Основой духовной практики в буддизме является нравственность, Сила (санскр. Шила). Нравственность в буддизме не имеет отношения к морализаторству или неким гуманистическим идеалам. Это сугубо практическая дисциплина, подчинённая, как и весь Восьмеричный Путь, одной цели — освобождению от страдания. Всё очень просто: если мы нарушаем предписания Силы, мы создаём условия для порождения нездоровых состояний ума. Тем самым мы увеличиваем сумму страданий в своей жизни, создаём предпосылки для неблагоприятных обстоятельств — внутренних и внешних (т.е. камму/карму). Нам банально становится труднее медитировать и сохранять ясное и спокойное состояние ума. Иными словами, мы никогда не сможем сколько-нибудь продвинуться в практике, если будем регулярно нарушать правила нравственности.

5 Основных нравственных предписаний для мирян в буддизме:

1. Воздерживаться от умышленного причинения вреда живым существам.
2. Воздерживаться от воровства, т.е. от того, чтобы брать то, что не даётся нам добровольно.
3. Воздерживаться от вредоносной речи — лжи, злословия, грубых слов и высказываний, которые могут поссорить людей, а также от пустословия.
4. Воздерживаться от сексуальной активности, которая может заставить других людей страдать — причём не только тех, кто непосредственно вовлечён в отношения. Сюда относится, например, сексуальная активность с человеком, уже имеющим пару, с человеком, живущим с родителями и находящимся под их опекой (как правило, здесь имеются в виду несовершеннолетние), и т.д.
5. Воздерживаться от употребления любых опьяняющих и притупляющих сознание веществ.

В суттах имеется и более подробное описание правил нравственности — речи, поведения и образа жизни. Например, несколько расширенный список из восьми правил включает в себя помимо вышеперечисленных ещё «не использовать украшения», «не участвовать в увеселительных мероприятиях», «не спать в роскошной постели».

Впрочем, Бханте Вималарамси говорит, что мы сейчас практически никогда не спим в роскошных постелях по древнеиндийским меркам, а потому он заменил это правило на заповедь «быть доброжелательным ко всем живым существам».

Во время ретритов мы соблюдаем эти восемь правил. Во время онлайн-ретритов рекомендуется соблюдать хотя бы 5+1: пять правил и заповедь доброжелательности.

Всё это, повторюсь, не является поводом для чувства вины. Если мы нарушаем эти правила, никто не будет грозить нам пальцем с небес. Мы просто получим последствия. Это полностью аналогично, скажем, тому, как если мы привыкли переходить дорогу без светофора. В этом случае когда мы попадаем под машину — это не наказание, а просто следствие неразумного поведения. Мы берём ответственность за своё поведение. Это значит, что следуя против Силы, мы должны сознавать возможные последствия и заранее быть готовыми принять их в полной мере, какими бы тяжкими они ни были.

Со временем нарушение правил Силы даже в мыслях становится для нас столь мучительным, что мы естественным образом начинаем этого избегать. Наш ум становится всё тише и чище, и это качественно новое, более благополучное состояние бытия. Нарушая правила нравственности, мы тем самым нарушаем этот внутренний покой и ясность. И это ОЧЕНЬ неприятно. Раньше это не было настолько заметно просто потому, что не с чем было сравнивать, ведь мы постоянно пребывали в неспокойном и мутном состоянии ума.


Ниже приведены отрывки из сутт, в которых освещается тема практики нравственности.

Амагандха Сутта (СНп 2.2) (фрагмент)

Ваттхупама Сутта (МН7) (фрагмент)

Саллекха Сутта (МН 8) (фрагмент)

Pin It on Pinterest

X
Поделиться