Метта ведёт к четвёртой джхане

В Самъютта Никая есть раздел, посвящённый медитации на любящей доброте, который рассказывает о факторах пробуждения. Этот текст — настоящее откровение: в нём говорится о практике метты в четвёртой джхане. Откровением он является потому, что, согласно общепринятой точке зрения, с любящей добротой мы можем дойти лишь до третьей джханы. Но в сутте говорится о переживании чувства метты в четвёртой!

В этом пункте сутты не согласны с «Висуддхимаггой». Если мы почитаем сутту «Сопровождаемый любящей добротой» (№ 46, раздел 54.4 из Самъютта Никаи), то увидим, что любящая доброта присутствует до четвёртой джханы включительно, сострадание идёт до сферы безграничного пространства, первой арупа-джханы, радость — до сферы безграничного сознания, второй арупа-джханы, а равностность — до сферы отсутствия всего, третьей арупа-джханы.

Та практика, о которой идёт речь в данной книге, — это не только любящая доброта: это полная практика Брахмавихар.

Есть четыре «пребывания или божественных пристанищ Брахмы», которые составляют Брахмавихары, а именно: Любящая Доброта (Метта), Сострадание (Каруна), Радость (Мудита) и Невозмутимость (Упеккха). Любящая доброта — первая ступень этой большой мощной системы, ведущей в конечном итоге к опыту Ниббаны.

Медитация любящей доброты, о которой мы говорим, не просто некая вспомогательная техника, призванная помочь нам успокоиться после трудного дня в офисе или подготовиться к медитации на дыхании. Нет. Она является частью Брахмавихара-бхаваны, через которую мы приходим прямо к пробуждению, если практикуем её так, как учил Будда.

Бханте Вималарамси рассказывал о малазийских учениках, которые, выйдя из трудного ретрита по Випассане, просили разрешения участвовать в его ретрите Метта-медитации. Их умы были очень жёсткими, и они совершенно потеряли связь с чувством счастья, которого искали на курсах практики.

Мог бы метод Будды привести нас к этой жёсткости, которая мало того что не достигает цели, но и требует избавления от неё при помощи любящей доброты?

Метта-медитация — очень важная практика, которой учил Будда и которая ведёт к Ниббане. Ошибочное мнение, что она не достигает конечной цели, нуждается в исправлении. Метта — лишь первая часть системы Брахмавихар, которые вы переживаете по мере углубления в практику.

Практический путь к Ниббане
Метки:

Практический путь к Ниббане: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *