Глава Двенадцатая. Сфера Отсутствия Всего — Равностность

МН 111.15: «Далее, монахи, с полным преодолением сферы безграничного сознания, осознавая: «здесь ничего нет», Сарипутта вошёл в сферу отсутствия всего и пребывал в ней».

Ранее вы видели мир как существующий вне вас; сейчас вы видите явления как то, что содержится лишь в уме. Идея «я» существует лишь в противопоставлении миру, который, по сути, является плодом измышлений.

Мы все видим себя в отношении к миру неким отделённым от него, самостоятельным «я», отдельной сущностью. Принимать всё личностно значит рисовать себя в воображении делающим некие вещи. Мы рисуем себя сделавшими нечто в прошлом. Мы рисуем себя делающими нечто сейчас. Мы рисуем себя делающими нечто в будущем. Это «я» существует лишь в наших представлениях. Концепция «я» — порождение ума, и вот сейчас, на этой стадии практики, мы видим это непосредственно.

Вне думающего ума есть только видение, слышание, тактильные ощущения, вкусовые ощущения, ощущение запаха. Просто ощущения, возникающие и исчезающие. И всё же мы идентифицируем всё это как имеющее «я»: вот некое существование, а вот царящее поверх всего «я», которое делает то и это, планирует одно и другое, думает о том и о сём, является частью команды, которая создаёт то и это. Вы — действующее лицо в этом сновидении существования. Всё это — в вашей голове. Вы непрерывно создаёте иллюзию «я», момент за моментом. Всё это лишь образы.

И вот сейчас вы, наконец, начинаете выходить из этого сновидения и видеть всё так, как оно есть на самом деле. Грубое мышление прекращается. Концептуальные процессы останавливаются. Теперь, когда вы видите что-то, вы просто видите, когда слышите — просто слышите и так далее. Прошлого нет, будущего нет — всё происходит сейчас. И это — чистое настоящее, в котором нет места никакому «я». Есть лишь осознавание того, что происходит в дверях органов чувств момент за моментом. Воцаряется тишина, какой вы никогда не испытывали раньше. Это — осознавание и опыт сферы отсутствия всего.

Эта джхана подобна эпизоду фильма «Матрица», где герой Киану Ривза пробуждается от иллюзорного существования в созданном машинами виртуальном мире и осознаёт, что он на самом деле лежит в коконе, а так называемая «жизнь» — лишь сновидение. Подобно ему, мы пробуждаемся ото сна «яшности» и не находим ничего, кроме не-личностного процесса — нескончаемого потока событий.

Теперь ваше сознание снимает фокус с осознавания тела и ощущений и перемещает его в голову. Вы больше не уделяете внимания ничему, что имело бы отношение к телу. Вы видите всё происходящим из ума, а физически — из области головы.

Вы наблюдаете лишь за тем, что происходит в уме. Концептуальное мышление останавливается. Мысли сейчас — это только наблюдение мыслей, и они не воспринимаются личностно. Они больше не описывают ваш мир. Фактически по большей части мысли прекращаются.

Поскольку концепции приходят из мыслей, а явления — из концепций, отсутствие явлений ведёт нас в сферу Отсутствия Всего! Сейчас вы ясно видите, без шума и без создания историй обо всём.

Некоторые даже говорят, что это ощущается так, будто ты попал в пустыню и находишься там в полном одиночестве. Вокруг нет ничего, кроме песка… и это приятно, хотя и отличается от всего, что мы когда-либо чувствовали.

Вы начинаете понимать, что собой представляет звено Зависимого Возникновения, называемое Нама-Рупа, или Ум-Тело (Имя и Форма). Есть ум, который зависит от тела. Они не одно и то же, хотя и функционируют вместе. Одно не может без другого. Но сейчас вы видите напрямую, что тело, тем не менее, — это нечто отдельное от ума.

Например, есть дыхание, входящее и выходящее, а вот — ум, состоящий из чувств, восприятий и сознания. Есть физическое дыхание и есть распознавание — восприятие дыхания и знание о том, что оно делает и как оно ощущается. Это — звено Ум-Тело.

С оставлением концепции существования внешних явлений и чувства, что есть некое «я», отдельное от всего остального мира, ваше осознавание как бы стягивается. Непрестанный беспокоящий «сон» о «я» исчезает. Нет больше мыслей, которые уводят в будущее или прошлое. Нет мыслей, создающих это или то. Вы просто пребываете в настоящем. Ваше внимание ясно и свободно от концептуального образа «я».

Вне этих концепций есть лишь настоящее, возникновение и исчезновение чувств и ощущений. Это всё, что вы видите. Ни прошлое, ни будущее не имеют место сейчас. Внимание ума покоится в настоящем без страстного желания, не добавляя к этому идей о «я» или «душе».

В безмолвии отсутствия всего вы начинаете видеть намного более тонкие явления, скрывавшиеся от вашего ума, пока он был шумным. И эти явления весьма интересны. На самом деле в этом отсутствии всего явно не пусто!

МН 111.16: «И те состояния в сфере отсутствия всего — …»

Прежде, во второй арупа-джхане, вы излучали радость во всех шести направлениях. Но теперь вместо радости вы испытываете невозмутимость, покой, равностность, и это чувство очень глубокое и сильное. Равновесие вашего ума сейчас очень тонко настроено. И вот вы именно этот внутренний покой и берёте в качестве объекта медитации и излучаете его всем существам во всех направлениях. Этот уровень — одно из самых завораживающих состояний, которые мы переживаем в медитации. Нет ни грусти, ни счастья — только покой, только равновесие. Когда вас спрашивают, что вы чувствуете, вы всегда отвечаете, что всё хорошо. «Всё хорошо». «Мне даже нечего сказать». Просто хорошо.

Окружающие чувствуют безмятежность, исходящую от вас. Ваше лицо словно сияет. Даже морщинки на нём как бы исчезают.

Если вы не вложите достаточно энергии в наблюдение за этим покоем, ваш ум впадёт в притупленность. Это не совсем сонливость, но вялость, близкая к ней. А если энергии будет слишком много, ум уклонится в неугомонность. Нужно уравновесить энергию. Здесь вы приводите в равновесие семь факторов пробуждения. Мы поговорим об этом позже.

Неугомонность, возникшая вследствие перебора энергии, выносит вас из джханы. Вы оказываетесь пойманы препятствием. А природа препятствий такова, что они не приходят по одному. Например, если ваш ум впал в неугомонность, это не просто неугомонность: помимо неё самой, здесь также присутствует и отторжение по отношению к неугомонности. И вот у вас уже два препятствия, с которыми нужно работать, — препятствия громоздятся одно на другое!

Но, если вы терпеливы, вам уже не трудно отпустить неугомонность и уравновесить свою энергию. Вы чувствуете себя канатоходцем, который передвигается по тончайшей нити. Любое колебание — и вы начинаете терять баланс. Эта ювелирная работа с энергией становится очень интересной.

Самое главное сейчас — использовать свою Осознанность, чтобы следить за тем, что происходит в уме, и приводить его в равновесие, либо слегка отступая, либо, наоборот, добавляя энергии в практику. Наблюдая за этими состояниями, вы будете естественным образом воздействовать на них — вот почему Осознанность является самым важным из факторов пробуждения. Фактор Исследования возникает, когда движения ума ясно видны. Исследование уравновешивает и недостаток, и избыток энергии автоматически, поскольку с его помощью мы видим, что вышло из равновесия, и меняем это.

В квантовой физике утверждается, что вы можете изменить процесс, наблюдая за ним; именно это и делает Осознанность. Ум наблюдает себя, и происходят изменения.

Иногда ваш прогресс может застопориться, потому что нечто зудит на заднем плане вашего ума. Это тонкое желание, с которым вы отождествляетесь: вы ждёте, чтобы что-то случилось — может быть, хотите получить опыт Ниббаны и поджидаете его, думая о нём. Нужно применить к этому 6Р. Такое может возникнуть. В конце концов, вы устанете от этого желания. Ниббана никогда не случится, если имеет место страстное желание. Ниббана случается, когда ум полностью теряет страстное желание и движение.

Здесь у вас снова может возникнуть страх и мысли, что вы исчезаете. Как и раньше, примените 6Р к этому смятению и продолжайте. Оно вскоре пройдёт.

МН 111.16: «И те состояния в сфере отсутствия всего — восприятие сферы отсутствия всего и единение ума; контакт, чувство, восприятие, формации и ум; …»

Внутренний покой становится очень глубоким, и именно он должен стать вашим объектом медитации. Вы должны представлять себя окружённым и окутанным этим чувством внутреннего покоя. Излучайте это чувство вовне всем своим умом. Сохраняйте лёгкую улыбку — исчезая, она предупредит вас о наступлении нездоровых состояний.

Подобно свече, излучающей свет и тепло, вы просто сидите и позволяете внутреннему покою излучаться самому по себе. Он почти зримо исходит вовне. Если имеет место напряжение при распространении этого чувства, значит, вы чрезмерно стараетесь, прилагаете слишком много усилий. Нужно просто позволять этому чувству сочиться, словно туман; ваша задача — лишь указывать ему соответствующее направление. Уловив напряжение, легко снимите его с помощью 6Р. Не выталкивайте чувство покоя наружу — так вы создадите ещё больше напряжения. Это не что иное, как попытки контролировать чувство с помощью мыслей. Это не работает.

Маяк светит во всех направлениях. Он не выталкивает из себя что-либо, свет просто сияет вовне. Всё, что вы делаете, — включаете его.

Если вы отвлеклись на звук или прикосновение, воспользуйтесь 6Р и вернитесь к излучению чувства; но применяйте 6Р, только если отвлечение совсем увело ваше внимание от чувства. Если вы видите малые движения или мельтешат какие-то слабые мысли на заднем плане, но вы при этом всё же помните об объекте медитации и ваш ум собран на нём, излучайте внутренний покой в шести направлениях, игнорируя тонкие отвлечения. Это просто шум. Не задействуйте 6Р, если ваше внимание не ушло полностью.

*** Инструкция к медитации

Объектом медитации для вас является чувство внутреннего покоя. Вы излучаете его в каждом из шести направлений по пять минут каждое и затем во всех направлениях одновременно всё оставшееся время сидения. Практикуя медитацию в ходьбе, вы излучаете внутренний покой во всех направлениях одновременно и применяете 6Р ко всем отвлечениям.

Сейчас нужно сидеть дольше: час, полтора, два, три часа. Если вы чувствуете, что хотите встать, посидите ещё пять минут и посмотрите, не уйдёт ли это желание.

Умственная активность становится всё тише. Просто наблюдайте, что происходит в каждый момент. Ум будет ясным, бодрым и при этом почти неподвижным. Вы увидите сознание — звено Зависимого Возникновения — возникающее и исчезающее. Это — потенциальное явление. Смотрите, как оно только начинается, потом расцветает в вашем внимании как нечто, будь то видение, слышание или телесное ощущение. Это подобно своего рода предвидению: когда вы знаете, что сейчас что-то увидите, и затем действительно видите это. Постепенно вам откроются все процессы в звеньях Зависимого Возникновения, которые лежат глубже контакта.

Вы воспринимаете данность, что весь ваш опыт происходит лишь в уме. Всё, что в действительности составляет так называемое «я», — это ум и умственные объекты, возникающие и исчезающие. На самом ли деле у вас есть тело, или вы просто видите этот образ и называете его телом? Это «вы» слышите звук или просто возникло слуховое сознание и восприятие «я слышу это»?

Что такое сознание? Сейчас вы видите, что сознание знает себя. Вы перестаёте отождествляться с ним как с «я». Оно отражает форму, возникающую перед ним, подобно тому как красная роза отражается в зеркале. Бхикку Ньянананда, автор книги «Концепции и Реальности», называет это зеркальным залом, в котором само зеркало — это самосознание в тот момент, когда какой-либо видимый объект или звук осознаётся. В комнате никого нет, но сами зеркала и являются «осознаванием осознавания». Ум помещает над всем этим концепцию «я», но в действительности есть только зеркала и отражения.

Сознание возникает, а потом исчезает. До него ничего не было и после него ничего нет. Ни в какой момент в этом зале нет никого, кроме зеркал. Вы лишь думали, что кто-то есть.

Теперь вы видите происходящее напрямую, без концептуального мышления. Вы видите, что сознание переживает лишь самое себя и в этом процессе нет никакой персоны, испытывающей этот опыт, нет никакого «переживателя». Идея о «я» уходит. Тысячи моментов составляют каждое событие слышания или видения. «Яшность» существует лишь в каждый из этих моментов. Затем наступает другой момент, и «я слышу» что-то опять. Но между этими моментами есть пространство, где ничего нет. И теперь вы воспринимаете безмолвие и возникновение-исчезновение объектов в этом безмолвии.

Если бы звук не возник, не возникло бы «я». Вы не были бы рождены в виде ощущающего сознания, если бы не было звука в качестве условия. Это и есть перерождение момент за моментом прямо сейчас. И поскольку между этими элементарными сознаниями нет ничего, на чём вообще может основываться идея о некой постоянной душе или «я»? Вы существуете всего мгновение, а затем вас уже нет. Физическая смерть — это просто момент от одного тела к другому. Вы на самом деле умираете каждый миг, смерть вашего тела не имеет ничего общего с вашей смертью.

*** Инструкция к медитации

Когда всё успокаивается, вас может потянуть добавить что-то в этот покой, что-то подстроить или увидеть в нём что-нибудь. Поскольку «ничто» не возникает, может стать скучновато. В этом случае заметьте это страстное желание управлять, контролировать, получать впечатления. Примените 6Р к своему уму, пребывающему в этом желании, отпустите его и просто оставайтесь в отсутствии движения. Примените 6Р к самой концепции управления, к идее, что есть некий управляющий. Просто пребывайте в исходящем чувстве Внутреннего Покоя. Не двигайтесь в уме совсем. Как в песне «Битлз» — «let it be, let it be»[8].

_________________________________________

[8] «Пусть будет так, позволь этому быть» (прим. перев.)
Практический путь к Ниббане
Метки:

Практический путь к Ниббане: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *