Освобождение от чар

В ходе пребывания в этом тихом и чистом состоянии ума сначала приходит знание Освобождения от чар. До сего момента вы наблюдали возникающие и уходящие явления с некоторым интересом. Вы замечали, что продвигаетесь глубже, и продолжали идти. По мере такого продвижения остаётся всё меньше того, к чему можно было бы применить 6Р. Ум становится всё тише и тише.

Вот вы продолжаете, наблюдая это постоянное возникновение и исчезновение объектов. Вы замечаете безмолвное пространство между этими объектами, возникающими и исчезающими. Вы думаете: «А что, если бы я мог избавиться от этих приходящих и уходящих объектов? Тогда бы остался только покой…» Вы думаете, что тогда была бы лишь тишина, без всех этих надоедливых объектов и колебаний. Недостаток простоты видится вам как страдание.

Попытки управлять процессом имеют в себе аспект жажды. Желание, чтобы нечто случилось, — именно то, что не даёт этому произойти. Учитель напомнит ученику, что его работа — просто наблюдать.

И вы понимаете, что теперь начинаете развивать совершенно новый взгляд на мир. Вы никогда не думали, что недостаток умственной активности может быть чем-то хорошим, но теперь вы считаете именно так! Вы видите, что любая умственная активность и движение неудовлетворительна, бодрствующее безмолвие — лучше. Теперь вы видите любое колебание ума и даже любое появляющееся сознание как нечто неудовлетворительное. Вы даже пытаетесь остановить явления, чтобы они не возникали, но не можете! Вы никогда ничем на самом деле не управляли — всё просто продолжает происходить!

Ваш ум начинает приближаться к безмолвию, но сталкивается с проблемой. Поток умственных явлений не останавливается и просто продолжает свою круговерть. Возникает своего рода тонкое наблюдение: «Я устал от этих ощущений, беспокоящих мир моего ума». С этим осознанием возникает неудовлетворённость, говорящая, что было бы лучше, если бы все эти явления просто прекратились: «Дайте мне уже погрузиться в этот мир и покой». Так вы начинаете приходить к освобождению от чар, к раз-очарованию.

Вы ищете причину, по которой эти непрерывные ощущения и умственные объекты возникают, но, кажется, нет тому никаких причин. Если бы вы нашли их, то смогли бы понять, почему всё это приходит, или обнаружить способ, с помощью которого можно было бы выключить этот поток. Вы хотите заняться анализом и решить эту проблему, но решения нет.

В итоге вы сдаётесь в этом своём наблюдении. Интерес к наблюдению нескончаемого потока прекращается. Вы осознаёте, что ему на самом деле нет конца. Вот такое в вас возникает понимание о природе ума и жизни: всё это никогда не закончится. Покоя здесь нет.

Вы — весь такой бодрствующий, непрерывно наблюдающий каждую малейшую вибрацию, мысленную форму и так далее, — можете быть крайне устремлены к расслаблению и отпусканию всего, что возникает. Делая так, вы подразумеваете, что когда-нибудь завершите этот процесс… но это не работает.

Теперь всё происходящее является для вас беспокойством. Возникновение чего-либо нарушает тихое состояние ума, которым вы начинаете наслаждаться — наслаждаться не в смысле страстного желания: вы начинаете ценить это состояние, находить в нём удовольствие. Вы понимаете, что равновесие лучше, чем погоня за теми или иными объектами. Это понимание приводит к удовлетворённости; удовлетворённость будет возникать сама по себе, вне полчища вибраций и движений, постоянно нападающих на вас.

У вас может возникнуть желание Ниббаны, и вы можете думать, что уже близки к ней. Потом окажется, что вы прилагаете слишком много усилий и начали надеяться на некое будущее, ожидая, что достигнете желаемого. Нужно применять к этому 6Р. Это — страстное желание, жажда чего-либо.

Вы можете думать, что такое желание необходимо, чтобы достичь цели. Нет, вы уже указали своему уму на цель. Позвольте медитации сделать остальное. Произведите намерение достичь чего-то и затем просто отпустите это. Не думайте о пункте назначения постоянно. Просто продолжайте, веря, что это случится в своё время, доверьтесь процессу: вы на правильном пути. Это и есть намерение.

Является ли желание Ниббаны чем-то, чего у нас не должно быть? На этой заключительной стадии практики, перед достижением пробуждения, мы отпускаем даже его. Когда мы начинали, да, мы не могли приступить к практике без некоторого намерения пройти по пути до конца. Так что это здоровое, положительное желание. Потому что, в конце концов, это желание не иметь желаний. Это не похоже на желание получить шоколадное мороженое или новую машину. Это желание остановиться и быть тихим, познать мирное состояние. Такого рода здоровое желание называется на пали «чанда».

Как уже говорилось выше, вы не знаете, как сделать, чтобы это поток не возникал. Вы хотите его остановить. Нет ничего, кроме вибраций на всех уровнях. Теперь вы видите мирное состояние как желательную цель. Вы хотите стать пустым от всех этих ощущений.

И вот здесь — точка, когда вы просто прекращаете заботиться обо всех этих возникающих явлениях. Вы не можете повелеть им перестать появляться. Вы сдаётесь и видите, что, уделяя внимание этим явлениям, вы их питаете. Они никогда не остановятся, если вы чувствуете к ним какой-либо интерес. Вы приходите к пониманию, что всё это движение, все эти колебания — лишь беспокойство, помеха вашей собранности и покоя.

Ум теряет интерес к тому, что возникает, и появляется глубокое чувство раз-очарования. Возникающие явления бесконечны. Это и есть страдание — дуккха, что на пали и значит страдание или тяжесть. В Первой Благородной Истине Будда говорил, что существование есть страдание. Теперь вы видите это воочию. Вы видите, как вы уделяете внимание чему-то, оно вам нравится или не нравится — всё, что бы ни возникало, — возобновляя таким образом страстное желание, — и это Вторая Благородная Истина. И теперь вы также видите цель — Прекращение страстного желания, которое есть прекращение страдания: Третья Благородная Истина.

Практический путь к Ниббане
Метки:

Практический путь к Ниббане: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *