Возникают отвлечения. Как быть?

• Излишек энергии ввергает в неугомонность — нужно снизить уровень внутренней активности. Возьмите безмятежность в качестве объекта медитации. Это успокоит ваш ум. Применяйте 6Р к желанию контролировать процесс. Добавьте это к практике Внутреннего Покоя.

• В случае недостатка энергии ум становится сонливым или притупленным — тогда следует добавить чуть больше усилия и повысить свой интерес к тому, что происходит. Вызовите в себе любопытство. Можно встать и походить, чтобы поднять энергию. Пусть ваши движения будут быстрыми. Пройдитесь по лестнице вверх-вниз. Чем дольше вы сидите, тем больше нужно ходить. Многие избегают медитации во время ходьбы и после этого удивляются, что их постоянно одолевает дремота во время длительного сидения. Нужно поддерживать кровообращение и энергию на достаточно высоком уровне.

Будда и его монахи много ходили, где бы они ни жили. Это позволяло им поддерживать здоровье. Походы за подаяниями могли быть долгими и трудными, но это окупалось той энергией во время медитации, которую они обретали в результате.

Применяйте 6Р к любым следам скуки (которая является тонкой формой отторжения) и пройдите сквозь неё. Временами будет казаться, что почти ничего не происходит, и тут нужно быть очень мягким и терпеливым. Потом вы пройдёте глубже. У Силананда, один из учителей Бханте, всё время повторял ему: «Терпение ведёт к Ниббане».

В практике мы используем Семь Факторов Пробуждения:

1. Сати — Осознанность

2. Дхаммавичайя — Исследование опыта

3. Вирийя — Энергия

4. Пити — Радость

5. Пассадхи — Безмятежность; Расслабление/Успокоение ума

6. Самадхи — Собранность ума

7. Упеккха — Невозмутимость, Равностность

Нужно настроить эти факторы.  Однако не старайтесь специально выстраивать баланс. Позвольте вашей осознанности сделать своё дело. Часто практикующие стремятся контролировать этот процесс слишком сильно, пытаются сделать ум тихим с помощью того или иного фактора, в котором, по их мнению, они сейчас нуждаются. Но чрезмерные усилия ведут к возбуждённости ума. Нужно уравновешивать желание уравновешивать, отступая назад и позволяя всему приходить в равновесие естественным образом.

Достопочтенный Бханте Вималарамси часто напоминает своим продвинутым ученикам, что их работа как медитаторов — просто наблюдать, как внимание ума движется от одного явления к другому. Осознанность не имеет отношения к контролю. Одна из самых трудных вещей заключается в том, чтобы просто наблюдать, не пытаясь управлять этим.

Некоторые жалуются на отвлечения со стороны тела. Они ощущают боль в какой-то его части. На самом деле это тонкое препятствие, возникающее в уме. Теперь уже не нужно уделять внимание своему телу.

Большая часть этих ощущений сейчас является тем, что называется «медитационной болью». Она отличается от настоящей. Реальная боль возникает потому, что вы сидите слишком долго или в неудобной позе, которая причиняет телу физический ущерб.

Но медитационная боль — это боль, рождающаяся от появления препятствий. По большей части она связана с неугомонностью ума. Неугомонность — болезненное чувство, но оно существует лишь в вашем уме, и вы должны принять решение не двигаться, а смягчиться по отношению к ней, позволить ей жить своей жизнью и расслабить напряжение и сжатие, возникающие в связи с этими явлениями.

Сейчас вам должно быть дело только до ума. Вы должны медитировать дольше: час, два и даже три-четыре часа. Чем дольше вы сидите, тем больше у ума времени на успокоение. К настоящему моменту рекордная по длительности непрерывная медитация, зафиксированная Бханте у одного из его учеников в Индонезии, — два дня! И это действительно того стоило — результаты были замечательными. После этой медитации он просто встал и пошёл по своим делам, без какой бы то ни было боли или окоченения; он чувствовал себя прекрасно.

В конце концов, ум станет очень тихим и внутренний покой будет чрезвычайно глубоким. Тогда мы переходим к следующей арупа-джхане, в которой оставим позади все Брахмавихары.

Практический путь к Ниббане
Метки:

Практический путь к Ниббане: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *