Вопросы. Сколько по длительности должен сидеть в медитации человек на каждой из стадий просветления? Сколько нужно суммарно насидеть часов, чтобы достичь той или иной стадии? За сколько в среднем входит в ниродху анагами? Сколько сидишь ты? За сколько ты входишь в ниродху? Как выбираешь, в какой пребывать брахмавихаре? И т.д. …

Ответ. Все эти вопросы бессмысленны, вредны и свидетельствуют о том, что человек, скорее всего, не достиг даже стадии сотапанны.

Бессмысленны они потому, что подобные вещи очень индивидуальны и сильно разнятся от человека к человеку. Никаких норм тут нет. То, что происходит с человеком на пути, зависит от его каммы. Да, рекомендуют сидеть дольше и, в целом, чем дольше человек сидит, тем быстрее продвигается, но насколько быстро он будет продвигаться — определяется его каммой. Я знаю людей, которые сидят много часов, но продвигаются очень медленно, и тех, кто сидит умеренно, но продвигается быстро.

Сколько сидят другие, что переживают и т.д. — нас не касается. Поэтому такие разговоры не рекомендуются. Мы начинаем сравнивать себя с другими, пытаться подогнать свой опыт под некие стандарты, которых нет, и в результате наша практика заходит в тупик. Поэтому эти вопросы вредны.

Более того, эти вопросы в принципе подразумевают некое сравнение себя с некими другими. Подобная проблематика отпадает у человека уже на стадии сотапанны. Он перестаёт сравнивать себя с другими, перестаёт вообще думать с позиции «я» в плане практики. Он видит, что нужно делать, и просто делает — настолько хорошо, насколько может. Он перестаёт сомневаться, рыскать по другим учениям и т.д. Он просто делает своё дело.

Не имеет значение ни число «насиженных» часов, ни то, как быстро ты входишь в ниродху. Имеет значение одно: понимание. Это — единственный настоящий критерий, по которому можно сказать, достиг чего-то человек или нет на Пути.

Сравнение с другими

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *