Глава Шестнадцатая. Вторая стадия Пробуждения — Сакадагами

*** Инструкция к медитации

Что представляет собой практика по достижению Пути и Плода Сотапанны? Всё просто: нужно продолжать делать то, что вы делали и до того. Каждая стадия пробуждения — лишь ещё один шаг по лестнице, ведущей к полному уничтожению страстного желания. Теперь медитатор посылает равностность по две минуты в каждом направлении, а затем излучает её во все стороны, как и раньше. И снова, когда это чувство исчезает, вы просто наблюдаете тихий, чистый ум и применяете 6Р к любому возникающему явлению. И всё, просто продолжайте. Именно так вы и будете практиковать вплоть до самых высоких стадий.

Вторая стадия пробуждения — это продолжающееся углубление практики медитации. Вы становитесь Сакадагами, когда видите возникающие и исчезающие звенья Зависимого Возникновения дважды подряд, а не один раз, как на стадии Сотапанны. Происходит опыт одного Прекращения и видения звеньев Зависимого Возникновения. Затем, спустя момент или два, звенья Зависимого Возникновения возникают и исчезают во второй раз. Всего 24 звена возникают и проходят все сразу, как автомобильный караван, одно за другим. Это описание основывается не только на текстах сутт, но наблюдается непосредственно в опыте учеников.

После того как вы достигаете Пути (Магга) Сакадагами, Плод (Пхала) Сакадагами приходит, когда вы ещё раз испытываете опыт Прекращения и звенья Зависимого Возникновения возникают и исчезают дважды. Иногда в опыте достижения Пути ученик не замечает «пузырьки» (которые и есть звенья) как таковые, но видит их при достижении Плода.

Как и на первой стадии, при достижении Плода личность меняется бесповоротно. Знание Пути означает, что вы на самом деле лишь на пути к Плоду или то, что стадия Сотапанны завершена.

На этой стадии в вас сильно ослабевают, но не исчезают полностью, следующие оковы:

1. Кама-рага: чувственное страстное желание, или влечение.

2. Вьяпада: недоброжелательство, ненависть, злость, отторжение и страх.

Эти оковы ослабевают. Временами, при соответствующих обстоятельствах, эти нездоровые состояния всё ещё будут возникать. Ощущая гнев и влечение как грубые состояния, вы станете избегать их, а в случае их возникновения применять к ним 6Р. Вы будете удивлены, если они задержатся в вас сколько-нибудь долго. Вы будете медитировать, чтобы полностью исключить эти беспокоящие состояния ума. Они всё ещё присутствуют, но теперь намного слабее, чем раньше.

Как и прежде, если вы не испытали Плод какого-либо из путей в течение жизни, он будет достигнут в момент смерти.

Будучи Сакадагами, вас ждёт не более одного перерождения, причём в мире не ниже человеческого, до того как вы достигнете окончательной Париниббаны и покинете Сансару. Сотапанна перерождается не более семи раз.

Три пути к Ниббане

Как излагается в этой книге, первый (и самый лёгкий) способ достичь Ниббаны — через джханы. Это то, что я описываю здесь. Существует, однако, два других пути.

Второй — путь, по которому разворачивался процесс пробуждения самого Будды. Он вошёл в четвёртую джхану и затем: (1) вспомнил свои прошлые жизни; (2) посетил иные миры и увидел, как и почему существа рождаются в них; и, наконец, (3) он увидел, как работает камма, как причины создают новые причины в нескончаемом круговращении, ведущем к старению и смерти. Через это знание возникает освобождение от чар и бесстрастие и достигается Ниббана. Этот путь называется «трёхчастным знанием», или тевиджжа:

(1) знание прошлых жизней;

(2) знание бытия в других сферах;

(3) знание о разрушении помрачений — Ниббана.

Третий путь пролегает посредством реализации психических сил, или иддхи, в результате чего достигается Ниббана. Эта практика больше подходит эмоционально чувствительным людям. Если вы чутки к чувствам, значит, ваш тип личности — чувствующий, вы человек, который руководствуется велениями «сердца». Другой тип личности — интеллектуальный, с приоритетом логических и прагматических соображений и мотиваций. Таким людям лучше всего подходит продвижение через джханы. Люди смешанного типа могут повторить путь Будды, путь трёхчастного знания. Или пройти через джханы. Вы можете научиться вспоминать прошлые жизни, но здесь мы не будем касаться этой практики. Попросите учителя, и, если он найдёт это полезным для вас, он научит вас этому, основываясь на уровне вашего продвижения и типе вашей личности.

Путь достижения психических сил трудный и может занять много лет. В нём заключена опасность оказаться привязанным к этим силам и не желать идти дальше. Сверхъестественные силы могут вызвать гордыню и тщеславие. По мнению Бханте Вималарамси, этот путь наиболее сложен. Он говорит, что вы можете его изучить, но на это уйдёт десять лет и вам нужно будет оставаться с Бханте всё это время!

Практический путь к Ниббане
Метки:

Практический путь к Ниббане: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *