Введение

Цель этой книги в том, чтобы помочь серьёзному искателю и продвинутому медитатору в понимании своего опыта и распознавании знаков на пути Будды, который, в свою очередь, ведёт к уничтожению страстного желания и устранению неведения. Я попытался зафиксировать этот опыт для сообщества медитирующих, чтобы он мог быть изучен, сохранён и применялся в дальнейшем в качестве руководства теми, кто приходит в практику.

Книга написана таким образом, чтобы ученики в отсутствии наставника имели бы путеводитель, позволяющий продвигаться по этому пути своими силами. В ней содержатся инструкции о том, как медитировать на каждом этапе практики. Никаких секретных методов мы не утаили, всё это лишь цитаты из сутт и комментарии Достопочтенного Бханте Вималарамси.

Периодически в тексте будет встречаться пометка: *** Инструкция к медитации. Тем, кто работает с книгой как с руководством, она послужит указателем на изменение в практике на данном этапе или обратит их внимание на важный опыт.

Эта книга является более подробной версией ранее изданного «Руководства к Медитации Безмятежной Мудрости», где изложены базовые инструкции для практики TWIM.

В основе своей TWIM — это практика Брахмавихар с Меттой, или Любящей Добротой, в качестве начального объекта медитации (таким объектом может быть и дыхание, но этот вариант, как правило, даёт более медленный прогресс). Инструкции извлечены непосредственно из методов медитации, зафиксированных в суттах — самом раннем памятнике буддийского учения. TWIM — практика, которая ведёт нас к Ниббане строго по тексту сутт. Мы увидим, что, когда инструкции соблюдаются в точности, мы получаем именно то, что описывал Будда.

«Путь к Ниббане» конкретизирует как процесс медитации, так и её результаты, изложенные самим Буддой. Задача состоит в том, чтобы следовать практике в согласии с суттами. Наиболее чёткая карта для этого дана в Анупада Сутте (Маджхима Никая (МН), № 111, «Одно за другим по мере возникновения»). Эта сутта показывает, как происходит развитие практики — шаг за шагом вплоть до Ниббаны. Описывая стадии пути в данной книге, мы будем опираться на эту карту.

История сутт палийского канона уходит глубоко в прошлое, на 2550 лет назад — ко времени жизни Будды. Учёные считают их словами самого Будды.

Если несколько углубиться в детали, то нужно заметить, что Будда говорил на магадхи. Это его родной язык, диалект пракрита. Пали — другая форма пракрита, и все сутты были составлены именно на этом языке, сначала посредством рецитации, а затем в письменном виде — Буддагосой в Шри-Ланке на пальмовых листьях.

Сутты также были выбиты на каменных плитах в Мандалае (Бирма), и сегодня они по-прежнему заучиваются наизусть и повторяются монахами в бирманских монастырях — это происходит непрерывно, начиная с Первого буддийского собора, который состоялся через три месяца после смерти Будды. Я посещал это интересное место в 2003 году и видел эти белые мраморные плиты.

Группы монахов запоминают тексты сутт вместе. Один монах повторяет текст, а остальные члены группы проверяют и поправляют его по ходу. Этот метод оказался почти таким же эффективным, как и любой другой способ сохранения изначального текста на долгий период. Даже переписывание может быть подвержено огрехам переводчика, который вынужден выбирать наиболее точные слова для описания практики.

Но и в такую совершенную систему могли вкрасться ошибки. Мы не можем знать наверняка, поскольку нас не было там и это происходило более двух тысячелетий назад!

Сами сутты записаны на основе устной передачи в 29 году до н. э. в Шри-Ланке. К тому времени минуло уже более 450 лет после ухода Будды. И вот мы изучаем эти тексты как прямое руководство к тому, чему он учил на самом деле.

Существует множество буддистских сект и различных верований и практик, и в наших силах — лишь попытаться определить, какая практика медитации наиболее близка к словам Будды. Методика TWIM «новая» в том смысле, что она была открыта заново при изучении сутт. Она не распространена сколь-нибудь широко (по крайней мере, пока), что, надо сказать, несколько удивляет. Фактически Достопочтенный Бханте Вималарамси и его ученики, которым он позволил преподавать, — единственные, кто учит таким образом, прямо основываясь на суттах. Другие тоже ссылаются на сутты, но не следуют им в точности. TWIM — это не что иное, как практика Правильного Усилия. В этом кроется причина её невероятной эффективности. Мы коснёмся этого особо.

В других практиках в инструкции Будды были внесены изменения, предположительно с целью «улучшить» их. Но постойте-ка, это же Будда! Не слишком ли смело допускать, что инструкции Будды могут быть улучшены? В конце концов, он был Татхагатой, высшим пробуждённым, тем, кто совершенствовал свою мудрость на протяжении бессчётных жизней.

Давайте попробуем хотя бы на время отложить в сторону все другие техники и сосредоточимся на практике в соответствии с описаниями, приведёнными в ранних учениях, наиболее приближающими нас к действительным словам Будды, насколько мы их вообще можем понять.

Анупада Сутта, МН 111, объясняет продвижение в медитации через джханы и Четыре Опоры Осознанности одновременно. Далее мы увидим, что эти джханы, когда мы их практикуем так, как сказано в суттах, ведут к пробуждению. Однако джханы, описанные в Анупада Сутте, не нужно путать со стадиями сосредоточения, которые обычно преподаются. Здесь мы говорим о Джханах Безмятежного Бодрствования, в которых вы поддерживаете осознавание и ума, и тела, и именно это имеют в виду сутты. В их основе — собранность ума, а не сосредоточение, о чём мы ещё поговорим подробнее.

Именно эти заново открытые «джханы бодрствования» являются ключом к новому пониманию учения Будды.

Техника TWIM, представленная здесь, в качестве своего базового источника пользуется книгой «Лекции Будды средней длины: перевод Маджхима Никаи», авторами которой являются Бхикку Бодхи и Бхикку Ньянамоли. Бханте Вималарамси считает именно этот перевод наиболее близким к оригиналу из доступных на сегодня, хотя иногда он предпочитает другую терминологию. Например, он использует выражение «привычная склонность» (habitual tendency)[2] вместо «становление» (becoming). Более подробно об этом будет рассказано позже.

Мы будем сочетать объяснения значения сутт с реальным опытом многих медитаторов, которые практиковали в наши дни и преуспели. Также мы попытаемся выявить некоторые из причин, почему наблюдается определённого рода медитативный опыт — хотя, конечно, только Будде это известно наверняка. Заранее прошу прощения за возможные ошибки и упущения с моей стороны.

Некоторые явления, такие как наитончайшие звенья Зависимого Возникновения, которые залегают в сокровенной глубине психических процессов, здесь сознательно не описываются детально. Практикующие должны открыть их самостоятельно, и то, что мы их не раскрываем, никак не повлияет на ваше продвижение в практике. Объяснение некоторых явлений прежде, чем ученик оказывается готов увидеть их, может сформировать ложные ожидания и ошибочные представления.

Многие ученики по прошествии времени благодарны Бханте за то, что тот не говорил им, в какой джхане они находятся. Они могли просто работать, не думая и не анализируя попусту. Если мы знаем, в какой джхане пребываем, в нас может развиться своего рода гордость и тщеславие. И наша практика с высокой вероятностью замедлится. Мы будем думать, что продвинулись уже далеко, но на деле будем лишь начинающими. Если мы следуем указаниям учителя, лучше нам совсем не знать, на какой мы стадии.

Возможно, прочитав эту книгу, вы захотите ещё глубже понять, как работает эта практика, узнать больше о том, какие прозрения и уровни понимания возникают в ходе неё, а также найти ссылки на сутты, описывающие данную медитацию. В этом случае вы можете обратиться к одной из следующих книг Достопочтенного Бханте Вималарамси:

• «Медитация — это жизнь, жизнь — это медитация»;

• «Дыхание любви»;

• «Продвигаясь в Дхамме», Книга 1.

Эти работы содержат подробную информацию по теме и представляют собой замечательное руководство по продвижению в практике.

Моя же цель состоит в том, чтобы изложить на бумаге шаги пробуждения — продвижение по уровням прозрения к окончательному освобождению. Я надеюсь, что это знание будет кем-то воспринято, сохранено и не канет в Лету. Книга построена на методах, преподаваемых Достопочтенным Бханте Вималарамси, которые, в свою очередь, напрямую основаны на суттах. При этом я использовал тексты из его многочисленных бесед, а также опирался на свой личный опыт в практике.

Среди распространённых ныне практик мы можем найти разного рода методы, сформированные под индуистским влиянием, техники Нью Эйдж, но даже в буддистских вариантах остаётся так мало от того, чему учил Будда, что он сам начинает исчезать. Это направление называется «секулярным буддизмом» или «просто-осознанностью», где Будда зачастую не упоминается вовсе. Сердцевина его Учения смешивается с инструментарием западной психологии, и даже сам термин «осознанность» имеет иной смысл, нежели тот, в каком его применял Будда.

Важное назначение этой книги заключается в том, чтобы показать, как современный буддизм уклонился от того, что излагается в суттах и чему учил исторический Будда.

Среди прочего мы рассмотрим следующие темы:

• Чему Будда учил нас в суттах

• Пробуждение ума и тела

• Зависимое Возникновение

• Определение Осознанности

• Что такое Медитация Безмятежной Мудрости (TWIM)

• Что такое 6Р

• Два типа джхан: джханы поглощения и джханы бодрствования

• Продвижение в практике через джханы к Ниббане

————————————————-

[2] В данном переводе используется термин «вовлечённость». (прим. перев.)
Практический путь к Ниббане
Метки:

Практический путь к Ниббане: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *