Вопрос. Допустим, я не женат. Почему (если это действительно так) многочисленные и разнообразные половые контакты являются нежелательными в свете Учения, если, скажем, все мои партнёры тоже не замужем? Может ли просветлённый иметь много сексуальных партнёров?

Ответ. Специально на тему именно промискуитета в суттах не говорится, насколько я знаю. Во всяком случае, я не помню такого. Возможно, это было связано с тем, что в том обществе это были очевидные вещи. Там в основном говорится просто о сексуальных отношениях. Поэтому здесь я могу рассуждать, исходя из общих соображений.

1. Секс это чувственное удовольствие, а согласно Учению, нужно быть умеренным в чувственных удовольствиях, поскольку неумеренность это потакание страстному желанию и по сути его усиление, со всеми вытекающими. Вообще, секс как таковой может служить нескольким целям: рождение детей, физическое выражение любящей доброты между близкими людьми, получение удовольствия. В «лёгких отношениях» первые два аспекта можно вычесть. Остаётся только получение удовольствия. Иными словами это действия, направленные сугубо и только на получение чувственного удовольствия, что технически аналогично купленному ведёрку с мороженым, но намного менее безобидно.

2. Соображения здоровья. Здесь — сугубо мои личные ни на что не претендующие выводы. Возможно, кто-то из профессионалов меня поправит. Эволюционно для человека очень необычная ситуация — когда он спаривается со многими мало знакомыми и мало связанными с ним партнёрами. В организме человека сложилось своё индивидуальное сообщество микроорганизмов, многие из которых лишь условно безвредны.

Сексуальный контакт с другим человеком это в том числе и контакт двух микробиот. Для организма это стрессовая ситуация. Поэтому при появлении сексуального партнёра человек с высокой вероятностью начинает чаще болеть, причём именно вирусными, грибковыми и бактериальными заболеваниями. Это связано, насколько я понимаю, именно с тем, что его микробиота вынуждена приспосабливаться, переходить к новому состоянию, в ней появляются новые разновидности микроорганизмов и т.д.

Если партнёр не меняется, то через некоторое время (и это как минимум месяцы) микробиоты двух людей приходят к новому равновесию и здоровье поправляется. Но если партнёры меняются часто, человек находится в этом состоянии постоянно. Хочу подчеркнуть, что речь в данном случае идёт отнюдь НЕ о заболеваниях, передающихся преимущественно половым путём. Мы принимаем как исходное условие, что заражения такими заболеваниями не происходит (что само по себе весьма сильное допущение). Презерватив здесь, видимо, помогает, но не на 100%.

Естественно, что все эти проблемы со здоровьем сильно отвлекают от практики, если уж мы говорим о Дхамме.

3. Любые, даже самые ни к чему не обязывающие, отношения с людьми это весьма энергоёмкое занятие. Отношения с новым человеком энергоёмки втройне. Хотим мы того или нет, замечаем мы то или нет, это очень сильно занимает наше внимание и возбуждает ум. Возбуждённый ум это препятствие в практике, это нечто противоположное безмятежности.

4. При «лёгких отношениях» вы относитесь к другому человеку как к средству получения удовольствия, как к предмету. Это неизбежно, так или иначе, ведь именно это является драйвером в таких отношениях. Подобное отношение к другим людям плохо сочетается с любящей добротой, а значит в целом делает ум более жёстким и недоброжелательным. Это не то направление, которому мы следуем в Дхамме.

5. Социальный аспект. Практикуя промискуитет, вы поддерживаете и развиваете соответствующую тенденцию в обществе, а тенденция эта (потакание чувственным удовольствиям и поиск их) такова, что она способствует усилению суммы страдания. Ни больше, ни меньше.

Теперь по второй части вопроса. Сексуальное влечение это наиболее сильное чувственное желание, с которым имеет дело человек. Второе и сравнимое по силе это пища. Будда однозначно говорит, что невозможно предаваться чувственным наслаждениям, не имея при этом страстного желания. Что значит «предаваться»? Это значит искать их, приветствовать их, позволять им захватывать наше внимание, управлять нами. Поэтому, если наша практика развивается в том направлении, которое было описано Буддой, мы становимся всё более устойчивы к подобным соблазнам. Они теряют свою силу над нами.

Понятие «просветлённый» в буддизме включает в себя восемь стадий вплоть до полного и окончательного просветления. На шестой стадии (анагами пхала) чувственные удовольствия теряют свою власть над человеком полностью. На пятой (анагами магга) человек получает опыт пребывания в состоянии этой свободы. На четвёртой (сакадагами пхала) власть чувственных удовольствий резко ослабевает. Они уже никогда и ни при каких обстоятельствах не могут завладеть человеком полностью даже на мгновение. На третьей (сакадагами магга) человек получает опыт пребывания в этом состоянии. Но даже на первой и второй стадиях (сотапанна) человек будет остро ощущать пагубность потакания чувственным удовольствиям. Буквально физически.

Промискуитет
Метки:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *