Глава Девятая. Четвёртая джхана — Прекрасная

МН 111.9: » Далее, монахи, с оставлением удовольствия и боли, равно как и с предыдущим угасанием радости и недовольства, Сарипутта вошёл в четвёртую джхану и пребывал в ней. Эта джхана — за пределами боли и удовольствия, характерна чистейшей осознанностью, возникающей благодаря невозмутимости».

В четвёртой джхане энергия любящей доброты движется из грудной и сердечной области вверх, в голову: это ощущается так, будто метта начинает излучаться из нашей макушки. Духовный друг улыбается в ответ, и больше нет сияющего тепла в груди.

Ни при каких обстоятельствах нельзя пытаться направлять это чувство обратно вниз. Ему нужно позволить двигаться туда, куда оно стремится. Некоторые делают ошибку, возобновляя чувство в привычном виде, фокусируясь на сердечной или грудной области. Это неправильно. Просто искренне желайте своему другу счастья и любящей доброты, совершенно искренне. Тогда чувство возникнет само и направится туда, где ему удобнее.

Удовлетворённость сменяет более спокойное и мирное чувство, полное невозмутимости; вы входите в состояние глубокого равновесия. Это не значит, что вы больше не испытываете болезненных или приятных ощущений, — они могут возникать, однако ни то ни другое не способно заставить ваш ум колебаться. Вы видите их как есть и пребываете в прекрасном равновесии по отношению к ним. Четвёртая джхана в некоторых текстах так и называется — «прекрасная».

Вы не замечаете ощущений, возникающих внутри вашего тела, но знаете о внешних контактах. Если по вам проползёт муравей, вы это почувствуете. Но теперь вы обладаете такой невозмутимостью, что ничто не беспокоит вас. Комар прилетел и уселся пить вашу кровь — и это не важно, с этим всё в порядке. Ум пребывает в равновесии ко всем чувствам. В четвёртой джхане боль в теле будет исчезать, поскольку ум уже не реагирует на неё привычным «мне это не нравится». Конечно, когда очередное препятствие возникнет и вы выпадете из этого состояния, боль вернётся.

Во время ходьбы в четвёртой джхане, поскольку есть контакт с землёй, вы будете получать ощущения от своих ступней. Но для вас исчезнет всё, что между головой и ступнями, и только если подует ветер, вы начинаете чувствовать тело — лишь потому, что появился контакт. Порой создаётся впечатление, будто есть только голова и ничего ниже!

Вы переросли уровень начинающего. Теперь вы больше не новичок — вы стали продвинутым медитатором. Но, что интересно, вы пребываете в равновесии и вас этот факт не очень-то и волнует. Вы просто не думаете об этом, тогда как на стадии первой джханы вы могли бы возомнить, что уже многого достигли. Сейчас же для вас это просто ещё один шаг на пути, на котором вы больше не оглядываетесь назад.

Практический путь к Ниббане
Метки:

Практический путь к Ниббане: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *