Глава Одиннадцатая. Сфера Безграничного Сознания — Радость

МН 111.13: «Далее, монахи, с полным преодолением сферы безграничного пространства, осознавая: «сознание безгранично», Сарипутта вошёл в сферу безграничного сознания и пребывал в ней».

Это захватывающее состояние. С одной стороны, чувство сострадания автоматически изменяется снова: на этот раз оно переходит в альтруистическую радость. Этот термин не совсем понятен, но более точного Бханте не нашёл. Это состояние значительно отличается от сострадания, которое мы испытывали до того. Бханте предпочитает называть его просто радостью или радостностью. Как бы то ни было, сейчас вы переходите от чувства сострадания к чувству радости — Мудита.

*** Инструкция к медитации

Теперь вы начинаете излучать во всех направлениях радость вместо сострадания. Объектом медитации здесь является радость.

Ваше осознавание становится настолько хорошим и острым, что вы начинаете замечать отдельные сознания, возникающие и проходящие непрерывно. Вы собственными глазами видите, насколько по-настоящему непостоянно всё существующее. У вас больше нет сомнений насчёт того, что всё просто появляется и затем исчезает.

Иногда ваши глаза вдруг открываются — так много энергии в вас появляется. Если вы попытаетесь закрыть их, они вновь откроются, поэтому просто позвольте им быть открытыми.

После того как вы посидите с этим прозрением в непостоянство и не-личностность какое-то время, произойдёт нечто интересное. Некоторые ученики сообщают: «Да, я вижу все эти сознания: зрительное, слуховое, обонятельное, вкусовое, телесное и умственное; я вижу, как эти сознания возникают и исчезают, и это довольно утомительно».

То, что вы наблюдаете, — это не просто непостоянство, но ещё и страдание. И вы видите, что «в этом доме никого нет», нет никакого контроля над этим процессом, он происходит сам по себе. Пока вы пребываете в арупа-джханах, вы познаёте Три Характеристики бытия — аничча (непостоянство), дуккха (страдание) и анатта (не-я) — воочию и близко. В буддизме это три признака, которыми обладает каждое явление. Всё, что существует, имеет такую природу, и теперь вы видите это. Это не плод размышлений, а непосредственный опыт. Теперь вы знаете это напрямую.

Бханте Вималарамси рассказывает об одном известном бирманском монахе, которого некий человек пригласил к себе в дом на обед. Там ему предложили великолепный рис с карри. Всё время пока монах ел, он повторял: «дуккха, дуккха» — «страдание, страдание».

Он пытался с помощью мысли заставить себя видеть характеристики бытия. Но это не работает. Так можно добиться лишь отторжения ко всему, на что вы навесили ярлык, и это развивает нездоровое состояние, которое не имеет ничего общего с прозрением.

Этот опыт отвечает на множество вопросов, которые, возможно, в вас бродили. Прежде вам говорили, что всё очень быстро меняется, но теперь ваше собственное осознавание настолько острое, что вы напрямую видите каждую часть бытия. Двенадцать звеньев Зависимого Возникновения становятся всё более очевидными, и вы начинаете различать их по отдельности. Более того, вы начинаете видеть, что за каждым звеном идёт следующее и что каждое звено зависит от того, что было до него.

Через какое-то время это постоянное возникновение и исчезновение сознаний становится утомительным. Вы задаётесь вопросом: кончится ли это когда-нибудь? Неужели это всё, что есть? Не важно, совершаете ли вы медитацию в ходьбе, едите или идёте в туалет. Вы видите эти сознания постоянно. Есть ли способ выйти за пределы этого?

*** Инструкция к медитации

В поле вашего зрения могут попадать едва заметные искорки света, которые вспыхивают и тут же исчезают. Это — начало страстного желания. Они показывают момент, когда танха только начинает возникать. Это мысли, которые только-только начинают формироваться. Вы чувствуете тяготение со стороны этих искр — сжатие. Вы осознаёте, что если применить 6Р к ним в этот момент, то мысли не возникают, — и находите в этом облегчение. 6Р будет возвращать вас в состояние равновесия и безмятежности. Обязательно делайте это в момент зарождения мыслей.

Вы можете ощутить эти искры как «липучие», поскольку они — маленькие семена страстного желания, только-только появившиеся. Вы теперь видите страстное желание, присутствующее во всём мыслительном процессе. И обнаруживаете, что именно поэтому непрерывное думание настолько надоедливо и утомительно для вашего ума.

Вспомните ночь, когда вы не могли заснуть из-за нескончаемых мыслей. Ведь это было сущим мучением. Страданием.

Вы можете видеть огни, вспыхивающие как маленькие солнца; это называется «нимитта». Мы не используем нимитты — или, как их называют некоторые практики, «знаки» — в качестве точек сосредоточения в медитации: это просто формы и образы, которые возникают. Это и есть настоящее значение термина «нимитта». Отпустите их, применяя 6Р. Не переключайтесь на них и не начинайте на них сосредотачиваться. Это не более чем любопытные явления, которые могут вас отвлечь. Не связывайтесь с ними.

Если бы вы взяли эти огни в качестве объекта медитации, то в результате получили бы практику сосредоточения-поглощения, а её в суттах нет.

В практике сосредоточения на дыхании также могут возникнуть такие огни. И если вы берёте их в качестве объекта медитации, то вы и в этом случае практикуете не то, что описывается в суттах.

Подобные практики явились следствием влияния комментариев, таких как «Висуддхимагга». Данный трактат включил в себя множество техник, которые не упоминаются в суттах. Это противоречие должно было бы вас насторожить и заставить задуматься: а где же правда? Загляните для начала в Сатипаттхана Сутту.

В сфере безграничного сознания некоторые люди видят образы богов (Дэвов), Гуань Инь, Будды, Иисуса или Мохаммада — в зависимости от того, кто во что верит. Ко всему этому нужно применять 6Р, чтобы двигаться дальше.

Если вы чувствуете себя очень счастливым и полным радости, могут даже политься слёзы. Разрешите их себе. Это — признак Мудита, Радости.

Вы можете также почувствовать, что всё течёт медленнее, словно вы смотрите фильм на замедленной скорости; вы видите как бы отдельные кадры сознания, возникающие и исчезающие, зрительные ли это картинки или слуховые импульсы. Вас покачивает, и вы ощущаете себя несколько заторможенным. Не обращайте внимания — применяйте к этому 6Р. Ничего из подобных явлений не нужно воспринимать личностно, как «я» или «моё», им нужно просто позволить быть. Ваша осознанность сейчас становится очень острой — достаточно острой, чтобы видеть отдельные сознания.

*** Инструкция к медитации

Сейчас вас попросят замечать промежутки между сознаниями. Постарайтесь стать ещё более внимательным к безмолвию и безмятежности, которые есть там, и утвердиться в этой тишине. Всё остальное отпускайте. Вы будете думать: «Ничего нет». Терпеливо позвольте этому состоянию углубиться. Оно приведёт вас к следующей сфере — и последней из Брахмавихар. Это — Упеккха, или Равностность, Невозмутимость.

Иногда на этом этапе у медитатора могут появиться мысли: «Если у меня не будет «я», то я просто умру!» Может возникнуть страх: «Я ничего не могу контролировать, что я могу сделать?» Вы просто делаете то, что делали всегда — у вас никогда и не было никакого «я», поэтому по сути ничего не меняется. Речь идёт о прозрении, а не о самоубийстве в каком бы то ни было смысле, так что не о чем беспокоиться.

Учитель напомнит вам, что всё это просто игры ума; посмейтесь над этим и примите с лёгкостью. Вы не умрёте, не произойдёт ничего даже близко подобного. Скоро вы войдёте в ещё более глубокую, ещё более интересную область.

Практический путь к Ниббане
Метки:

Практический путь к Ниббане: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *