Больше нет чувства

Вы подошли к пределу медитации Брахмавихар с четырьмя Божественными Пребываниями в качестве объекта. Начав с Метты, или Любящей Доброты, вы автоматически перешли к Каруне — Состраданию, а затем к Мудите-Радости, которая в конце концов превратилась в Упеккху, глубокий внутренний покой. Теперь даже он ушёл. Вы вступили в следующую фазу медитации: простое наблюдение движений внутри ума.

Когда чувство равностности, которое привело вас к этой точке, угасает, вы приступаете к осознаванию ума и умственных объектов. Наблюдайте, что там происходит, и вы увидите мельчайшие возникающие движения. Как только вы уловите любое движение или вибрацию, нужно расслабиться. Ваш ум станет очень, очень тихим на долгие периоды времени. Эта глубокая тишина ума может длиться двадцать минут, тридцать минут или даже час. В этом тонком безмолвии ум абсолютно чист! Чем дольше вы можете сидеть с этим тихим умом, тем лучше.

Постепенно джхана Отсутствия Всего открывает путь в Сферу Ни-Восприятия-Ни-Невосприятия — четвёртую арупа-джхану. Ум в этой точке настолько тонок, что единственный способ понять, что вы испытали это состояние, — вспомнив об этом после выхода из него. Некоторое чувство остаётся, хотя оно и тонкое, и восприятие в некотором смысле остаётся, а в некотором смысле — нет.

Теперь вашей задачей будет просто наблюдать объекты ума, которые возникают и проходят в этом ясном чистом уме. Но не сразу – сначала дождитесь правильного момента. Медитационную сессию вы начинаете с излучения чувства внутреннего покоя в каждом из направлений. Вы ждёте, пока внутренний покой естественным образом угаснет. Не торопитесь, просто позвольте этому случиться, продолжая излучать внутренний покой, пока он не исчезнет.

Попытки производить какое бы то ни было чувство порождают напряжение в уме. Никогда не создавайте напряжения, которого до того не было. В случае сомнений вы можете попытаться вызвать чувство покоя, чтобы увидеть, приходит ли оно и начинает ли течь вовне само по себе. Покой может быть подобен созерцанию ночного неба — настолько это состояние безмятежное и тихое. Если вы чувствуете, что пытаетесь принудить его появиться, остановитесь. Это значит, что сейчас время просто наблюдать.

Когда вы наблюдаете за умом и применяете 6Р ко всем движениям или вибрациям, которые начинают возникать, все активности начинают замедляться. Активность ума сойдёт почти на нет. В уме остаются какие-то явления, но они больше не цепляют ваше внимание. Одно из величайших препятствий здесь — это склонность вовлекаться во всё, что возникает, и анализировать, откуда оно пришло, почему оно возникло. Эти вопросы неуместны в данной ситуации. Это просто дополнительное думание, разновидность неугомонности, импульса к деланию.

Отпустите анализирование совсем. Анализирование — для психоаналитиков, а не для пути Будды. Оно никогда не завершится. Все эти явления могут возникать до бесконечности, и до бесконечности можно их анализировать, и вы так и не оставите это. Как заметил один из учителей Достопочтенного Бханте Вималарамси — Достопочтенный Саядо У Пандита, анализирование всего — это болезнь Запада!

Один практикующий рассказывал, что прошлые жизни возникали перед ним как маленькие пузырьки. Он забывался и начинал исследовать их, чтобы рассмотреть их содержимое. В итоге это повредило его практике — он позволил страстному желанию утвердиться в себе. Прошло много лет, прежде чем он устал от всего этого и начал бесстрастно применять 6Р к подобным явлениям.

Психологи захотели бы выяснить, откуда пришли эти мысли, но мы не будем. Мы просто наблюдаем сам процесс и его возникновение.

Когда вы садитесь и приступаете к наблюдению, ваш ум поначалу может быть очень активным. Но по мере углубления в медитацию эти движения затихают. С достижением арупа-джхан движения начинают превращаться скорее в вибрации, которые, по мере восхождения по арупа-джханам, становятся быстрее и тоньше. Когда же вы достигаете состояния ни-восприятия-ни-невосприятия, остаются только лёгкие колебания, тончайшие — трудно даже сказать, есть они или их нет.

Ваше внимание начинает погружаться внутрь очень глубоко, ум как бы уменьшается. Ум есть, но его трудно воспринять. Это похоже на картинку-пазл, из которой начали выпадать фрагменты. Постепенно остаётся лишь трудноуловимое мерцание на месте того, что было раньше. Так мало объектов возникает сейчас, что от вас самих остаётся всё меньше.

В этот момент вы по-настоящему убеждаетесь в плодотворности развития привычки постоянно расслабляться. Сейчас это расслабление происходит автоматически.

*** Инструкция к медитации

Единственный способ понять, что вы испытали это очень тонкое состояние, — через ретроспекцию того, что происходило, пока вы находились в нём. Когда вы выходите из этого состояния, уделите несколько минут рефлексии и применяйте 6Р ко всему, что возникает при этом. Не погружайтесь в эти картинки и истории, просто отметьте и отпустите. Поскольку раньше с вами такого не бывало, ваш ум естественным образом будет стремиться поразмышлять об этом. Примените 6Р к этим мыслям. Не останавливайте их. Просто оставьте их, где они есть, и позвольте им угаснуть. Расслабьтесь в этом.

Что происходит, когда вы расслабляетесь? Движения ума становятся всё тише и тише — до тех пор пока вы, наконец, не приходите в состояние, где нет никаких сколько-нибудь отчётливых движений — присутствует лишь небольшая вибрация. Чем больше вы расслабляетесь, тем слабее становится эта вибрация, поскольку любое движение создаётся страстным желанием. Расслабление растворяет страстное желание, и ум успокаивается ещё больше. Малые движения ума всё ещё имеют место, когда вы входите в ни-восприятие-ни-невосприятие.

Если вы работаете с учителем, вас наверняка спросят: «Были ли вы в состоянии, которое похоже на то, будто вы спите, но при этом бодрствуете?» Движения ума замедляются всё больше, вплоть до перерывов в сознании. Теперь больше нет полностью постоянного, плотного осознавания. Ум замедляется, застывает — как вода, замерзающая в лёд.

Есть разные степени сферы Ни-Восприятия-Ни-Невосприятия. Ваш ум может замедлиться так, будто он пребывает в состоянии сна. Постепенно вы начинаете видеть некоторые вещи, которые происходят как бы во сне. Это может быть некая история, подобная сновидению. Когда вы выходите из неё — она не имеет смысла, но пока вы её испытывали, в ней был смысл. Например, вы можете увидеть говорящую птицу и не найти в этом ничего необычного, но выйдя из этого состояния, вы удивляетесь: как вы могли подумать, что птицы умеют разговаривать!

Могут возникать образы, цвета, очертания, узоры. Но иногда ваше внимание недостаточно сильно, чтобы заметить их тут же. Это подобно попыткам оставаться осознанным в сновидении. Позже, во время медитационной сессии или после неё, если вы пускаетесь в размышления над тем, что там происходило, просто примените 6Р.

Тем не менее ваша осознанность становится острее, по мере того как вы входите и выходите из этого глубинного уровня раз за разом, и в итоге все сноподобные образы или узоры сходят на нет. Тогда вообще едва что-либо остаётся. Может возникнуть даже своего рода чистый экран — просто темнота, хотя вы будете знать, что были там, когда вынырните из этого состояния.

Имейте в виду, что в ходе медитации вы можете войти в сонливое состояние, и, узнав, что сфера ни-восприятия-ни-невосприятия — это сноподобное пространство, вы зададитесь вопросом: а был ли этот опыт джханой? Это могла быть и обычная сонливость, к которой надо применять 6Р. Вы просто спутали дремоту с глубокими состояниями арупа-джханы. Это смутное состояние может быть полностью пустым. Дремота характеризуется определённо низкой энергией и низкой осознанностью. Когда вы выныриваете из неё, это больше похоже на пробуждение ото сна — какая-то энергия есть, но её мало и надолго не хватает. Или у вас просто будут слипаться глаза. Вы, может быть, решите, что это низкоэнергетическое состояние особенное, но это всего лишь отсутствие бодрствования.

Разница в том, что в сфере ни-восприятия-ни-невосприятия, в четвёртой арупа-джхане, это сновидное состояние возникает из очень ясного, энергетически сильного и чистого пространства. Вы будете очень осознанным и бодрствующим.

Здесь может быть некоторое недопонимание, но погружение из низкоэнергетического мутного состояния в дальнейшее сонное пребывание не способствует вашему продвижению. Будьте бдительны и задавайте себе этот вопрос: не сонливость ли это? Возможно, вы переоцениваете уровень своей осознанности, тогда как это лишь состояние сонливости. Если так, нужно выстроить свою осознанность и чаще использовать 6Р. Когда вы входите в четвёртую джхану, ваша энергия будет на самом деле очень высокой, но при этом безмятежность и внутренняя тишина — ещё сильнее.

Можно с уверенностью сказать, что при выходе из этого глубокого состояния вы не будете сонливыми — в вас будет больше энергии, чем когда-либо до того. Но если вы всё же чувствуете пониженный тонус, то самое время встать и взбодрить тело.

Поскольку сейчас вы сидите больше и дольше, вы можете входить в четвёртую арупа-джхану несколько раз за сессию и каждый раз вы будете погружаться всё глубже. Когда вы выходите из этого состояния, пожалуйста, не прерывайте сессию. Оставайтесь в медитации и применяйте 6Р ко всем возникающим помехам. Продолжайте сидеть. Применяйте 6Р ко всему, что имело место в том состоянии и о чём вы сможете вспомнить. Ваш ум будет более активен и полон энергии по выходу, но вы должны просто позволить ему снова успокоиться. Каждый раз, когда вы будете входить в джхану, это будет глубже, чем в предыдущий раз.

МН 111.18: «Он осознанно вышел из этого достижения. Сделав так, он созерцал состояния, которые прошли, прекратились, изменились…»

Сидение в глубокой медитации в течение длительного времени позволит вам входить в это состояние ни-восприятия-ни-невосприятия.

Вы будете чувствовать себя очень мирным и заряженным энергией, а ум будет устойчивым и уравновешенным. Сейчас в уме наблюдается очень мало движения.

На этом уровне медитации после обеда вас не будет клонить в сон. Будет лишь лёгкая тяжесть, которая быстро пройдёт, или вообще никаких неудобств — настолько сильным становится ваш ум. Вы можете спать меньше и вставать зачастую посреди ночи. Проснувшись ночью, можете попробовать сидеть так долго, как только сможете, а когда устанете — возвращайтесь ко сну. Одним людям подходит такой режим, другим нет. Он прерывает естественный цикл сна, и остаток дня вы, возможно, будете сонливым. Будьте внимательны и посмотрите, как это подействует на вас.

Примерно в этот период некоторые медитаторы на ретритах могут захотеть вставать раньше — скажем, в 2-3 ночи — и сидеть дольше по утрам. Учитель будет побуждать вас к максимально длительным сидениям. Вы можете попросить наставника позволить вам медитировать весь обед. Еду можно отложить на более позднее время. Потому эта трапеза и зовётся полуденной — её время примерно в полдень, но она может быть отодвинута до часа дня или до двух и даже позже, оставаясь при этом единственным вашим приёмом пищи за день. Для монахов она начинается с 11 утра и заканчивается не позднее полудня, но в случае с мирянами допускается варьировать это правило.

Вы сейчас на такой стадии, когда нужно отстраняться от любого движения ума, которое появляется во время медитации. Важно смотреть на все возникающие состояния не-личностно. Реагирование на состояния с большим бесстрастием, просто-наблюдение без какого бы то ни было интереса ослабляет вашу привязанность к ним. Всё это чепуха — здесь нет ничего, в чём бы стоило копаться и чему стоило бы следовать.

Окинем взглядом маршрут, пройденный до этого пункта.

Джханы и соответствующие им объекты медитации

Первая джхана ⇒ Любящая доброта (Метта)
Вторая джхана ⇒ Любящая доброта (Метта)
Третья джхана ⇒ Любящая доброта (Метта)
Четвёртая джхана ⇒ Любящая доброта (Метта)
Сфера Безграничного Пространства ⇒ Сострадание (Каруна)
Сфера Безграничного Сознания ⇒ Радость (Мудита)
Сфера Отсутствия Всего ⇒ Равностность (Упеккха)
Сфера Ни-Восприятия-Ни-Невосприятия ⇒ Чистый Ум

Итак, мы успокаиваем ум с помощью спектра чувств — метты, сострадания, радости, равностности, которые возникают одно за другим, — чтобы достичь равновесия и использовать эти чувства как платформу, с которой удобно наблюдать явления, возникающие в уме.

Постепенно движения ума замедляются до точки, где мы перестаём «тонуть» в мыслях и отвлечениях и можем отпустить все Брахмавихары, перестав использовать их как объект медитации. Мы наблюдаем движения на фоне ясного, тихого ума — и именно это является нашим объектом медитации сейчас. Мы достаточно безмятежны и уравновешены для того, чтобы мелкие отвлечения и вибрации больше не колебали наше сознание.

Постепенно даже эти малые движения остановятся, и вся умственная активность прекратится. Пруд ума теперь не будет иметь ни малейшей ряби на своей поверхности. Внезапно осознанность и внимательность начнут прерываться на мгновение. Сразу после этого будет возникать невероятная ясность, которая позволит видеть ещё глубже, чем когда-либо до того. Мы постигнем глубочайшие аспекты ума. Именно к этому мы и шли. И давайте продолжим путь.

Любое возникающее состояние имеет очень тонкую «обёртку» из страстного желания. Это то, что вы считаете своим «я». Всякий раз рождается чувство, которое видится как «моё чувство», а также конструируется маленькая история-интерпретация по поводу того, что это такое. Когда что-либо возникает, ваш ум немедленно воспринимает этот объект как нечто, наблюдаемое «вами». Есть объект, и есть «я», воспринимающий этот объект. Это — страстное желание, ваше чувство «я».

Фактически никакого «я» тут нет вообще. Есть объект, есть орган чувств и есть сознание, а конкретнее — визуальный объект, орган глаза как таковой и зрительное сознание.

Ум интерпретирует эти процессы, возникающие и проходящие, как часть некоего постоянного «я». Но на самом деле происходит вот что: чувство возникает, и есть чувство «я», которое будто бы испытывает это появляющееся чувство. Есть сознание, но также есть ошибочное восприятие, что это маленькое «я» — некая самость, которая чувствует всё это. Некоторые люди даже видят своего рода маленькое изображение себя, и находящийся в заблуждении ум принимает его за настоящее «я». Но это всего лишь картинка — никакого «я» там нет.

Вдобавок, воспринимая личностно любое возникающее чувство, делая каждый возникающий объект «моим», вы можете впасть в склонность думать, что это вы вызвали данный опыт. Очень важно обратить на это внимание. Это — заблуждение о существовании «я», которое якобы контролирует каждое возникающее состояние. Вам будет казаться, что «это я вызвал данное состояние или чувство к жизни» или «я контролирую это или то возникшее состояние».

Факт состоит в том, что нет никакого «я»-контролёра, который бы управлял чем бы то ни было в вас. Глубокое прозрение в Зависимое Возникновение заключается в том, что всё возникает из причин без участия какого бы то ни было «я». Нет никакого «я», которое бы делало это, или заставило бы возникнуть что-либо, или контролировало бы что-либо. Вам нечего сказать по этому поводу. Когда вы обретёте глубокое понимание этого факта, вы почувствуете облегчение, потому что с этого момента на вас больше не будет висеть ноша, которую вы сами на себя взгромоздили — груз уверенности, что вы контролируете каждое состояние ума. Какое же облегчение не нести ответственности за каждую свою мысль! Вы не думали её — она сама ответственна за «своё» существование.

Когда что-то в уме возникает, будь то образ, свет или мысль, просто отступите назад — очень-очень мягко. Посмотрите, как это состояние образуется из ничего. Не важно, почему оно пришло. Оно просто пришло, и вы его не вызывали. Оно пришло из-за того, что так сложились условия. Нет никакого главнокомандующего, который заставляет возникнуть то или это. Нет никакого контролёра, никого, кто был бы ответственен за происходящее.

Может случиться и так, что вы будете наблюдать за происходящим с чрезмерно большой энергией и слишком набрасываться на приходящие и уходящие объекты. Ослабьте усилие и вернитесь к тихой точке, в которой ваше внимание очень спокойное. Есть просто некие возникающие и уходящие вибрации.

Не думайте, что вы контролируете что-либо. Если бы вы управляли происходящим в вашей психике, вы бы могли сами определять для себя время, чтобы быть счастливым или грустным, но вы-то знаете, что это вне вашей власти. Вместо этого попытайтесь уделить самое пристальное внимание самой этой силе, самому этому желанию контролировать. Она постоянно присутствует на заднем плане вместе с каждым возникающим чувством. Каждый раз формируется тонкое «я», которому нравится данное чувство или нет. Это и есть страстное желание или чувство ревизора — ложная вера в личностное «я». Итак, в момент, когда чувство или даже мимолётный образ «я» возникает, расслабьте его и примените 6Р. Не впадайте в него. Отпустите и отступите. Позвольте этому чувству угаснуть, оставив только покой и ничего кроме наблюдения.

Сутта говорит о «факторе решения». Вы знали, что, когда вы «принимаете решение», это всего лишь ещё один элемент ума, который просто возникает, но не имеет за собой никакого управителя?

Допустим, вы собрались сесть в медитацию и задумались, какую подушку для этого выбрать. Вы, возможно, увидите точный момент решения, начиная с которого вы «определились» насчёт подушки. Есть момент, в который возникло ваше «решение». Но если вы отступите и мягко позволите всему происходить, очень пристально наблюдая с помощью фактора исследования состояний, вы увидите, что фактор решения возникает совершенно сам по себе. И потом он так же проходит. Возникает позыв к действию, происходящий из страстного желания, внедрённого в него. Это страстное желание толкает вас к тому, чтобы перейти к действию.

Сейчас вы настолько спокойны и довольны, что можете отпустить всё, что бы ни возникло. Это не ваше. Это просто ерунда. Вы видите это своим умом — глазом ума, умственным взором, очищенным от страстного желания, — ничего не воспринимая личностно. Это — видение явлений с помощью «глаза мудрости», видение вещей такими, какие они есть на самом деле. И это очень здорово! В итоге вы приходите к непередаваемому уровню внутреннего равновесия, которое называется освобождением от чар или раз-очарованием, а за ним наступает даже ещё более глубокое состояние бесстрастия, открывающее дверь «необусловленному».

Чем больше времени вы проводите в ни-восприятии-ни-невосприятии, тем чище становится ум. Бханте говорит, что в этом состоянии образуется огромное количество заслуг. Заслуга подобна своего рода складу здоровых действий, ведущих к очень хорошим последствиям в будущем. Это, можно сказать, ваш счёт в кармическом банке. Развитие всё более чистого ума поможет вам продвинуться к конечному достижению.

По мере того как вы будете продолжать сидеть в этом состоянии, движения ума будут останавливаться, а страстное желание — затихать. Наступило время быть терпеливым и настойчивым. Продолжайте наблюдать и практиковать 6Р, расслабляться при возникновении любого движения или хотя бы дрожания ума.

Если послышался звук и ваше внимание начало двигаться в эту сторону — немедленно отпустите это, расслабьтесь и вернитесь к прозрачному, чистому уму. При возникновении какого-либо интереса к этому звуку нужно применить 6Р к желанию выяснить источник звука. Любое стремление сделать что бы то ни было — это повод использовать 6Р.

Так вы придёте к точке, где почувствуете, что ум как бы остановился. Вы просто сидите тихо, вне потока ума, который постоянно спешит всё дальше и дальше. Будда говорит об этом как об остановке посреди реки, вода которой теперь бежит мимо, а вы превратились в неподвижную скалу. Чувство «я» больше не движется, оно отделилось от потока событий, и из-за этого возникает своеобразное возвышенное облегчение.

Любое движение вы сейчас наблюдаете как беспокойство для своей внутренней тишины. Вы замечаете, что движение — это страдание, дуккха. Может возникнуть желание избавиться от этих вибраций, но применяйте 6Р к этому отторжению и отпускайте всё. Вы не можете оттолкнуть что бы то ни было. Помните: у вас нет контроля над чем-либо. Всё, что вы можете, — это наблюдать и применять 6Р.

Любое желание углубиться в анализ того, что происходит или что возникает, нужно игнорировать. Мы интересуемся лишь самим процессом — возникновением и исчезновением. Вопросы о том, почему явления приходят, невозможно до конца разрешить. Причина может корениться даже не в текущей жизни, поэтому, может статься, вы никогда так и не узнаете о том, что послужило поводом к возникновению того или иного препятствия. Вам и не нужно это знать. Не нужно понимать, откуда всё это пришло, оставим это психоаналитикам; мы просто применяем 6Р и отпускаем.

Препятствия появляются по кармическим причинам, из-за нездоровых действий, то есть в результате нарушения заповедей в прошлом — в этой жизни или в какой-либо другой. Всё, что в наших силах, — это соблюдать предписания в данный момент и применять 6Р к любому беспокойству ума, которое возникает как следствие их нарушения в прошлом.

Когда вы видите что-то, на основе этого контакта появляется чувство — приятное, неприятное или ни приятное ни неприятное (нейтральное). Сразу же по возникновении этого чувства вспыхивает страстное желание: желание притянуть («что это такое? «) либо оттолкнуть это.

Нужно понять, что именно в тот момент, когда вы видите что-либо, прямо в самом процессе смотрения содержится страстное желание. Применяйте 6Р и расслабляйтесь в этом процессе смотрения, как только он захватывает ваше внимание. Заметьте, что имеется очень тонкое напряжение, когда глаз фиксируется на каком-то видимом объекте: именно оно «утягивает» ваше внимание. В момент, когда ум поворачивается к чему-то, чтобы пронаблюдать, вы должны сразу же расслабиться в этом движении, отпустить объект. Не позволяйте страстному желанию захватить плацдарм вашего внимания. Отпустите. В большинстве случаев страстное желание весьма слабо, но, как говорит Бханте Вималарамси, оно очень настойчиво.

Фактически не существует такого явления, как «ум, уводящий ваше внимание». Звук возникает, и страстное желание возникает. Кажется, будто некое «я» было привлечено к звуку, но на самом деле всё не так. Звук и страстное желание возникают вместе, создавая иллюзию, что некто был утянут к звуку. Это и есть иллюзия существования личностного «я». В действительности же видимый объект, звук или что угодно возникает, уже имея в себе встроенное страстное желание. И это самое «я» возникает прямо там, в этом ощущении.

«Я» не существует нигде, кроме как в слышании звука в данный момент. Почему «я» возникает в этот момент? Потому что вы хотели услышать это.

«Я» (ваше так называемое постоянное «я») фактически рождается в момент отождествления. До того было лишь угасающее сознание, возникшее перед этим. Затем возникает новая звуковая вибрация, которая запускает возникновение страстного желания, и личностное «я» опять создаётся сразу же. Это — процесс Зависимого Возникновения: причины и условия постоянно возникают и проходят. В каком-то смысле можно сказать, что вы «перерождаетесь», рождаетесь заново в каждый момент — снова, и снова, и снова.

Практический путь к Ниббане
Метки:

Практический путь к Ниббане: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *