Вопрос. Есть много современных установок по поводу того, какой должна быть социальная роль женщины. Но кто это решил? Я не знаю, как правильно думать и жить мне, как женщине. Какой я должна быть? Каким должен быть мужчина? И возможно ли совместное проживание, без детей? И как строить финансовую сторону?

Ответ. В учении Будды есть базовые нравственные правила, которые позволяют нам сохранять более спокойное и счастливое состояние ума, избежать множества неприятностей, и причинять меньше страдания окружающим. Плюс к этому в соответствии с тогдашними представлениями, подобное поведение ещё и приводило к перерождению в «более лучшем» уделе.

Для мирян обязательными являются пять предписаний. Есть и более длинный список правил, которого могут придерживаться миряне, состоящий из восьми пунктов. К пяти вышеупомянутым здесь добавляется ещё правило не пользоваться украшениями (и броским мейкапом), не посещать увеселительные мероприятия и не спать в роскошных кроватях.

Эти базовые нравственные правила конкретизировались применительно к тем или иным ситуациям, социальным или гендерным ролям.  Например, флирт относится к неправильной речи, попытка соблазнения — к неправильному сексуальному поведению (поскольку это намеренное возбуждение в другом человеке чувственного желания).

Соответственно, муж, жена, родитель или руководитель стремятся к соблюдению этих правил в рамках соответствующей роли. Жена не тиранит мужа и родственников, не транжирит деньги, не обманывает, не изменяет. Муж не тиранит жену и родственников, не транжирит деньги, не обманывает, не изменяет, не ведёт разгульный образ жизни и так далее. Они оба культивируют дружественное, скромное и любящее отношение друг к другу. Руководитель стремится не обижать подчинённых и так далее. Довольно подробно об этих нюансах, в том числе и о финансовой стороне, рассказывается в сутте ДН31.

Будда нигде не говорит, насколько я знаю, о том, что целью совместного проживания мужчины и женщины должно быть непременное деторождение. Он говорит, что муж и жена могут помогать друг другу в духовном пути, а могут мешать. Идеальным вариантом, конечно, является первое.

Будда не говорил также и что каждый непременно должен стать монахом или монахиней. Он говорил о монашестве как о наиболее удобном для практики образе жизни, но выбор оставался за человеком. В суттах говорится о мирянах, достигавших третьей стадии пробуждения – анагами — и при этом остававшихся мирянами, живущими вполне активной жизнью. Более того, нет также и явных указаний на то, что миряне (по крайней мере, не монахи формально, но ведущие образ жизни, близкий к монашескому), не могут достичь даже и полного окончательного пробуждения.

Таким образом, ваш вопрос – каким должна быть женщина или каким должен быть мужчина – в рамках учения Будды сводится по сути к практике Восьмеричного Пути. Женщина или мужчина – если мы становимся учениками Будды, мы практикуем Восьмеричный Путь. Восьмеричный Путь как таковой не противоречит ни мирской жизни, ни близким отношениям.

Правильная женщина
Метки:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *