Природа сознания

Все Пять Совокупностей возникают в каждое мгновение, но они искажены страстным желанием и цеплянием. Это происходит из-за того, что их возникновение принимается личностно. Фактически все совокупности появляются одновременно, создавая ваш мир в этот момент. Потом они исчезают. Вы существуете лишь в каждый отдельный момент, а затем полностью исчезаете, пока не возникает следующий контакт и вместе с ним — чувство. И всё это происходит миллионы раз в мгновение ока, именно поэтому мы воспринимаем всё это как непрерывное существование. Вы уже наблюдали это явление во второй арупа-джхане — в Сфере Безграничного Сознания.

Затем по какой-либо внешней причине вы рождаетесь опять — в слышании, видении или прикосновении. Если бы не эта вибрация или контакт в какой-либо из шести дверей чувств, вас бы просто не было. Вы не существуете вне этого, вне этих триггеров, запускающих существование вашего «я»! Это оказывается удивительным прозрением, когда мы до него доходим. Нет никакого лежащего в основе «я», которое испытывает чувственный опыт. Чувства — это лишь опыт как таковой. Они испытывают сами себя.

«Вы» не умираете со смертью вашего тела — вообще-то вы умираете в каждый момент и затем возрождаетесь лишь для того, чтобы опять исчезнуть. Сознание подобно пузырькам, образующимся на поверхности быстрого ручья. Вода ударяется о скалы так же, как воспринимаемые объекты ударяют в двери чувств. Взвесь водяной пыли, которая образуется там, где вода бьёт о скалы, подобна видимым формам, «ударяющим» в сетчатку глаза, создавая капли или «туман» сознания.

Это ваше внимание, возникающее и уходящее благодаря работе шести органов чувств — шестеричной основы, которая составляет ваше тело. Это внимание кажется реальным и ощущается в данный момент как некое постоянное «я», но в следующий момент пузырёк лопается и исчезает. Рождение, смерть, рождение, смерть — миллионы раз в секунду.

С научной точки зрения это просто нейроны, возбуждающиеся в вашем мозге, и всё это может быть объяснено, но во время медитации мы видим прямо, как всё происходит в нашем уме. Тогда мы начинаем понимать, что природа этого процесса — истинно не-личностная, и вот тут мы познаём научное видение непосредственно.

Наука уже сделала вывод, что нет никакого «я», есть лишь телесные и умственные элементы и ничего больше. Но некоторые учёные всё ещё спорят о том, нет ли некоего более глубокого «я» или души за пределами всего, что они могут измерить. Настоящее прозрение в психофизический процесс определяется тем, каким из наблюдаемых данных вы верите. Иначе говоря, с одной стороны, исследователи утверждают, что есть лишь нейроны, возбуждающиеся в сером веществе, и никакой души во всём этом нет. Но, с другой, эти же учёные сами не верят своим же данным и всё ещё думают, что некая глубже лежащая душа всё же наличествует. Привычные воззрения очень глубоко укоренены.

Мы же увидим, что истинное топливо, запускающее движения ума, — это страстное желание. Есть происходящий телесный процесс, и есть умственный процесс. Телесные части этого процесса — это химические вещества в мозге, вступающие друг с другом в реакцию; это тело. Результатом этих химических реакций является сознание, которое есть ум, — и мы получаем тело и ум.

Откуда всё это возникает? Мы не знаем, поскольку являемся этим процессом, но Будда даёт объяснение. Это имеет отношение к карме и её результатам — последствиям предыдущих нездоровых действий, нарушениям нравственных правил в прошлом. Умственный процесс просто возникает из имеющихся условий. И это можно видеть напрямую.

Познавая эти прозрения на собственном опыте, сам наш ум начинает меняться. Причина этих изменений — понимание. Страстное желание прекращается, некоторые нейроны больше не возбуждаются, и «яшность» (страстное желание) не возникает.

Вы узнаёте, что ваш любимый дядя умер. Раньше вас бы охватило горе, но сейчас, в силу видения истинной природы вещей, вы начинаете по-настоящему понимать, что всё прекращается, все умирают, и это нормально, такова реальность. Это не неожиданность, это часть жизни.

Нейрофизиологи могут наблюдать, как работает мозг, но только понимание, достигаемое через прямой опыт, может фундаментально менять обусловленные реакции в мозге.

Весьма сомнительно, что наблюдение электрических полей на МРТ может привести кого бы то ни было к пробуждению. Почему? Потому что только непосредственный опыт может дать глубокое прозрение в то, как работает наше сознание на самом деле.

Будда сказал: «Ум — источник всех восприятий…» (Дхаммапада, I.1 и 2). Таким образом, мы должны прежде всего посмотреть на ум и ясно это увидеть — тогда мы поймём природу взаимодействия между умом и телом. Когда мы увидим это достаточно отчётливо, мы убедимся в том, что этот процесс не личностный. Заблуждение о существовании «я» устраняется, поскольку мы понимаем, что здесь никогда не было кого-либо, кто бы испытывал все эти «мне нравится» или «мне не нравится». Именно в этом заключается заблуждение и освобождение от него. Мы приходим к пониманию, что «я» — это лишь концепция.

Практический путь к Ниббане
Метки:

Практический путь к Ниббане: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *