Вопрос. Что имел в виду Будда, говоря о вере?

Ответ. Это слово, которое переводится европейцами традиционно как «вера», в оригинале звучит как «саддха» или «шраддха», и смысл этого термина совсем не эквивалентен христианскому пониманию веры. Правильнее этот термин было бы перевести как уверенность, отсутствие сомнений из-за наличия прямого знания.

Бханте Вималарамси в одной из своих бесед приводит такой пример: «Вот я вам говорю, что у меня в руке драгоценный камень. Вы мне верите? Ну, может быть, да, может быть, нет. Вы же его не видели. А теперь я вам его показываю и даю удостовериться, а после опять зажимаю в руке. Теперь вы мне верите, когда я говорю, что у меня в руке драгоценный камень? Да. Потому что вы его видели своими глазами, удостоверились. Получили прямое знание. Вот это и есть вера в учении Будды».

Когда мы приступаем, мы можем мало что знать о Будде, нам не надо верить в какие бы то ни было догматы. Путь, описанный им, таков, что если мы его пробуем практически, то мы получаем результаты сразу же. И это рождает в нас уверенность. Уверенность рождает энергию двигаться дальше.

Во времена Будды был и ещё один источник уверенности — лицезрение самого Будды. В суттах постоянно упоминается, что многие люди шли за Буддой, именно наблюдая за ним и видя колоссальную разницу между тем, как себя ведёт он и его ближайшие ученики, с одной стороны, и все остальные, с другой. Между тем, что он говорит — насколько чётко, ясно и исчерпывающе, — и что говорят остальные. И так далее.

Конечно, некоторые люди нуждаются и в религиозной, эмоциональной, нерассуждающей вере, просто по своей натуре будучи неспособны идти иначе. Однако в учении Будды такая вера не является ни необходимой, ни достаточной, ни предпочтительной. Наоборот, человек, вооружённый ею, оказывается уязвим, поскольку без рассуждения он может стать жертвой собственной доверчивости.

Будда прямо говорит, что не разумно верить кому-то только потому, что этот кто-то — авторитет. Не разумно верить кому-то, если он обещает что-то в туманном будущем, а сейчас вы не видите никаких подтверждений его словам. Не разумно верить кому-то, если он сам не воплотил и не реализовал то, о чём он говорит.

Будда также утверждает, что его Дхамма немедленно эффективна. Иными словами, её результаты проявляются сразу же. Пусть и не в масштабах окончательной Ниббаны, но — очевидно и прямо наблюдаемо. Если это не так — если нам говорят, что нужно помучиться и потрудиться, прежде чем вы заметите какие-то результаты, — это явно нечто другое, нежели то, о чём говорил Будда.

Согласно словам Будды, его Дхамма прекрасна в начале, прекрасна в середине и прекрасна в конце. Это значит, что она даёт плоды с самого начала. В начале своего пути мы сразу получаем положительные плоды. Мы сразу же улучшаем качество своей жизни, начав следовать Дхамме. Потом, «в середине», мы знакомимся с плодами медитации и понимаем, что Дхамма ещё более прекрасна, чем мы думали поначалу. А когда мы оказываемся ближе к концу, то получаем такие плоды, о которых не могли раньше даже мечтать.

[Когда Будда повторяет эти качества Дхаммы, нужно понимать, что он не занимается рекламой и самовосхвалением при этом. Он даёт нам критерии, по которым мы можем отличить его Дхамму от остального. Критерии, на которые мы можем опираться, чтобы не сбиться с пути.]

Возвращаясь к теме веры, можно сказать, что именно немедленная эффективность Дхаммы, то, что она прекрасна с самого начала, и порождает в человеке уверенность, которую европейские переводчики называют верой.

Вера и Будда
Метки:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Pin It on Pinterest

X
Поделиться