Вопрос. Расскажите, пожалуйста, подробнее о сдерживании органов чувств и созерцании неприятного. Кстати, а созерцание приятного в практике бывает?

Ответ. Сначала — о том, как происходит наше восприятие в его части, касающейся развития помрачённых состояний. Каждый контакт наших органов чувств с каким-либо объектом сопровождается автоматической чувственной оценкой. Это происходит мгновенно, и в результате каждый объект для нас маркируется как «приятное», «неприятное» или «нейтральное». В соответствии с этим маркером далее происходит «распознавание» данного объекта. Иными словами это мгновенное, автоматическое и базовое распознавание уже искажено первичной чувственной оценкой. Мы, скажем, видим (глазами или мысленно) не просто «мороженое», а «вкусное мороженое». И далее происходит раскручивание этого искажённого распознавания: появляется напряжение «я хочу», внимание возвращается к объекту, начинается разрастание мыслей, и помрачённое состояние усиливается.

Так вот, автоматический механизм искажённого распознавания (а по мере практики — и чувственной оценки и даже первичного прилипания внимания к объекту) поддаётся исправлению. Наша тренировка направлена именно на это. Здесь можно выделить несколько аспектов такой тренировки:

1. Уведение внимания от объекта. Когда мы замечаем, что наше внимание зацепилось за объект, мы отпускаем его, расслабляемся, порождаем благотворное состояние (внутреннюю улыбку), и переводим внимание на объект медитации, либо на то дело, которым заняты. Объект этот мы отпускаем буквально, то есть если мы смотрели на него — уводим взгляд, если думали о нём — отпускаем мысль.

2. Созерцание неприятного/приятного. Если мы сталкиваемся с объектом, вызывающим чувственное желание (отмеченным маркером «приятное»), так, что мы вынуждены уделить ему внимание, то мы смещаем акцент восприятия на те аспекты данного объекта, которые являются неприятными или как минимум нейтральными. Например, мороженое это по сути голая химия, не полезная для организма, смешанная из полуфабрикатов. Если мы сталкиваемся с объектом, вызывающим негативное чувство, мы обращаем внимание на те аспекты данного объекта, которые являются приятными или нейтральными. Если нас кто-то раздражает, мы культивируем сострадательный взгляд на этого человека. В целом здесь две стадии — сначала размышление о том, на какие аспекты следует обратить внимание, а затем — собственно созерцание этих аспектов. При этом речь идёт не о том, чтобы «очернять» или «обелять» объект. Мы скорее обращаем внимание на те аспекты, которые обычно оказываются вытесненными из нашего восприятия, когда мы идеализируем «приятный» объект, или внутренне отторгаем «неприятный». Иными словами мы фактически работаем над тем, чтобы наше восприятие было более объективным.

3. Созерцание непостоянства, неудовлетворительности и не-личностности. Постепенно, по мере практики, мы переносим акцент на созерцание во всех явлениях аспекта непостоянства, неудовлетворительности и не-личностности. Этому способствует тот факт, что в ходе наблюдения за умом мы начинаем наблюдать и за процессом Зависимого Возникновения. Это приводит к тому, что мы видим всё происходящее как смену мимолётных явлений, которые не могут принести удовлетворения, и которые не являются чем-либо, что можно назвать «я», «моё» и т.д. Это окончательно освобождает наш ум от прилипания к объектам. Наш ум постепенно приходит к глубокой и ненарушаемой ничем безмятежности.

Необходимо помнить, что сдерживание органов чувств это базовая практика, которая должна пронизывать всю нашу жизнь, стать нашей второй натурой. Она напрямую ведёт к освобождению. Она напрямую ведёт к радости, что может показаться контринтуитивным. Свободный ум это спокойный ум. Спокойный ум это счастливый ум. Счастливый ум пронизан тонкой радостью.

Сдерживание органов чувств
Метки:    

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *