Вопрос. Почему вы не идёте в народ и не проповедуете Дхамму активно и даже агрессивно, как христианские миссионеры? Ведь потеряете паству.

Ответ. Во-первых, паствы у Будды нет. Он никого не пасёт, ни над кем не доминирует. Он лишь показывает путь, а идти или не идти — решает каждый сам.

Во-вторых, боюсь, активная проповедь несовместима с Дхаммой как таковой. Почему? Потому что активная проповедь всегда ведёт к конфликтам, раздорам, вражде. Между тем читаем, скажем, Мадхупиндика Сутту, МН18:

Друг, я утверждаю и провозглашаю своё учение таким образом, что никто не ссорится с кем бы то ни было в этом мире …

Будда рассказывал о Дхамме только тем, кто был готов его слушать. Много раз он повторял, что позиция «только моё учение верно, а остальные не верны» противоречит Дхамме. Если мы делаем что-то — физически, словесно или в мыслях, — что в итоге ведёт к раздорам, ссорам и разрушению связей между людьми, то мы не понимаем учения Будды. Он учил тому, как жить разумно и в мире. Его учение — мирное.

Я даже не говорю, что речь, ведущая к раздорам, это попросту нарушение третьего нравственного предписания… Поэтому если мы хотим действовать согласно Дхамме и проповедовать её по-настоящему, то вместо того, чтобы трубить о том, какая она замечательная, лучше улыбнуться и обнять оппонента. Чтобы он перестал быть оппонентом. Вот это — Дхамма.

Пусть люди живут, как им нравится. Мы будем жить так, как считаем нужным. Очищать источник своего ума. Если кто-то почувствует жажду, он сам придёт к этому источнику. Если мы стремимся распространить весть об этом источнике, значит, в нас есть алчность и этот источник ещё не чист. Мы собираемся поить людей грязной водой?

Проповедь Дхаммы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *