Вопрос. «Если нечто непостоянно, то, если оно приятно, его прекращение приносит страдание. Даже сам факт непостоянства приятного приносит страдание». 

  1. Если человек имеет желание посетить святые места и осуществляет это желание, то в чём его страдание?
  2. Если человек хочет пить и выпьет воды, то в чём его страдание?
  3. Если человек получил красный диплом, подал его маме и её взгляд его порадовал, в чём его страдание?
  4. В конце концов, если мужчина страстно хочет какую-то женщину, добивается её, получает удовольствие и теряет к ней интерес, то в чём его страдание?

Ответ. Не все желания – страстные. И не всё приятное обязательно связано со страстным желанием. В приведённой цитате (и в Благородных Истинах вообще) говорится только о приятном, которое связано со страстным желанием. Приятное приносит страдание, только если с ним связано страстное желание. То есть только если наш ум сжимается в состоянии «я хочу». Кроме того, под страданием здесь надо понимать не только острое страдание как таковое, но любую неудовлетворённость, любую фрустрацию.

Есть благотворные желания, не связанные со страстным желанием. Например, это желание выполнить свой сыновний или родительский долг или желание совершенствоваться в культивировании здоровых состояний ума.

Теперь рассмотрим приведённые вами примеры.

  1. Желание посетить святые места может не быть связано со страстным желанием. Часто это желание приобщиться к чему-то возвышенному. В этом случае, скорее всего, желание не породит страдания. Однако если в нём есть элемент страсти, то, например, любое препятствие на пути этой поездки будет восприниматься болезненно. Или когда человек покинет это святое место, он будет по нему тосковать, испытывая душевную боль. Или, если путешествие связано с повышением социального статуса, то по возвращении такой человек будет причинять окружающим боль, стремясь утвердить свой повысившийся статус.
  2. Если человек хочет пить, то он может не испытывать при этом страстного желания. Однако если жажда сильная, то воздержаться от страстного желания сможет лишь человек, находящийся на весьма высокой стадии просветления, либо специально тренированный. Иначе возникает страдание. Страдание неполучения приятного. Есть приятное, есть страстное желание, есть неполучение приятного, есть страдание. Если жаждущий человек пьёт воду, он наслаждается этим, но при этом, если его жизнь будет постоянно подвержена эпизодам нехватки воды и он испытывает страстное желание, сам этот акт будет связан с тревогой и желанием всегда иметь питьевую воду. Даже если это не так, то наличие страстного желания неизбежно приведёт человека к страданию, если возникнет ситуация нехватки. Иными словами, и здесь страстное желание чревато страданием. Не говоря о том, что в какой-то момент страждущий человек будет настолько желать пить, что может, например, выпить непригодную для питья воду и тогда акт удовлетворения жажды напрямую приведёт его к страданию.
  3. Если то стремление не было связано со страстным желанием, то это был чистый акт сыновней любви, а значит, полностью благое действие, свободное от фрустрации. Однако если страстное желание всё же было, то в процессе получения этого красного диплома человек периодически испытывал болезненные состояния – тревогу, страх провалиться на экзаменах, гнев, раздражение от того, что ради получения диплома приходится заниматься не тем, что нравится, и т.д. Если бы красный диплом не был получен, то в этом случае человек испытывал бы страдания в том или ином виде. Всё это – вплоть до очень нехороших последствий.
  4. Мужчина страстно хочет. Он испытывает при этом неудовлетворённость, фрустрацию. То есть страдает. Потом он получает то, что хочет, и видит, что удовольствие сошло на нет. Вряд ли это доставляет ему радость. Женщина в ходе всего этого процесса тоже вряд ли радуется. Всё это сопровождается сначала возбуждённостью ума, волнением, аффектами, аффликтивными эмоциями – а это тоже страдание, потом – сначала вялостью, подавленностью и апатией (это тоже страдание), а потом вновь начинает нарастать неудовлетворённость, то есть тоже страдание. И многие люди катаются на этих качелях всю жизнь, и предмет удовольствия тут может быть самый разный: секс, пища, впечатления, опьяняющие вещества, негативные эмоции (которые сообщают нечто вроде наркотического опьянения) и так далее и тому подобное.

Между тем нужно понимать, что учение Будды не призывает отказываться от приятного. Причина нашего страдания не в приятном, а в страстном желании. Именно на устранение, погашение страстного желания направлено учение Будды. Страстное желание – это сжатый, напряжённый ум в состоянии «я хочу» или «я не хочу». Впрочем, некоторые приятности неизбежно связаны с усилением помрачений, страстного желания, а значит и страдания, и потому путь Будды подразумевает отказ от них. Среди таких вещей – употребление опьяняющих веществ.

Приятное и страдания

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *