Вопрос. Правильно ли я понимаю, что при перерождении сотапанны («вступившего в поток») в мире людей он забывает свой прошлый опыт и прозрения, но обязательно придёт к Учению, начнёт практиковать и «наверстает» забытое? Или это по-другому работает? Или вообще этот вопрос неуместен?

Ответ. По сумме того, что говорится в суттах, складывается примерно такая картина: человек может стать сотапанной как бы двумя путями — через слушание и через практику (а именно через саматха-випассана-джханы). В первом случае он с высокой степенью вероятности переродится в мире людей. Во втором случае он будет перерождаться в более высоких мирах, в Чистых землях, до тех пор, пока не обретёт окончательное освобождение. Число перерождений в Камалоке в обоих случаях составит не более семи раз, однако во втором случае это число всегда значительно меньше. Вплоть до того, что в некоторых суттах Будда фактически приравнивает такого сотапанну к анагами, то есть он говорит, что тот перерождается в Брахмалоке и пребывает там, пока не достигнет окончательного освобождения.

Если же сотапанна перерождается в мире людей, то он попадает в условия, благоприятные для практики. Своего уровня — сотапанны, с отброшенными тремя первыми оковами — он достигает очень быстро, как бы экстерном, зачастую под влиянием совершенно незначительных с виду происшествий, таких как чтение книги и т.д. И в ходе этой жизни он может встретить Дхамму, и тогда его продвижение ускорится, а может и не встретить (зависит от каммы), и тогда он будет созревать естественным путём, так сказать. Такое естественное созревание и займёт у него семь жизней. Судя по всему, в этом случае в шестой жизни он становится сакадагами, в седьмой — анагами. Однако практически такой вариант, как я понимаю, маловероятен. Чаще сотапанна всё же встречает, хотя бы отчасти, Дхамму, начинает заниматься медитацией и т.д.

Нужно ещё добавить, что сотапанна-путь — это ещё очень ненадёжный уровень. Практикующий зачастую несколько раз пересекает этот барьер, прежде чем утвердиться в плоде. Однако если удалось «донести» путь до самой смерти, то с умиранием путь становится плодом, так как человек в момент смерти переживает опыт ниродхи.

Перерождение сотапанны в мире людей

Перерождение сотапанны в мире людей: 3 комментария

  • 23.07.2018 в 17:00
    Постоянная ссылка

    » Такое естественное созревание и займёт у него семь жизней»
    Но ведь при каждом «очередном» рождении он будет забывать о прошлых рождениях и начинать сначала!? И значит каждый из нас может быть в прошлом сотапанной и находиться в стадиях перерождения. Есть ли возможность прояснить в какой стадии находишься в этой жизни?

    Ответить
    • 23.07.2018 в 18:35
      Постоянная ссылка

      Да, каждый из нас может оказаться созревающим сотапанной. ) Такой человек изначально более гармоничен, чем в среднем, у него силён голос совести и т.д. Те опыты Ниббаны, которые он уже проживал в прошлых жизнях, в этой жизни он переживает как бы экстерном, как правило — два (путь и плод), причём это может произойти при совершенно случайных обстоятельствах.

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *