Четыре Опоры Осознанности

В ходе практики медитации безмятежности (TWIM) важно понимать, что такое Четыре Опоры Осознанности и как их применять правильно.

МН 10, Сатипаттхана Сутта, гласит, что необходимо наблюдать Четыре Опоры Осознанности. В сутте говорится, что, наблюдая их, нужно отпускать страстное желание и цепляние — отпускать личностное принятие этих оснований, отождествление с ними.

Если мы используем Четыре Опоры вместо Пяти Совокупностей, Восприятие и Чувство сливаются в один пункт. Четыре Опоры и Пять Совокупностей — это просто разные способы сказать одно и то же, в зависимости от того, говорите ли вы о медитации или о не-личностном процессе существования ума и тела.

Нам необходимо увидеть, что происходит до того, как мы запутываемся, отождествляясь с тем, что наблюдаем, и принимая это как «я». Увидеть тело просто как тело, чувство просто как чувство, сознание просто как сознание… Нужно наблюдать не-личностность, или анатта, своими глазами.

«Висуддхимагга» объясняет, что метод Сатипаттхана Сутты заключается в том, что мы разбиваем эти Четыре Опоры и практикуем их отдельно. Если вы наблюдаете тело, то наблюдайте только дыхание (как часть тела). Если вы наблюдаете чувство, то наблюдайте только чувство, и так далее.

Но в суттах всё не так. Вы не должны разбивать эту четвёрку. Вы и не можете это сделать. Вы наблюдаете все Опоры, потому что они происходят совместно. Все Опоры существуют в каждый момент, иначе вас бы не было. Вы не можете иметь тело и не чувствовать его, не воспринимать его, не познавать его. Вы не можете иметь ум без умственных объектов, тела или чувства.

Практика Випассаны, как она обычно преподаётся, разбивает Четыре Опоры Осознанности, описанные выше. Вы наблюдаете лишь за какой-либо одной из них и фокусируетесь только на ней. По большей части вы наблюдаете за дыханием — как происходит вдох и выдох, но некоторые учителя на определённом этапе практики рекомендуют сосредоточиться отдельно на чувстве или умственных объектах. Когда вы концентрируетесь на чувстве, например, вы видите только чувство, но не остальные совокупности, сопровождающие его. Вы, по сути, не совсем осознанны в смысле видения того, как ваше внимание движется от одного явления к другому. Такое видение означает не просто сосредоточенное созерцание самих объектов, но наблюдение отношений между объектом медитации и другими явлениями, связанными с ним.

Эти Опоры возникают и наблюдаются как нечто взаимосвязанное. Они не являются какими-то самостоятельными конструкциями. Наш ум и тело зависимы друг от друга, что ясно просматривается даже на самых ранних стадиях медитации. Вы не можете наблюдать тело без сознания или восприятия, с помощью которых познаёте, что имеет место в данный момент, или без чувства, которое бы позволило распознать возникающие в теле ощущения. Это подобно тому, чтобы разобрать автомобиль на части и пытаться его завести: пока все детали не будут на своих местах, завести машину не получится.

Практический путь к Ниббане
Метки:

Практический путь к Ниббане: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *