Глава Вторая. Переосмысление осознанности

Что такое осознанность?

Действительно — что такое осознанность? В одном буддистском журнале была опубликована статья, в которой этот вопрос задавали четырём учителям медитации. К концу обсуждения удовлетворяющий всех ответ так и не был найден. Они решили вернуться к этой теме в следующем выпуске журнала, через месяц!

Осознанность в наши дни крайне модна и, кажется, уже вышла за чисто буддистские рамки, став чем-то общепринятым. О ней говорят все — и психологи, и дети, и даже военные. У неё уже появился свой собственный журнал: «Mindful». Осознанность рассматривается как средство, чтобы: (1) отдавать себе отчёт в собственных мыслях и состоянии и (2) успокоиться и расслабиться. Всё это хорошо, но этому ли учил Будда? Такое ли предназначение для осознанности подразумевал он?

У меня есть теория, и вы не найдёте её больше нигде, поэтому, пожалуйста, будьте к ней снисходительны. «Осознанность» на пали звучит как «сати». Переводчики, работавшие с палийскими текстами, пытались подобрать какое-то подходящее английское слово. Проблема заключается в том, что некоторые понятия, которыми оперировал Будда, были радикально новыми для европейской культуры и не использовались в ней вообще. То есть в английском языке никогда не существовало какого-либо слова, которое бы соответствовало смыслу, вкладываемому в данное понятие, используемое Буддой.

Так что же делать? Взять наиболее близкий термин. «Сати» имеет отношение к наблюдению и знанию о том, что происходит, поэтому было выбрано слово «осознанность». Разумно, но правильно ли?

Сложность ещё и в том, что понятие «осознанность» уже несло определённую закрепившуюся смысловую нагрузку в английском языке. «Будь внимателен  — не ударься головой!»[3] Это значение, естественно, перенеслось и на «сати», и таким образом оказалось, что буддийская осознанность увязалась с тем, чтобы помнить, куда ты идёшь, бдительно наблюдать процесс достижения конечного пункта движения.

Так английская версия стала оказывать слишком большое влияние на оригинал. Теперь фактически всё обстоит так, будто палийское слово представляет английское понятие, а не наоборот! Палийский термин словно подгоняется под англоязычное мышление.

Поскольку переводчики не практиковали медитацию, они могли лишь догадываться, о чём идёт речь в тексте.

Всё было бы хорошо, если бы термин «сати» определялся и использовался в суттах именно таким образом. Но на самом деле это не так! Я предлагаю новое определение Осознанности, которое на первый взгляд может показаться таким же, но на практике оказывается совершенно иным. Если вы возьмёте этот вариант при чтении сутт, вы увидите, что он работает лучше.

Осознанность состоит в памятовании о наблюдении за тем, как внимание ума движется от одного явления к другому.

Внимательно прочитав определение и увидев там слово «памятование», вы можете подумать, что помнить о наблюдении легко, но это не так. Вы убедитесь в том, что ваш ум постоянно отвлекается от наблюдения за самим собой — то и дело переключается на мысли, которые вы не можете контролировать. Вот вы наблюдаете за происходящим в уме, потом появляется мысль — и вот вы уже унесены ею прочь, пока не вспомните, что вообще-то должны наблюдать за движениями внимания ума. Вы возвращаете наблюдение обратно к уму, а затем, возможно через несколько секунд или минут, другая мысль уводит ваше внимание.

Важно помнить, что это именно то, что вам нужно делать: наблюдать ход работы внимания ума и его движения как часть не-личностного процесса, что ведёт нас ко второй части определения.

Быть осознанным значит стать внимательным к тому, как фокус внимания ума движется от одного явления к другому. Будда говорил о необходимости для медитатора быть осознанным к тому, что возникает в настоящем, что бы это ни было, и особенно к тому, как это явление возникает. Не важно, что это за чувство, ощущение или что-нибудь ещё: мы либо наблюдаем за этим, либо нет. Он никогда не говорил, что нужно выделять какие-то отдельные части Четырёх Опор Осознанности или Пяти Совокупностей ума и тела и наблюдать только за ними. Это было бы практикой сосредоточения или концентрации на этих отдельных составляющих.

Вместо этого Будда призывал учеников следить за движениями внимания ума и наблюдать, (1) как все эти явления возникают или исчезают без какого бы то ни было контроля с вашей стороны и (2) как вы принимаете эти движения ума личностно, словно это некое ваше «я»: ум вцепляется в это чувство и затем идентифицирует его как «моё чувство», несмотря на то, что вы не вызывали это чувство, не просили его появиться или исчезнуть. Вы никогда не обладали каким бы то ни было контролем над ним. Оно просто возникает, когда складываются соответствующие обстоятельства.

Подобное отождествление с чувством порождает ложную веру в личностное «я» — в идею «я». Когда вы видите, как возникает концепция «я», вы можете отпустить её, не питая своим вниманием, расслабить напряжение и сжатость, порождённые этим беспокойством, улыбнуться в этом и вернуться к объекту медитации — и тогда становится ясно, что здесь никогда никакого «я» и не было. Есть лишь бесконечный поток активности.

Поскольку вы неспособны контролировать то, что возникает, вы начинаете видеть, как этот процесс отождествления — страстное желание — порождает страдание. Страстное желание проявляется как стремление управлять тем, что происходит. Но когда оказывается, что это невозможно, возникает страдание и нам это не нравится. Это ведёт к фрустрации и к порождению нового желания контролировать.

Итак, повторимся, каково же определение осознанности? Осознанность — это памятование о том, чтобы наблюдать, как внимание ума движется от одного явления к другому, по мере того как явления возникают непрошенно и уходят в своё время.

Осознанность — это не сверхфокусировка на объекте — чувстве, дыхании или на чём бы то ни было ещё; достаточно лишь знать, или понимать, что это явление имеет место.

В процессе наблюдения движений внимания ума вы видите возникающие препятствия, уносящие ваше внимание.

Таких препятствий пять:

• жадность, или чувственные желания;

• ненависть, или отторжение;

• сонливость (лень/вялость) и притупленность (замутнённость);

• возбуждённость, неугомонность, беспокойство или тревога;

• сомнения (в себе, в учителе, в практике или в Будде).

По мере того как вы остаётесь со своим объектом медитации, вы увидите, что страстное желание будет поднимать свою уродливую голову. Ваша цель в том, чтобы полностью понять, как оно возникает, — и через понимание этого процесса вы отпускаете само страстное желание и остаётесь с объектом медитации. А делаете вы это не через стиснутые зубы и попытки вытолкнуть что-либо прочь.

Нужно понять, что препятствия — это ваши друзья. Ваши учителя. Они показывают вам, к чему вы цепляетесь. Когда вы полностью поймёте их природу, вам больше не нужны будут наставления. Вы достигнете пробуждения! Вы увидите Четыре Опоры Осознанности во всей их ясности и чистоте! Вы увидите их без страстного желания и без личностного отождествления. Это будет огромным облегчением — отказаться от попыток управлять всеми этими явлениями, которые по своей природе неуправляемы!

_________________________________________________________________
[3] Здесь слово mindful переведено как «внимательный», хотя обычно оно переводится на русский как «осознанный». Однако в данном случае «будь осознанным — не ударься головой!» звучало бы странно. В английском же контексте слово mindful используется скорее в смысле «внимательный», «бдительный».  (прим. перев.)
Практический путь к Ниббане
Метки:

Практический путь к Ниббане: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *