Зависимое Возникновение: оставляя контроль позади

В ночь пробуждения, спустя годы практики в браминской традиции, Будда понял, почему он не нашёл облегчения. Сама фундаментальная предпосылка этих практик была неверна. Идея, что мы можем действительно контролировать желание и тем самым контролировать страдание, была ошибочной. Достигнув пробуждения, Будда непосредственно увидел то, что прежде понимал о своих умственных процессах лишь интеллектуально. Он постиг, что всё содержит страстное желание и возникает благодаря тем действиям, которые имели место в прошлом. Поскольку эти действия уже произошли, никто не может управлять тем, что возникает сейчас, и тем, как мы прореагируем в будущем. Иными словами, вы на самом деле не можете контролировать возникающее желание, но можете лишь наблюдать не-личностную природу его возникновения.

Что же такое Зависимое Возникновение и как это работает? Когда человек сидит, успокаивая ум, всё становится тихим. Но в следующий момент может появиться какой-нибудь звук. Например, чирикнет птичка. Звуковая форма — чириканье — встречается с ухом, физическим органом чувств, и возникает слуховое сознание. Эти три явления — звук, ухо и слуховое сознание — это Контакт (пхасса), одно из двенадцати звеньев Зависимого Возникновения. Контакт — это все три вышеперечисленных элемента, которые встречаются вместе. Так и происходит «слышание».

Аналогично, если вы зажигаете спичку, у вас есть головка спички, горючие химикаты и тёрка на спичечном коробке. Когда они соединяются, это можно назвать контактом. Появляется тепло и свет, а затем вспыхивает пламя. Если хотя бы один из этих трёх компонентов отсутствует, «огонь», то есть в данном случае слуховой контакт, не возникает.

Когда же слышание происходит, возникает Чувство (ведана), связанное с этим звуком, и затем Восприятие — мгновенная оценка-осознание, что это приятно, неприятно или ни приятно ни неприятно (нейтрально). За Чувством/Восприятием следует Страстное Желание (танха) по формуле «мне это нравится», «мне это не нравится» или «мне всё равно». Именно здесь вы начинаете отождествляться с происходящим и принимать это личностно.

Страстное Желание всегда проявляется как напряжение и ощущение сжатия в голове. Напряжение и сжатие — это то, благодаря чему вы можете распознать Страстное Желание. Нужно заметить и отпустить, разжать, релаксировать это ощущение в голове, в противном случае желание ведёт вас к думанию (Цеплянию), далее к Рождению Действия и, в итоге, к «горю, стенаниям, печали и отчаянию».

За Страстным Желанием следует Цепляние (упадана), или думание. Это мысли о том, почему вам это нравится или не нравится. Цепляние основывается на вашем прошлом опыте — на том, что случалось раньше при появлении такого звука. Приходят мысли, и запускаются истории об этом звуке.

Затем возникает побуждение к действию, связанное с реакцией на звук. Это Вовлечённость — эмоциональная привычка, склонность или поведение (бхава). Например, если вы орнитолог, то, заслышав птицу, вы поддаётесь привычке схватить камеру или взяться за бинокль.

Вовлечённость — это склонность делать что-либо в определённой ситуации. Это ваша типичная реакция на чувство, которое возникает. Например, некто входит в комнату и сетует на что-то. Вы всегда реагируете на жалобы аналогичным образом негативно. Вам не нравится, когда кто-то жалуется. Именно так вы вовлекаетесь в эту ситуацию.

Ваш супруг звонит и говорит, что задержится на работе, и даже если подобные звонки случаются нечасто, вы реагируете одинаково негативно. Это может быть осуждение — «ты такой ненадёжный», или вы можете затеять скандал из-за подозрений, что он что-то от вас утаивает. Это шаблонная привычка, выскакивающая каждый раз, когда имеет место однотипная ситуация.

С возникновением такой типичной реакции появляется сильная тяга попытаться управлять своими чувствами с помощью мыслей. Вы видите, что ум взбудоражен, и в вас возникает фрустрация и желание контролировать эти беспокоящие мысли. В этот момент мы начинаем воспринимать всё личностно, принимать всё на свой счёт, и именно здесь появляется эмоция.

У ума могут быть самые разные факторы, или состояния. Бывает жадный ум, бывает радостный ум. В Анупада Сутте Будда говорит, что даже умственный фактор «решение» обусловлен предыдущими действиями. Это решение можно назвать «волением» или «намерением». Но мы должны быть осторожны с этими определениями, потому что они могут ошибочно навести на мысль, что есть некое «я», которое «принимает решение». «Решение» — это просто малая, хоть и важная, часть процесса «принятие решения».

Как уже говорилось выше, явления возникают и проходят, как в примере с пением птицы, и их существование зависит от, в данном случае, звука. Когда ум очень тих, вы можете уловить возникающий фактор решения, а также сопровождающий его своего рода «толчок», направленный на то, чтобы «принять решение». Это очень интересно — наблюдать свой ум, работающий на этом уровне, и видеть, как на самом деле «вы», то есть «я», здесь не при делах.

Скажем, возникает желание выпить чашку чая. Вы можете начать думать о том, какой сорт чая было бы неплохо попробовать. Если ваша осознанность достаточно сильна, вы поймаете то самое мгновение, когда «вы решили», какой сорт заварить.

Есть момент, в который возникает «ваше» решение. Если вы мягко отпускаете, просто позволяя всему происходить и очень осторожно наблюдая за этим (это — ваш умственный фактор «исследования»), вы увидите умственный фактор «решения», который появляется совершенно сам по себе. А затем он тоже проходит. Далее рождается импульс к действию, возникающий посредством прилагаемого страстного желания. Это страстное желание и есть тот толчок к совершению действия, который вы чувствуете.

Является ли это настоящей свободной волей? Принимает ли эти решения некая ваша душа или глубинная сущность? Даже на самом глубоком уровне существует лишь ум в состоянии принятия решения, которое возникает и исчезает. Поэтому решение есть, но это решение — плод соответствующих условий.

Выражение «формации воления», или «волевые формации», используемое в текстах сутт, не совсем точно передаёт смысл. Воление как бы указывает, что есть кто-то, кто принимает решение, но в действительности никого нет. Есть лишь причины и условия. Нет «вас», принимающего решение, — есть просто момент решения. Единственная реальная сила, которую мы имеем, состоит в том, чтобы позволить этому быть и наблюдать, отпуская и расслабляясь в этом решении, видя, как оно исчезает.

Итак, продолжим. Следующее за Вовлечённостью-привычкой звено в Зависимом Возникновении — это Рождение Действия (джати), и вот вы встаёте и идёте к своей камере. Импульс к действию переходит в само действие. Действие может быть телесным (движение), вербальным (речь) или умственным (мысль).

К несчастью, к тому времени, когда вы добрались до своей камеры, птица уже улетела. Как результат действия — движения к камере — в вас может возникнуть неудовлетворённость по причине исчезновения птицы. Вы думаете, что ваши действия всегда ведут вас к тому, чего вы хотите, но на самом деле вы никогда не можете быть уверенными в результатах любого действия. Как говорится, гладко было на бумаге…

За Рождением Действия идёт последнее звено: Печаль, Стенания, Сожаление и Отчаяние. Да, в жизни время от времени случаются какие-то счастливые моменты, но они мимолётны! Даже если вы успели бы сделать фотографию, вы бы захотели, чтобы птица задержалась ещё чуть-чуть или чтобы вы успели записать её пение и т. д.

Выше мы рассмотрели лишь завершающую часть процесса Зависимого Возникновения, наиболее явную и грубую. Это последние семь звеньев из двенадцати:

• Контакт;

• Чувство;

• Страстное Желание;

• Цепляние;

• Вовлечённость;

• Рождение Действия;

• Печаль, Стенания, Сожаление и Отчаяние.

Это те звенья, которые можно видеть, не погружаясь глубоко в медитацию.

Контакт → Чувство → Страстное Желание → Цепляние → Вовлечённость → Рождение Действия → Печаль, Стенания, Сожаление и Отчаяние

Первые же пять звеньев в полной двенадцатичленной цепи Зависимого Возникновения имеют место до вышеперечисленных, и их можно интерпретировать как потенциалы. Они могут наблюдаться лишь как тонкие движения ума, за исключением Неведения, которое имеет отношение к пониманию. Позже, когда ваша медитация продвинется глубже, вы увидите эти первые пять звеньев:

Неведение → Формации → Сознание → Ум-Тело → Шестеричная Чувственная Основа

Будда говорил, что всё начинается с неведения относительно того, как всё происходит, то есть неведения относительно истины Зависимого Возникновения, а также Четырёх Благородных Истин, утверждающих, что всем процессом страдания движет страстное желание. Это то самое «неведение» Четырёх Благородных Истин, которое ведёт нас к нездоровым действиям, что создаёт нескончаемое страдание.

Ниже размещена схема, показывающая круг Зависимого Возникновения. Каждое звено зависит от предыдущего, которое как бы питает его. В каждом звене содержится также малое дополнительное количество страстного желания, которое заставляет весь этот процесс продолжаться бесконечно.

DO

Самьютта Никая (СН) в изобилии содержит информацию о Зависимом Возникновении. Процитируем основы:

СН 12.1. «Монахи, я научу вас Зависимому Возникновению. Слушайте внимательно то, что я скажу». — «Да, Господин», — ответили монахи. Благословенный сказал следующее:

«Что же такое, монахи, Зависимое Возникновение? С неведением в качестве условия возникают формации; с формациями в качестве условия возникает сознание; с сознанием в качестве условия возникает имя-и-форма; с именем-и-формой в качестве условия возникают шесть чувственных основ; с шестью чувственными основами в качестве условия возникает контакт; с контактом в качестве условия возникает чувство; с чувством в качестве условия возникает страстное желание; со страстным желанием в качестве условия возникает цепляние; с цеплянием в качестве условия возникает вовлечённость; с вовлечённостью в качестве условия возникает рождение; с рождением в качестве условия возникает старение-и-смерть, печаль, стенания, сожаление и отчаяние. Таково происхождение всей этой массы страдания. Это, монахи, и зовётся Зависимым Возникновением.

Но с безостаточным исчезновением и прекращением неведения происходит прекращение формаций; с прекращением формаций происходит прекращение сознания; с прекращением сознания происходит прекращение имени-и-формы; с прекращением имени-и-формы происходит прекращение шести чувственных основ; с прекращением шести чувственных основ происходит прекращение контакта; с прекращением контакта происходит прекращение чувства; с прекращением чувства происходит прекращение страстного желания; с прекращением страстного желания происходит прекращение цепляния; с прекращением цепляния происходит прекращение вовлечённости; с прекращением вовлечённости происходит прекращение рождения; с прекращением рождения происходит прекращение старения-и-смерти, печали, стенания, сожаления и отчаяния. Таково прекращение всей этой массы страдания».

Высочайшая цель TWIM состоит в том, чтобы увидеть, каким образом каждое звено зависит от предыдущего звена или обусловлено им. Когда человек понимает этот процесс достаточно глубоко, впервые возникает необусловленное состояние, Ниббана. Мы осознаём, что нет никакого личностного «я» или эго, а есть просто не-личностный процесс, зависящий от условий.

Это понимание порождает огромное облегчение, потому что, как гласит известное дзэн-буддийское изречение, «нет «я» — нет проблемы!» Никого тут нет, поэтому некому заниматься контролированием.

Это подобно тому, как мы встречаем тёмную фигуру, идущую к нам, и в нас возникает страх, потому что ум сразу вбрасывает мысли, обусловленные прежним опытом, — о разного рода злодеях; но вот при сближении мы узнаём нашего друга, и пугающая картинка тут же заменяется другой — радостной. Точно так же мы всегда думали, что есть какое-то «я», а теперь видим, что это была иллюзия.

Можно уподобить звенья Зависимого Возникновения в нашем поведении многовековой истории существования некоего города. Первые здания превращались в другие здания, потом те ветшали, их сносили и на их месте строили новые и так далее. Обусловленное возникновение и исчезновение подобно возникновению и исчезновению великого города, входящего в пору расцвета и в пору увядания, постоянно меняющегося. Наконец, он исчезает под влиянием бессчётных взаимосвязанных причин. В этом городе нет никакого управителя, принимающего решения и предпринимающего действия. Есть лишь изменения, которые можно наблюдать, обусловленные тем, что происходило до того.

Сходным образом нет личного «я» или души, контролирующей ваше продвижение по жизни. Есть лишь изменения, которые случаются благодаря причинам и условиям, возникающим и исчезающим. Именно это мы ошибочно называем своим «я» — я, мне, сам и т. д. Тогда как всё это не-личностный процесс, нескончаемая цепь причин и условий, которые текут подобно реке — реке, которую мы в силу неведения считаем «собой».

Зависимое Возникновение — это, в действительности, самый важный принцип буддизма, наряду с Четырьмя Благородными Истинами. Понимание того, что источник страдания — это Страстное Желание, и прозрение в механизм Зависимого Возникновения ведёт к уничтожению Страстного Желания. Постижение того, что Благородный Восьмеричный Путь ведёт к этой цели, является сердцем буддийской медитации.

Восьмеричный Путь

Правильные Воззрения (Понимание) ⇒ Гармоничный Взгляд

Правильная Мысль ⇒ Гармоничный Образ

Правильная Речь ⇒ Гармоничное Общение

Правильное Действие ⇒ Гармоничное Движение

Правильные Средства к Жизни ⇒ Гармоничный Стиль Жизни

Правильное Усилие ⇒ Гармоничная Практика

Правильная Осознанность ⇒ Гармоничное Наблюдение

Правильное Сосредоточение ⇒ Гармоничная Собранность Ума

В следующей главе мы рассмотрим тот инструмент, с помощью которого эта цель — уничтожение Страстного Желания и, следовательно, освобождение от страдания — становится достижимой.

Практический путь к Ниббане
Метки:

Практический путь к Ниббане: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *