Вопрос. Вы говорите, что можно наблюдать феномены в уме, движения и прочее. Так же все остальные учителя говорят, что можно наблюдать мысли, но не вовлекаться в них, позволять мыслям плыть.

Я легко могу наблюдать физические феномены, например ощущения в теле, а также эмоции и т.д. Но когда дело доходит до ментальной сферы, то ничего не получается. И это понятно: как ум может наблюдать сам себя? Я либо, как охотник в засаде, напряжённо жду мысль или расслабляюсь, не имеет значения, и когда замечаю, что отождествился с мыслью, то мысль в этот момент исчезает, конечно. Я либо думаю, либо нет. Я не могу наблюдать со стороны, что ли, за работой ума.

Ответ. Наше внимание может быть привлечено явлениями в четырёх сферах, известных в буддизме как Четыре Опоры Осознанности: физическая сфера, чувства, состояния ума и умственные объекты, то есть мысли.

Что такое осознанность в буддизме? Это понятие обозначается палийским словом «Сати», которое точнее всего переводится как «памятование». О чём это памятование? Это – памятование о необходимости наблюдать за тем, куда и как движется наше внимание, по сути – внимание ума. К чему привлечён сейчас наш ум, как он к этому объекту перешёл и т.д.

Таким образом, в Четырёх Опорах Осознанности мы наблюдаем именно за движениями внимания к тому или иному объекту в той или иной из четырёх сфер.

Так вот, это обыденное, так сказать, внимание, которое движется от объекта к объекту, обозначается словом «Манасикара», глаз ума. Сати – это, действительно, своего рода надстройка, позволяющая уму наблюдать за умом. Вот есть такая способность у нашего ума. У животных, к слову, её нет. И именно поэтому они не способны практиковать Путь Будды.

Когда вы отдаёте себе отчёт о том, что внимание вовлеклось в какую-то мысль, это работает Сати. Вы именно с помощью своего ума наблюдаете за своим умом. По мере практики эта способность становится всё более тонкой: вы видите движения внимания ума на всё более ранних стадиях. На каком-то этапе вы распознаёте момент отождествления с наблюдаемыми объектами, а далее вы видите их уже до отождествления, и тогда они для вас становятся «это».

Но чтобы прийти к этому, нужно понимать важный момент: когда появляется отвлечение, то само это отвлечение является проявлением внутреннего напряжения. Поэтому важно расслабить это напряжение, а не просто вернуться к объекту медитации. Иначе вы в лучшем случае будете топтаться на месте.

Культивирование правильной осознанности, то есть Сати – способности наблюдать за движениями ума, является основой основ буддийской практики медитации.

Наблюдение ума с помощью ума

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Pin It on Pinterest

X
Поделиться