Вопрос. Что такое приверженность обрядам и ритуалам?

Ответ. Можно это сформулировать так: подспудная вера в то, что мы можем управлять реальностью через некие личные отношения с нею. Скажем, вера в приметы. Если я буду перед экзаменом надевать сугубо определённую «счастливую» обувь, это поможет мне сдать экзамен. Чёрная кошка с пустым ведром и так далее.

Но помимо примет, есть ещё область, где этот почвенный магизм развернулся во всю свою мощь: религиозная жизнь. Мощи, иконы, намоленные места, особые «спонтанно исцеляющие» мантры и так далее. Спросите себя: если вы 10 раз поклонитесь статуе Будды (при условии, что вы буддист), станете ли вы ближе к просветлению? Нет? А если 1000 раз? Тоже нет? А если миллион? Появились уже колебания? А вдруг? Ведь это же сам Будда! А вдруг поможет? Вот это «а вдруг» — это та самая приверженность обрядам и ритуалам.

Кроме того, есть такое странное свойство человеческой психики – приверженность известным, строго повторяющимся действиям, болезненная внимательность к деталям. Иногда эта черта требует даже вмешательства психиатра. Человек всю свою жизнь наполняет обрядами и ритуалами. Он чувствует себя так более спокойно. Таким образом он пытается найти надёжный островок известного в океане неизвестного, которым является Реальность. Когда установленный порядок нарушается, он чувствует себя неуютно. Даже следование нравственным правилам и регулярным практикам становится для человека предметом цепляния. Это цепляние за известное тоже является проявлением приверженности к обрядам и ритуалам.

И вот, когда человек теряет эту веру, его взгляд на жизнь становится качественно более трезвым и гибким, ум – качественно более спокойным. Он освобождается от трепета перед тем, что большинством считается счастливыми или дурными приметами, или священными предметами, словами, идеями или местами. Но не только это. Он со всей отчётливостью понимает, что сколько ни повторяй священные слова, сколько ни крути священные барабаны, сколько ни ставь свечек по церквям, сколько ни бей поклонов статуям, менее помрачённым ты от этого не станешь. Да, установленная регулярная формализованная практика может помочь чтобы настроить и воспитать ум, но в конечном итоге единственное, что тут имеет значение – это внутренняя работа.

Приверженность обрядам и ритуалам
Метки:

Приверженность обрядам и ритуалам: 2 комментария

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *