Глава Восьмая. Третья джхана — Счастье

МН 111.7: «Далее, монахи, с угасанием радости Сарипутта пребывал равностным, осознанным, бдительным и ощущал удовольствие в теле. Он вошёл в третью джхану и пребывал в ней. Об этой джхане Благородные говорят так: «Тот, кто обладает равностностью и осознанностью, достигает приятного пребывания»».

По мере углубления в третью джхану вы начинаете терять ощущение тела. Это свидетельствует о прогрессе. Вот вы сидите и внезапно осознаёте: «Я не чувствую рук», или «Я не чувствую ногу», или «Мои плечи исчезли», — и только направив в это место внимание, вы можете вернуть привычные ощущения. Вы чувствуете себя очень лёгким и спокойным. Это знак, что вы начинаете по-настоящему понимать пользу 6Р.

Это не похоже на состояние поглощённости, в котором вы не замечаете, как кто-то дотрагивается до вас. Ваше внимание не направлено на тело, если только не имеет место контакт — некая внешняя сила, требующая переключения: например, оклик учителя или похлопывание по плечу.

Любое отвлечение внимания происходит из-за того, что здесь присутствует страстное желание. Когда возникает чувство, вы хотите его испытывать и пробовать на вкус. В каждой части этого умственного потока содержится небольшая толика страстного желания. Если возникает приятное чувство, появляется и страстное желание и запускается состояние «мне это нравится» или «мне это не нравится»; вместе с чувством приходит восприятие и история об этом чувстве. И опять мы применяем 6Р и продолжаем.

Входя в третью джхану, вы отпускаете массу умственного сжатия. С его отпусканием начинает уходить и физическое напряжение. Бханте рассказывал об одном медитаторе, который пришёл к нему и сказал, что он чувствует себя так, будто на полу сидит одна голова. Больше ничего, лишь голова.

Вокруг может быть много шума, например мотоцикл может проехать за окном, и вы будете знать об этом. Но при этом ваш ум будет оставаться в состоянии равновесия. В третьей джхане уровень невозмутимости возрастает. Звуки уже не могут поколебать ваш ум, не могут отвлечь его — ум просто говорит: «ОК, это был звук. Забудь, расслабься, вернись к объекту медитации». Именно такое устойчивое равновесие и наблюдается. Вы чувствуете себя более удобно, чем когда-либо, в теле ощущается свобода. Физическое напряжение исчезает.

Радость, возникавшая в первой и второй джханах, здесь начинает стихать. Вы будете спрашивать себя: «Куда подевалась радость? Мне было так хорошо в ней. Я хочу, чтобы она вернулась!»

В действительности, вы вышли за пределы прежнего, несколько грубого, уровня возбуждения и прибыли в более глубокое и удовлетворённое состояние. Слово, которое применимо для него, — счастье (сукха), и оно напрямую связано с довольством. Это больше не радость. Иногда даже требуется специально заверить ученика: «Отсутствие радости — это нормально. Это, на самом деле, признак прогресса. Ваш ум движется на более глубокий уровень».

Ум становится безмятежным и единым — не так, как при одноточечном сосредоточении, где ощущения отключаются, но в том смысле, что ум просто пребывает на объекте. Он покоится на нём, и нет нужды контролировать его в этом. Он счастлив пребывать здесь. Всё хорошо.

Вы начинаете видеть мир с более тихим умом. Теперь вы способны заметить самое начало движений ума. Вы можете отпустить их и расслабиться. Вы наблюдаете, как ум начинает лишь слегка колебаться, потом сильнее, сильнее, и вот он уже совсем отвлёкся. Вы видите, как этот процесс происходит. Когда вы улавливаете первые импульсы колебания и расслабляетесь прямо в этот момент, ваш ум остаётся на объекте медитации. По мере того как вы погружаетесь глубже, блуждания ума будут распознаваться вами на всё более ранних стадиях.

Практический путь к Ниббане
Метки:

Практический путь к Ниббане: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *