Глава Четырнадцатая. Дверь в Ниббану

С практикой постепенно начинает созревать опыт глубокой тишины и равновесия, и вы сможете сидеть дольше без каких-либо отвлечений. Умственная активность становится очень тихой. Особо замечайте движение внимания в вашей голове. Помните, что ваш ум «сидит» именно в мозге и напряжение/сжатие возникают именно там. Отпускайте и расслабляйтесь одним мягким движением. Достаточно лишь намёка на 6Р. Мгновенно отходите от любого колебания ума. Даже если это какое-нибудь лёгкое ощущение, которое едва отклонило ваше внимание в свою сторону. Сразу же расслабляйте это.

На этой стадии ум становится безмятежным и ясным. В чистой и заряженной энергией осознанности присутствует своего рода свет или яркость. Вы быстро прогрессируете. Вы легко видите всё, что возникает в сознании. Расслабляетесь в любом отвлечении и применяете 6Р автоматически. В вашем уме просто не возникают мысли и внимание никогда не блуждает.

Тончайшие связи Зависимого Возникновения начинают появляться перед вашим умственным взором. Сначала из глубины ума возникают сознания. Затем, ещё глубже, вы видите формации, которые являются причиной этих сознаний. «Вы» — не это возникшее явление. Не отождествляйтесь с ним. Это — страстное желание. Теперь вы находите желательным и лишённым страданий лишь мирный ум, свободный от колебаний и движений ума. Чем их меньше, тем лучше.

Вы можете увидеть свет и затем заметите, что вы оказались в существовании текущего момента. Это точно как если бы вдруг включили свет и — вот вы в нём. Вы заметите присутствие залипания, неприятное ощущение, которое есть не что иное, как страстное желание. Нужно применять 6Р даже к таким малейшим его проявлениям.

Что такое формации? Они могут быть телесными, вербальными и умственными. Это очень тонкие движения. Формации — это потенциал действий, а не сколько-нибудь созревший результат. Мельчайшие семена, из которых рождается сознание. Оно, в свою очередь, ведёт к проявлению ума-материи, а затем возникают сферы органов чувств. Далее, с возникновением контакта, всё это взрывается в виде осознанного внимания.

Мы не будем говорить о том, как возникают формации, поскольку лучше, если вы сами сообщите учителю о том, что видите. Учитель скажет, правы вы или нет. Мы не хотим здесь закладывать какие-либо ожидания. Важно, чтобы вы сами видели глубоко и прямо, без предубеждений. Если же у вас нет учителя, это не страшно, поскольку, что бы ни возникало, инструкция будет одна и та же: 6Р — и возвращаемся к объекту медитации. Вы по-прежнему должны отпускать всё.

Когда вы видите нечто предположительно похожее на формации или что-то более глубокое, применяйте 6Р и смотрите, не скрывается ли там что-либо ещё. Применяя 6Р к любому возникающему звену этой цепи, вы открываете следующее, лежащее под ним. Мы устраняем напряжение и сжатие из страстного желания в звеньях по мере их появления, и именно это делает доступными более глубокие звенья.

В сутте МН 128 Будда говорит, что медитатор может потерять яркость и свет. Почему? Ну конечно, из-за всё тех же надоедливых препятствий! Они подобны тёмным облакам, заслоняющим ясный небосвод ума. Иногда ум настолько чист, что ему впору эпитет «сияющий».

Когда мы сидим в этом состоянии, нам часто мешает неугомонность, поскольку здесь нечего наблюдать. Вам захочется увидеть хотя бы что-то, и вы начнёте пытаться управлять процессом. Может возникнуть скука вместе с сопровождающим её снижением осознанности. В результате свет меркнет. Уравновешивание энергетизирующих факторов с помощью безмятежности, осознанности и других факторов просветления вернёт вам сияющий ум.

Оставайтесь с чистым умом в качестве объекта медитации. Если ваша осознанность сильна, он будет по большей части тихим. Время от времени может возникать некоторая лёгкая активность. Ум начнёт колебаться, и это будет выводить его из точки тишины туда, где покоится ваше внимание. Сразу же применяйте 6Р и возвращайтесь к тишине.

Ваш объект медитации по-прежнему тихий ум как таковой. Сторожите любую возникающую активность. Если чувствуете, что теряете тишину, можете вызвать чувство покоя и удерживать на нём внимание. Когда ваш ум успокоится, отпустите это чувство и вновь приступайте к простому наблюдению и расслаблению в тонких движениях ума.

Практический путь к Ниббане
Метки:

Практический путь к Ниббане: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *