Вопрос. Почему не рекомендуется рассказывать другим о своих переживаниях и достижениях в практике вообще и в медитации в частности?

Ответ. Первое. Практика развивается очень индивидуально. То, что встречаете на пути вы, другой человек может не встретить. Кроме того, высока вероятность, что он поймёт вас по-своему, искажённо. В результате, сравнивая свою практику с вашей, он будет приходить к неправильным выводам и питать неоправданные ожидания, разочарования и так далее. То есть это принесёт его практике вред. Такая ситуация наблюдается очень часто. Фактически, я не знаю ни одного случая, когда такой несанкционированный обмен опытом принёс бы кому-то пользу.

Второе. Рассказывая о своём опыте, мы часто руководствуемся не самыми благотворными побуждениями. Социальные программы, связанные с тщеславием, очень живучи, и постоянно находят себе лазейки. Стремление к социальному признанию в результате не может принести положительных результатов, поскольку эта мотивация изначально ущербна.

Третье. Многие темы в среде буддистов являются холивароопасными (например, тема джхан, тема сосредоточения и т.д.), и, рассказывая о своём опыте, мы рискуем оказаться вовлечёнными в бессмысленные споры.

В связи с вышесказанным хочу подчеркнуть, что подобные разговоры являются нарушением Силы — и в том случае, если о своём опыте и достижениях рассказываете вы, и в том случае, если вы побуждаете другого человека к такому рассказу, не будучи его наставником. Нарушение Силы это тяжёлый кармический поступок, он приносит большой вред. Рассказав о своих достижениях, вы рискуете попросту их потерять. Некоторые ученики, ставшие на ретрите сотапанна магга, впоследствии потеряли это состояние, вовлекшись в вышеописанные разговоры и рассказывая о своём достижении. Что же говорить о тех, кто лишь испытал джхановые состояния.

Это не означает, что обмен опытом в принципе невозможен. Рассказать о пережитом можно самым близким людям, чтобы между вами не было тайн, если такой рассказ имеет значение в контексте ваших отношений. Рассказывать о своём опыте совершенно необходимо преподавателю. И кроме того, преподаватель может указать на тех из учеников, с которыми ваш обмен опытом может быть полезен и даже желателен. Преподаватель тоже может рассказывать о своём опыте или опыте других людей (не называя имён), если посчитает, что это не может кому-либо навредить. И мы можем видеть, что преподаватели в этом очень сдержанны и осторожны.

На вопросы типа «ну как?» лучше отвечать в общих чертах, что, мол, понравилось, получил больше чем ожидал (ну или наоборот), уточняя, что рассказывать более подробно не рекомендуется. Для ознакомления с деталями можно отсылать к книгам, выложенным на нашем сайте, благо они описывают путь вполне подробно. Если есть потребность дать более подробный отчёт о своём опыте, лучше предварительно согласовать его с преподавателем.

Отдельно хочется сказать о том, что необходимо всячески воздерживаться от споров, даже если они касаются Дхаммы. В спорах участники часто начинают волей или неволей стремиться к победе над оппонентом, а не к достижению истины. Люди, способные вести дискуссию корректно и продуктивно, это огромная и ценная редкость.

Молчание — золото
Метки:    

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *