резко возрастает: стоит одному из них достичь просветления, остальные получают мощную духовную опору и, по сути, тоже спасены (при условии продолжения практики).

Русский

24. Ратхавинита Сутта. Перекладные колесницы

Сутта повествует о том, что целью учения Будды является окончательная Ниббана без цепляний и ничто иное.

Русский

25. Нивапа Сутта. Приманка

Здесь путь рассматривается с точки зрения спасения от приманки Охотника — Мары.

Русский

26. Арияпарийесана Сутта. Благородный поиск

Будда рассказывает о том, как двигался к просветлению, о том, как после просветления некоторое время не собирался никого учить, полагая, что никто не сможет постичь то, что он постиг. И как потом передумал. И как нашёл первых учеников.

Русский

27. Чулахаттхипадопама Сутта. Малая лекция сравнения со следом слона

Здесь Будда обозначает, что является истинной целью Учения, на примере с выслеживанием слона.

Русский

28. Махахатхипадопама Сутта. Большая лекция сравнения со следом слона

Сарипутта подробнейше, со свойственной ему доскональностью, разбирает суть так называемых пяти совокупностей, искажённых цеплянием. Здесь, например, можно видеть, что пять совокупностей — это не в принципе весь человек, а именно «пять совокупностей, искажённых цеплянием». Поэтому прекращение пяти совокупностей не означает полного прекращения явления, которое можно назвать «этот человек». Будда, к слову, прожил сорок с лишним лет после прекращения пяти совокупностей, искажённых цеплянием.

Русский

29. Махасаропама Сутта. Большая лекция сравнения с ядровой древесиной

Здесь Будда рассказывает об истинной цели Пути. Лекция дана им по следам истории с Девадаттой. Девадатта был двоюродным братом Будды, который сначала стал его учеником, а затем, достигнув некоторых результатов, решил от него отколоться и образовать секту имени себя. При этом он попытался убить Будду. В конечном итоге во всех своих начинаниях он потерпел горькую неудачу.

Русский

30. Чуласаропама Сутта. Малая лекция сравнения с ядровой древесиной

Здесь Будда говорит о том, что цель Учения состоит в преодолении помрачений через прямое медитативное постижение.

Русский

31. Чулагосинга Сутта. Малая лекция в Госинге

Начинается как Упакилеса Сутта, МН 128, но далее включает перечисление высших состояний — девяти джхан.

Русский

32. Махагосинга Сутта. Большая лекция в Госинге

Старшие ученики Будды и сам Будда отвечают на вопрос, какой монах осветил бы собой рощу, в которой они собрались.

Русский

33. Махагопалака Сутта. Большая лекция о пастухе

На аналогии с пастухом показаны качества, которые приводят к успеху на Пути.

Русский

34. Чулагопалака Сутта. Малая лекция о пастухе

Умелый пастух переводит стадо на другой берег в сохранности, а неумелый приводит стадо к беде. Перечисляются различные степени просветления.

Русский

35. Чуласаччака Сутта. Малая беседа с Саччакой

Ну что тут сказать… аттракцион называется «избиение младенца». В этой сутте Будда показывает себя весьма жёстким полемистом. Однако его оппонент — много раз встречающийся в других суттах Саччака, он же, по имени клана, Аггивессана, повёл себя в итоге весьма порядочно. Он ещё много раз придёт к Будде, пытаясь опровергнуть его учение. Будда будет терпеливо объяснять и разъяснять ему — см., например, следующую по счёту сутту. В той жизни Саччака так и не станет буддистом, но, согласно преданию, в следующей жизни он всё-таки им стал.

В этой редакции я везде заменил имя Аггивессана на Саччака, чтобы не сбивать с толку читателей, потому что изначально в сутте встречаются оба имени.

Кроме того, хотелось бы пояснить относительно эпизода с громовержцем и раскалыванием головы. На самом деле Будда просто апеллировал к бытовавшему тогда поверью, что, если кто-то не ответит на здравый вопрос брамина три раза, явится такой вот громовержец и расколет голову негодяя. То есть Будда напоминает Саччаке об этом широко известном факте и, видимо, говорит это так внушительно, что тот верит и трепещет.

Русский
Комментарий
Начитка

36. Махасаччака Сутта. Большая беседа с Саччакой

Совершенно замечательная сутта, в которой Будда рассказывает о своём пути и среди прочего говорит о том, что силовой метод сосредоточения был им забракован.

Русский
Начитка

37. Чулатанхасанкхайя Сутта. Краткая лекция о прекращении страстного желания

Очень сжатое изложение процесса преодоления страстного желания и, соответственно, достижения Ниббаны. Плюс интересная зарисовка из жизни богов. Нужно заметить, что Достопочтенный Маха Моггаллана был одним из тех немногих, кто достиг Ниббаны, двигаясь путём обретения сверхспособностей. Отсюда все эти чудеса. Хочу также оговориться, что в п. 3 сутты и в подобных ему в квадратных скобках я привёл дополнения к тексту, чтобы читателю было понятно, о чём говорит Будда. Эти дополнения согласованы с учителем и одобрены им.

Русский

38. Махатанхасанкхайя Сутта. Большая лекция о прекращении страстного желания

Подробное описание процесса Зависимого Возникновения, а также прекращения страстного желания.

Английский
Русский
Комментарий                   Комментарий 2
Электронная начитка сутты

39. Маха-Ассапура Сутта. Большая лекция в Ассапуре

Будда даёт широкий обзор практики в Дхамме.

Русский

40. Чула-Ассапура Сутта. Малая лекция в Ассапуре

Будда говорит о том, что духовным странником человека делает преодоление помрачений, а не разного рода внешние атрибуты. Также описывается практика брахмавихар.

Русский

41. Салеййяка Сутта. К браминам из Салы

Будда описывает неблагие и благие действия — телесные, словесные и умственные.

Русский

42. Вераньджака Сутта. К браминам из Вераньджи

Практически копия МН 41. Судя по всему, браминов из разных мест занимали одни и те же вопросы. Так, беседа о причинах и условиях того, что одни существа после смерти попадают в нижние миры, а другие — в более благоприятные, состоявшаяся [в предыдущей сутте] в Сале, повторяется и с браминами из Вераньджи.

Русский

43. Махаведалла Сутта. Большая серия вопросов и ответов

Здесь Достопочтенный Маха Коттхита задаёт достопочтенному Сарипутте вопросы, на которые тот отвечает. Маха Коттхита был одним из великих учеников Будды. Приведённый в данной сутте разговор состоялся в присутствии учеников Маха Коттхиты и Сарипутты в целях обучения оных. То есть была дана своего рода лекция в виде вопросов и ответов.

Русский

44. Чулаведалла Сутта. Малая серия вопросов и ответов

Сутта представляет собой беседу между мирянином Висакхой и монахиней Дхаммадинной. Висакха был богатым купцом из Раджагахи, достигший при этом ступени анагами (это, кстати, к вопросу о том, возможно ли просветление для мирян). Дхаммадинна – его бывшая жена. Она стала арахантом вскоре после пострижения в монашество. Будда объявил её наиболее продвинутой монахиней в плане разъяснения Дхаммы.

Русский

45. Чуладхаммасамадана Сутта. Малая лекция о путях осуществления вещей

Будда объясняет суть четырёх путей действия — болезненный вначале и болезненный впоследствии, приятный вначале и болезненный впоследствии, болезненный вначале и приятный впоследствии, приятный вначале и приятный впоследствии.

Русский

46. Махадхаммасамадана Сутта. Большая лекция о путях осуществления вещей

Будда объясняет суть четырёх путей действия — болезненный вначале и болезненный впоследствии, приятный вначале и болезненный впоследствии, болезненный вначале и приятный впоследствии, приятный вначале и приятный впоследствии.

Русский

47. Вимансака Сутта. Вопрошающий

Здесь Будда рассказывает, каким образом нужно изучать просветлённого учителя человеку пытливому. Мы видим, что подход к учителю подразумевается весьма тщательный.

Русский

48. Косамбия Сутта. Косамбийцы

Монахи в Косамби разругались между собой, и Будда рассказывает им о тех качествах, которые следует взращивать в себе, чтобы создать любовь, взаимное уважение и единство. Затем он описывает семь знаний, которые приобретаются человеком, реализовавшим плод Сотапанны, т.е. Вступившего в Поток.

Русский

49. Брахманимантаника Сутта. Приглашение Брахмы

Сутта повествует о встрече Будды с Брахмой Бакой, который считал себя высшим Богом. Будда рассказывает ему о существовании по-настоящему необусловленного и доказывает это демонстрацией своей способности оказываться вне поля зрения Брахмы.

Русский

50. Маратадджания Сутта. Выговор Маре

Мара нападает на Маха Моггаллану. А тот рассказывает Маре историю, как сам был когда-то Марой по имени Дуси. Описывается практика брахмавихар и медитация на отвратительности и непостоянстве.

Русский

51. Кандарака Сутта. К Кандараке

Описываются различные пути человека. Приведено полное описание Благородного Пути.

Русский

52. Аттхаканагара Сутта. Человек из Аттхаканагары

В этой сутте, судя по всему, идёт речь о событиях, произошедших уже после смерти Будды. В ней говорится, что по сути освобождение может произойти даже в первой джхане (и на любой другой стадии медитации); всего Достопочтенный Ананда описывает одиннадцать «дверей в Бессмертное».

Русский

53. Секха Сутта. Секха

Здесь Достопочтенный Ананда рассказывает представителям клана Сакьев о том, какова практика серьёзно практикующего (обученного) ученика, пока Будда прилёг и отдыхает. Секха в Учении Благородных — это тот, кто достиг той или иной степени просветления, до арахантства. Собственно арахант уже не считается учеником.

Русский

54. Поталия Сутта. К Поталии

Беседа Будды с мирянином Поталией о том, что такое оставление мирских дел согласно Пути Благородных.

Русский

55. Дживака Сутта. К Дживаке

Мирянин Дживака спрашивает, дозволено ли ученикам Будды есть мясо. Та самая сутта, в которой оказывается, что Будда и его ученики не были вегетарианцами.

Русский

56. Упали Сутта. Упали

Нигантхи, о которых говорится в данной сутте, — это джайны. Джайнизм в то время тоже был новым учением и только набирал силу. Джайном был, например, и Саччака, о котором идёт речь в суттах МН 35 и 36. В данной же сутте Будда показывает, почему умственные действия более важны, чем телесные или словесные, хотя, казалось бы, важность телесных действий более очевидна (и именно этой очевидной точки зрения придерживаются джайны).

Русский

57. Куккураватика Сутта. Собачий аскет

Занимательная сутта, повествующая о том, как к Будде пришли два аскета, один из которых практиковал полное уподобление собаке, другой — буйволу.

Русский

58. Абхайяраджакумара Сутта. К принцу Абхае

Будда рассказывает, в каком случае он говорит человеку неприятные вещи и обдумывает ли заранее, что сказать.

Русский

59. Бахуведания Сутта. Много видов чувства

Будда говорит о том, что каждый этап пути является удовольствием — всё более утончённым и возвышенным. Интересное пересечение с суттой АН 9.34, где Сарипутта говорит, что Ниббана приятна.

Русский

60. Апаннака Сутта. Неопровержимое учение

Здесь Будда с группой мирян-браминов подробно рассматривает различные учения и даёт понимание относительно того, каким образом выбирать то или иное из них. В целом его аргументация напоминает таковую у Блеза Паскаля, когда тот говорил о вере в Бога: «Если Бога нет, а я в него верю, я ничего не теряю, а если он есть, а я в него не верю, то я теряю всё».

Русский

61. Амбалаттхикарахуловада Сутта. Наставление Рахуле в Амбалаттхике

Сын Будды Рахула здесь ещё только новоначальный монах (комментарии говорят, что ему здесь 7 лет, но это кажется маловероятным, если учитывать, что первые наставления в медитации ему дали, только когда он был уже юношей, см. МН 62), и Будда даёт ему наставление относительно основ нравственного поведения.

Русский

62. Махарахуловада Сутта. Большое наставление Рахуле

Рахула — сын Будды. Он родился до того, как Сиддхартха Готама ушёл из дома на поиски пути спасения от страдания. На момент событий, описываемых в данной сутте, ему около семнадцати лет. И здесь мы видим, как Будда наставляет этого юношу, в котором ещё играет молодая кровь. Он обучает сына медитации на великих элементах, чтобы тот мог достичь бесстрастия, а затем — другим видам медитации.

Русский
Аудиоверсия

63. Чуламалункья Сутта. Малая лекция Малункьяпутте

Эта сутта о том, что некоторыми вопросами задаваться просто не стоит, поскольку никакой пользы от этого нет, одно лишь возбуждение ума и сомнения. Здесь подчёркивается, что путь Будды страшно далёк от пустого теоретизирования. Что путь этот сугубо практический и даже прагматический.

Русский

64. Махамалункья Сутта. Большая лекция для Малункьяпутты

Очень интересный разбор относительно пяти нижних оков, отбросив которые, человек становится анагами.

Русский

65. Бхаддали Сутта. К Бхаддали

Сутта о непослушном монахе.

Русский

66. Латукикопама Сутта. Аналогия с перепёлкой

Будда говорит о важности отбрасывания чувственных оков, даже если они кажутся мелкими и незначительными.

Русский

67. Чатума Сутта. У Чатумы

Однажды в место расположения Будды прибыла толпа очень шумных монахов… В целом незамысловатая, но небезынтересная сутта об ответственности наставника перед учениками, об опасностях, которые подстерегают новоначальных монахов, да и не только монахов. Ну и о том, что нужно соблюдать сдержанность и скромность в поведении, конечно. Вспоминается одно интервью с Борисом Гребенщиковым, когда его спросили: «Как лично Вы изменились в результате практики медитации?» И он ответил: «Я стал тише».

Русский

68. Налакапана Сутта. В Налакапане

Будда рассказывает, почему он говорит о том, куда попадает тот или иной умерший монах или мирянин (спойлер: для вдохновления остальных).

Русский

69. Гулиссани Сутта. Гулиссани

Сарипутта говорит о том, что даже те монахи, которые живут в уединении в лесу, должны следовать Учению и Дисциплине в полном объёме.

Русский

70. Китагири Сутта. В Китагири

В городе Китагири была община монахов, которые вели себя, скажем так, неподобающим образом. Когда Сангха разрослась, в неё начали стекаться не только те, кто искренне стремился к познанию Дхаммы, но и те, кто больше прельщался преимуществами, которые давало положение буддистского монаха. И вот Будда пытается говорить с такими монахами.

Русский

71. Тевидджаваччхаготта Сутта. Ваччхаготте о Троичном Знании

Эта сутта представляет собой короткий разговор между Буддой и бродячим аскетом Ваччхаготтой. Ваччхаготта задаёт вопрос по поводу достижения окончательного просветления мирянами, а также по поводу так называемых адживаков. Тут требуется пояснение. Адживаки — это секта, существовавшая в Древней Индии. Они верили в полный фатализм, предопределённость всего. Иными словами — от нас ничего не зависит, всё будет так, как предопределено. Соответственно, не имеет смысла практиковать нравственное поведение, например.

Русский

72. Аггиваччхаготта Сутта. Ваччхаготте об огне

Знаменитая сутта, в которой Будда уподобляет Татхагату погасшему огню, показывая неприменимость по отношению к нему категорий, в которых привык мыслить обычный человек.

Русский

73. Махававаччхаготта Сутта. Большая лекция для Ваччхаготты

Будда беседует со странником Ваччхаготтой, который в итоге становится его учеником. Это один из тех редких случаев, когда ученик Будды имел предрасположенность к развитию сверхспособностей.

Русский

74. Дигханакха Сутта. К Дигханакхе

Сутта о нецеплянии.

Русский

75. Магандия Сутта. К Магандии

Магандия — это странник, принадлежащий иной традиции. Изначально он был настроен по отношению к Будде очень негативно, поскольку тот своим учением подрывал то, чему учила его освящённая веками традиция. Но потом он поговорил с Буддой…

Русский

76. Сандака Сутта. К Сандаке

Ананда рассказывает страннику Сандаке и его ученикам о четырёх видах путей, обесценивающих святую жизнь, и о четырёх видах безблагодатной святой жизни. В конце Сандака рекомендует своим ученикам стать учениками Благословенного.

Русский

77. Махасакулудайи Сутта. Большая лекция для Сакулудайина

Первая беседа Будды с саманой (т.е. странником, бродячим аскетом) Удайином. Сутта знаменательна по нескольким причинам. Здесь описаны пять причин, по которым Будда пользовался непререкаемым авторитетом у учеников, 37 факторов просветления, сверхъестественные способности и некоторые не до конца ясные моменты. Например, эта сутта являет собой редкий случай, когда Будда упоминает пресловутые касины. Буддагоса в «Висуддхи Магге» даёт объяснение, что это такое, но оно звучит неубедительно. Бханте Вималарамси прямо говорит, что не знает, что это такое, и что он не встречал никого, кто мог бы внятно объяснить эту практику и кто её реализовал бы. Сам факт, что Будда описал такие вещи в беседе с Удайином, говорит скорее о том, что последний был человек довольно неординарный.

Русский

78. Саманамандика Сутта. Саманамандикапутта

Будда объясняет, кто, по его мнению, является человеком, достигшим высшего совершенства. Подробно освещается Правильное Усилие.

Русский

79. Чуласакулудайи Сутта. Малая лекция для Сакулудайина

Вторая беседа Будды с саманой Удайином. Будда среди прочего описывает преподаваемый им путь. В конце Удайин изъявляет желание стать учеником Будды, но его группа его отговаривает. Согласно комментарию, это произошло из-за того, что в прошлой жизни, при Будде Кассапе, тот, кто в описываемой жизни был Удайином, отговорил некоего человека от того, чтобы стать учеником Будды Кассапы. Но, успокаивают нас комментарии, переродившись при царе Асоке, Удайин всё же стал буддистским монахом и достиг полного просветления, став известным благодаря своей практике любящей доброты.

Русский

80. Векханасса Сутта. К Векханассе

Будда говорит об удовольствии превыше чувственных удовольствий.

Русский

81. Гхатикара Сутта. Гончар Гхатикара

История из одной из прошлых жизней Будды, повествующая о праведном гончаре Гхатикаре.

Русский

82. Раттхапала Сутта. О Раттхапале

Молодой аристократ Раттхапала решает стать монахом, но его родители против. Сутта имеет интересный сюжет, но и, кроме того, в ней формулируются «четыре постулата», из-за которых Раттхапала решил оставить мирскую жизнь.

Русский

83. Макхадэва Сутта. Царь Макхадэва

Будда говорит, что благочестие и даже практика брахмавихар сама по себе ведёт в миры Брахмы, а это не приводит к полному освобождению, это тупиковый путь. Далее Будда обозначает Восьмеричный Путь.

Русский

84. Мадхура Сутта. В Мадхуре

События происходят после париниббаны Будды. Некий царь беседует с учеником Будды Маха Каччаной. Тот рассказывает ему о равенстве каст.

Русский

85. Бодхираджакумара Сутта. К принцу Бодхи

Ещё одно подробное описание Буддой его пути. Пересекается с МН26 и МН36.

Русский

86. Ангулимала Сутта. Ангулимала

Совершенно потрясающая история, даже в чисто драматургическом смысле. В 2003 году по мотивам этой сутты в Таиланде был снят одноимённый фильм (авторы там всё немного приукрасили, но не фатально). Комментарии говорят, что Ахимсака-Ангулимала был человеком духовно ищущим и весьма талантливым в смысле постижения Дхаммы, но сильно заблудшим. Будда почувствовал, что этот, говоря современным языком, серийный убийца потенциально может стать арахантом, и вмешался ещё и поэтому. Главный же мессидж этой истории состоит в том, что если даже у человека, натворившего столько дел, получилось, то у вас тем более нет причин сомневаться.

В квадратных скобках приведены пояснения из комментариев, которые делают эту историю более понятной и объёмной.

Русский

87. Пийяджатика Сутта. Рождено теми, кто дорог

Сутта о том, что привязанность к близким приносит страдание.

Русский

88. Бахитика Сутта. Накидка

Царь Пасенади Косальский расспрашивает Достопочтенного Ананду о поступках, порицаемых и непорицаемых мудрыми людьми.

Русский

89. Дхаммачетия Сутта. Чествования Дхаммы

Некоторые интересные подробности о том, как воспринимался Будда и его Сангха в те времена со стороны. Особенно примечателен пункт 12 — про «искренне радостных, открыто довольных» монахов — учеников Будды.

Русский

90. Каннакаттхала Сутта. В Каннакаттхале

Будда говорит о том, что с точки зрения Дхаммы между варнами нет разницы.

Русский

91. Брахмайю Сутта. Брамин Брахмайю

У браминов были местами довольно странные представления о так называемом «Великом человеке», но тем не менее Будда, ради того чтобы привести одного из браминов к спасению, продемонстрировал, что он этим представлениям соответствует. Даже самым странным.

Русский

92. Села Сутта. К Селе

Брамин Села проверяет признаки Великого Человека у Будды, находит, становится его учеником и достигает арахантства.

Русский

93. Ассалаяна Сутта. К Ассалаяне

Будда опровергает обоснованность претензий варны браминов на какую бы то ни было исключительность, в том числе и в деле достижения духовной чистоты.

Русский

94. Гхотамукха Сутта. К Гхотамукхе

Дело происходит после париниббаны Будды. Брамин Гхотамукха беседует с Достопочтенным Уденой, и тот описывает ему путь по классической схеме от начала до конца, заканчивая четырьмя джханами и Тевиджей.

Русский

95. Чанки Сутта. К Чанки

Очень интересная сутта о трезвом отношении к собственным взглядам и о том, что путь начинается с доверия учителю. А доверие к учителю начинается с изучения его поведения.

Русский

96. Эсукари Сутта. К Эсукари

Ещё одна сутта на тему различий (их отсутствия) между варнами.

Русский

97. Дхананьджани Сутта. К Дхананьджани

Сарипутта наставляет неправедного брамина Дхананьджани о том, как попасть в свиту Брахмы (с помощью практики брахмавихар). Будда упрекает Сарипутту, что тот не научил Дхананьджани большему. Интересно, что в МН 99 сам Будда подобным образом обучает брамина Субху именно достижению мира Брахмы. Разница, видимо, в том, что Субха не был готов к большему, продемонстрировав негативную реакцию в МН 97.10. Мудрый даёт другому не лучшее из того, что тому нравится, а лучшее из того, что тому посильно.

Русский

98. Васеттха Сутта. К Васеттхе

Два брамина поспорили, кого можно считать истинным брамином. Не придя к соглашению, они отправились к Будде, чтобы тот рассудил их.

Русский

99. Субха Сутта. К Субхе

Сутта интересна тем, что в ней Будда рассказывает не о пути полного освобождения, а о пути в мир Брахмы, то есть, говоря проще, в очень высокие райские обители (причём делается это с помощью практики брахмавихар). Почему так случилось? Потому что бывают ситуации, когда человек просто не готов к тому, чтобы воспринять Дхамму во всей её полноте. Судя по всему, Субха, с которым беседует Будда в этой сутте, был, по крайней мере на тот момент, весьма религиозным человеком, сильно вовлечённым в браминскую традицию, и что-то сверх того, что дал ему Будда, могло бы отвратить его. Об этом говорит, например, его очень эмоциональная реакция в п. 10. Мудрый даёт другому не самое лучшее, а самое лучшее из того, что тому посильно.

Русский

100. Сангарава Сутта. К Сангараве

Будда беседует с брамином Сангаравой и рассказывает ему о своём пути (аналогично МН 26 и МН 36).

Русский

101. Дэвадаха Сутта. В Дэвадахе

Будда рассказывает о своей полемике с аскетами-нигантхами, мучавшими себя, чтобы избавиться от каммы. Имеется также классическое изложение Пути.

Русский

102. Панчаттая Сутта. Пять и три

Рассматриваются различные учения. Татхагата идёт дальше них всех.

Русский

103. Кинти Сутта. Что вы обо мне думаете?

О разрешении разногласий и том, как быть с оступившимися.

Русский

104. Самагама Сутта. В Самагаме

Будда даёт указания, как его последователям ладить между собой после его ухода.

Русский

105. Сунаккхатта Сутта. К Сунаккхатте

Сунаккхатта из клана Личчхави – это персонаж, который фигурирует в нескольких суттах. Если собрать всю информацию о нём, то складывается такая картина: Сунаккхатта некоторое время общается с Буддой, становится монахом, а потом уходит из Сангхи, сделав довольно забавное заявление: «У Отшельника Готамы нет каких-либо сверхчеловеческих достижений <…>. Его учение приводит того, кто следует ему, всего лишь к полному уничтожению страдания» (см. МН 12). Cутта МН 105, очевидно, ведёт речь о времени, когда Сунаккхатта ещё не стал монахом. В данной беседе Будда описывает разного рода состояния человека – от мирского (в смысле состояния ума) человека до того, кто полностью устремлён к ниббане. Также он подчёркивает опасность, которая подстерегает того, кто достиг начального этапа просветления (плод сотапанны) и перестал практиковать с должным прилежанием. Подразумевается, что Будда предвидел будущность Сунаккхатты и пытался его предостеречь.

Русский

106. Аненьджасапайя Сутта. Путь к нерушимому

Будда описывает подход к глубоким состояниям вплоть до Ниббаны.

Русский

107. Ганакамоггаллана Сутта. К Ганаке Моггаллане

Здесь Будда вкратце обрисовывает Путь, а затем Моггаллана задаёт ему сакраментальный вопрос: «Вот есть ты, есть Учение — так почему же не все, следующие за тобой, достигают ниббаны?»

Русский

108. Гопакамоггаллана Сутта. К Гопаке Моггаллане

Действие сутты происходит после ухода Будды. Его ученик беседует с одним из покровителей Сангхи о том, кто или что сейчас руководит Сангхой и кто пользуется в Сангхе почётом. Несмотря на кажущуюся незамысловатость, эта сутта весьма интересна и важна тем, что тот подход, который в ней описывается, определил весь облик буддизма после Будды, поставив в центре его Учение и Практику.

Русский

109. Махапуннама Сутта. Большая беседа в ночь полнолуния

Краткое изложение учения о не-я, о том, как личностностный взгляд возникает и как он не возникает. И всё это применительно к пяти совокупностям, искажённым цеплянием.

Русский

110. Чулапуннама Сутта. Малая беседа в ночь полнолуния

Будда со свойственной ему педантичностью описывает человека, так сказать, низких качеств и человека высоких качеств.

Русский

111. Анупада Сутта. Одно за другим по мере возникновения

Будда рассказывает о том, как продвигался по Пути его лучший ученик Сарипутта.

Русский

112. Чхаббисодхана Сутта. Чистота в шести аспектах

Здесь рассказывается о том, как нужно пытать араханта, чтобы выяснить, действительно ли он арахант.

Русский

113. Саппуриса Сутта. Истинный человек

Будда заостряет внимание на таких важных качествах, как нетщеславие, невысокомерие, сосредоточенность на практике.

Русский

114. Севитаббасевитаба Сутта. Что надлежит культивировать и что не надлежит

Будда даёт три перечисления того, что надлежит культивировать и что не надлежит. Сарипутта даёт объяснения им.

Русский

115. Бахудхатука Сутта. Различные виды элементов

Будда очерчивает смысл некоторых важных для Учения понятий.

Русский

116. Исигили Сутта. Исигили: Пожиратель Мудрецов

Будда рассказывает о паччека-буддах прошлого.

Русский

117. Махачаттарисака Сутта. Великая Пара Двадцаток

Будда подробно описывает Восьмеричный Путь. Особенно интересно разделение каждого пункта на мирской и сверхмирской. А также тезис, что тренирующийся обладает восемью пунктами, а арахант — десятью (добавляется знание и освобождение).

Русский

118. Анапанасати Сутта. Осознавание дыхания

Знаменитая сутта, в которой описывается практика взращивания осознанности с опорой на дыхание.

Русский

119. Кайягатасати Сутта. Осознавание тела

Сутта, входящая в один цикл с Сатипаттхана Суттой и Анапанасати Суттой.

Русский

120. Санкхарупапатти Сутта. Намеренное перерождение

Будда объясняет, как человек может обрести перерождение в соответствии со своим намерением.

Русский

121. Чуласуньята Сутта. Малая беседа о пустотности

Что Будда понимал под пустотностью или пустотой? Об этом подробно говорится в этой и следующей (МН 122) суттах.

Русский

122. Махасуньята Сутта. Большая беседа о пустотности

Понимание Буддой термина «суньята» (шуньята) — «пустотность», «пустота» — было сугубо психотехническим, что видно из этой и предыдущей сутт.

Русский

123. Аччхарийя-аббхута Сутта. Замечательный и чудесный

Ананда перечисляет собранию монахов замечательные и чудесные вещи, которые предшествовали рождению Будды и следовали за ним. Будда добавляет ещё один пункт в конце.

Русский

124. Баккула Сутта. О Баккуле

События происходят, судя по всему, спустя несколько десятилетий после ухода Будды. Сутта интересна тем, что описывает «идеального монаха». Он стал арахантом через семь дней после пострижения и всю оставшуюся жизнь стремился никак не обременять других своим присутствием. Согласно комментарию, даже уход в париниббану он совершил через уничтожение тела в огненной вспышке (либо это было нечто похожее на «радужное тело» тибетцев), чтобы его собратьям-монахам не нужно было возиться с телом.

Русский

125. Дантабхуми Сутта. Усмирённые

Обрисовывается весь путь ученика от начала до конца («Вот в мире появляется Татхагата…»), с аналогией укрощения слона.

Русский

126. Бхумиджа Сутта. Бхумиджа

Ещё одна сутта на тему исполнения желаемого.

Русский

127. Ануруддха Сутта. Ануруддха

Ученик Будды Достопочтенный Ануруддха объясняет разницу между безмерным и возвышенным освобождением ума.

Русский

128. Упакилеса Сутта. Внутренние препятствия

Будда перечисляет основные препятствия, которые мы встречаем в практике медитации. Также именно в этой сутте Будда произносит знаменитые слова, вошедшие в Дхаммападу (см. стихотворные строки).

Русский

129. Балапандита Сутта. Глупец и разумный человек

Будда рассказывает о том, что такое разумное поведение и почему именно оно разумно.

Русский

130. Дэвадута Сутта. Небесные посланники

Эта сутта о том, что жизнь нас постоянно предупреждает: нужно жить достойно. Но, к сожалению, внемлют этому не все.

Русский

131. Бхаддекаратта Сутта. Счастливое приложение [внимания]

В этой сутте описывается практика Прошлого-Будущего-Настоящего.

Русский

132. Анандабхаддекаратта Сутта. Ананда и счастливое приложение [внимания]

Сутта-дубль предыдущей, МН 131.

Русский

133. Махакаччанабхаддекаратта Сутта. Маха Каччана и счастливое приложение [внимания]

Практика Прошлое-Будущее-Настоящее описывается через шесть сфер, а не через пять совокупностей, как в МН 131 и 132.

Русский

134. Ломасакангийябхаддекаратта Сутта. Ломасакангия и счастливое приложение [внимания]

Ещё один дубль МН 131.

Русский

135. Чулакаммавибханга Сутта. Краткое разъяснение о поступках

Краткое рассмотрение работы механизма каммы (кармы). Будда беседует с Субхой. У этой беседы была предыстория. Отец Субхи Тодеййя после смерти переродился собакой в своём же доме из-за своей чрезмерной скупости. Будда сказал об этом Субхе и доказал это тем, что заставил эту собаку выкопать спрятанное сокровище, которое захоронил Тодеййя при жизни. Этот случай и привёл к данной беседе.

Русский

136. Махакаммавибханга Сутта. Большое разъяснение о поступках

Дополнительное разъяснение некоторых нюансов работы механизма каммы.

Русский

137. Салаятанавибханга Сутта. Разъяснение о шестеричной основе

Будда рассказывает о различных видах реакции на воспринимаемые явления и о методах работы с ними — о том, как в практике мы заменяем помрачённые реакции на непомрачённые.

Русский

138. Уддесавибханга Сутта. Краткое изложение и разъяснение

Ещё одно изложение Пути, через нецепляние.

Русский
Комментарии (Бханте Вималарамси, аудио)

139. Аранавибханга Сутта. Разъяснение о неконфликтности

Интерпретация Пути через неконфликтность.

Русский

140. Дхатувибханга Сутта. Разъяснение об элементах

Довольно драматическая по своему сюжету сутта. Интересна она, кроме всего прочего, ещё и тем, что в ней вкратце излагается один из вариантов практики Дхаммы. В плане учения тесно связана с суттой МН 62.

Русский

141. Саччавибханга Сутта. Разъяснение об истинах

Сарипутта даёт разъяснение Четырёх Благородных Истин и Восьмеричного Пути.

Русский

142. Даккхинавибханга Сутта. Разъяснение о подношениях

Будда рассказывает о кармической пользе подношений в зависимости от того, кто даёт дар и кому.

Русский

143. Анатхапиндиковада Сутта. Наставление Анатхапиндике

Очень сильная сутта. Анатхапиндика, богатый мирянин, много помогавший Сангхе, смертельно болен. Он посылает за Сарипуттой, и тот, придя к нему, даёт последние наставления. По сути, это предсмертная практика, по крайней мере для мирян.

Русский

Аудиоверсия сутты

144. Чханновада Сутта. Наставление Чханне

Это та самая скандально известная сутта, по поводу которой не так давно был суд на предмет пропаганды суицида. Кажется, в итоге суд постановил убрать комментарий к этой сутте, но сама сутта запрету не подверглась, и правильно, поскольку ни о какой пропаганде суицида речи там не идёт. Читайте, пожалуйста, комментарий Олега Павлова к этой сутте.

Русский

Комментарий

145. Пунновада Сутта. Наставление Пунне

Будда даёт наставление монаху Пунне. Пунна отправляется в земли с агрессивным населением, и Будда проверяет его готовность.

Русский

146. Нандаковада Сутта. Наставление от Нандаки

Достопочтенный Нандака даёт наставления группе монахинь. Интересно, что он, по совету Будды, два раза даёт монахиням одно и то же наставление, после чего все монахини в группе стали по крайней мере сотапаннами.

Русский

147. Чуларахуловада Сутта. Малое наставление Рахуле

Сутта, в которой сын Будды Рахула становится арахантом. Эти финальные наставления Будды очень напоминают те, что излагаются в следующей сутте.

Русский

148. Чачакка Сутта. Шесть Шестёрок

Особенно глубокая лекция о созерцании всех факторов чувственного опыта как не-я.

Английский
Русский
Электронная начитка сутты
Видео с чтением сутты (сутта прочитана на ретрите в Бишкеке в июне 2017-го)
Комментарий к сутте (О. Павлов); отекстовка беседы

149. Махасалаятаника Сутта. Великая Шестеричная Основа

Ещё один экскурс в практику. Подробнее см., например, в предыдущей сутте.

Русский

150. Нагаравиндейя Сутта. К жителям Нагаравинды

Будда беседует с браминами-мирянами о том, каких духовных странников и браминов стоит уважать и чтить.

Русский

151. Пиндапатапарисуддхи Сутта. Оправдание подаяния

Будда перечисляет критерии продвижения по Пути, с которыми практикующий должен сверяться.

Русский

152. Индриябхавана Сутта. Развитие органов чувств

В этой сутте мы видим, что прекращение восприятия как таковое с точки зрения Дхаммы Будды не имеет никакой ценности. Ценны изменения, происходящие в этом потоке сознания, чего в совершенстве достигает «Благородный с полностью развитыми органами чувств», то есть арахант.

Нужно иметь в виду, что здесь под органами чувств (индрия) имеются в виду не только и не столько физические органы чувств, но способность к соответствующему восприятию – зрительному, слуховому, обонятельному, вкусовому, телесному и умственному.

Русский